Конспект урока по обучению грамоте "Буквы В, в". 1-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 1

Ключевые слова: УМК «Школа России», буква «В»


Цели: научить давать характеристику звукам, способствовать формированию навыка чтения, развитие фонематического слуха.

Задачи:

  • познакомить учащихся с буквами В, в и со звуками, которые они обозначают;
  • развивать навыки правильного чтения, связной речи; закреплять знания об однокоренных словах, именах собственных, многозначных словах.

Формируемые УУД: умение использовать схемы звукового состава слов, построение речевого высказывания в устной форме, расшифровка ребусов.

Ход урока

1. Мотивация к деятельности

Ребята, как вы понимаете поговорку "Когда рак на горе свистнет". Почему так говорят? А вот что раки делать умеют:

И живет на свете рак
Как-то все-таки не так
Вместо пальцев - вилки,
Панцирь на затылке,
Шея около хвоста,
А глаза напротив рта.
И нырять и плавать рак
Может все-таки не так.
Как-то все наоборот -
Просто задом наперед.
Даже спать ложится рак
Как-то все-таки не так
Как он в спальню заползал
Даже мне не показал.

2. Актуализация знаний

Как вы думаете, почему мы начали урок с разговора о раке?(С этой буквой мы знакомились на пошлом уроке). Что мы можем сказать об этой букве? (Согласная, бывает заглавная и прописная, может обозначать твердый звук [р] и мягкий звук [р'], может стоять в начале, в конце или в середине слова)

- Что за вилки упоминает автор? Для чего они нужны?

Сравните, пожалуйста, два слова. Что у них общего? (Начинаются на одну букву). Сделайте слого - звуковой анализ слов. Что отличает эти два слова? (В слове ВИЛКИ первый звук мягкий, в слове ВОЛКИ - твердый).

ВИЛКИ              ВОЛКИ

3. Постановка цели. Открытие нового знания

Отгадайте загадки:

Колючка вкуснее, чем множество блюд.
Ее обожает горбатый (ВЕРБЛЮД)

Птица черная кружится
"Кар" - кричит, как будто злится
Всем известная персона,
А зовут ее (ВОРОНА)

На вид сапожки тоже
Да только не из кожи
Из шерсти их изготовляют
Не шьют, не вяжут, а валяют (ВАЛЕНКИ)

Внутри, я пустое, покуда, друзья,
Вы не наполните меня (ВЕДРО)

Отгадки-картинки вывешиваются на доске.

Что объединяет эти слова? (одушевленные - неодушевленные, т.е. отвечают на вопрос кто? что?). Чем еще? (Все начинаются на одну букву). О какой букве мы будем сегодня говорить на уроке? Что будем выяснять? (будем выяснять, какие звуки может обозначать, гласный или согласный, звонкий или глухой, а каком месте в словах может стоять)

В - буква очень важная,
Воображала страшная
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.

Вывешивается  карта с печатной и письменной буквой В.

- Всего мы узнаем 4 буквы В. 2 печатные: большая и маленькая; и 2 письменные : заглавная и прописная.

Физкультминутка

4. Первичное закрепление

- На какие две корзинки можно разделить  слова на доске: верблюд, ворона, валенки, ведро.(верблюд, ведро; валенки, ворона)

На доске две корзинки: в одну положим слова с мягким звуком [в'], в другую с твердым звуком [р].

Прочитайте с доски слоги и слова:

ВА                        ВОН                            Вова
ВО                        КОВ                            Слава
ВУ                         РУВ                            Вадим
ВЫ                        ВОТ                            Вера
ВИ                         ВОС                           Влада

- Что записано в третьем столбике? (Слова) Почему с большой буквы? (Имена)

- Что во втором столбике? (Слоги)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Посмотрите на задание на листе. Что здесь нужно сделать? (Разгадать ребус)

в О рот А

- Что означает это слово?(Ворота дома, в заборе, футбольные ворота) Как называются слова, у которых есть несколько значений? (Многозначные).

Обратите внимание как пишется это слово. (вОРОта)  Запишите это слово в словарь. Разделите его на слоги.(Во-ро-та)

- От чего зависит количество слогов в слове? (От гласных)

6. Включение в систему знаний

Поработаем в учебнике на с. 68.

- Что изображено на иллюстрации.

- Как называют того, кто стоит в футбольных воротах? Ворота и вратарь - это слова родственники. Составим по ней рассказ.

Учебник с. 69 - прочитайте текст «про себя».

Задание, прочитать текст, двум ученикам.

- Озаглавьте текст. Почему в трех последних предложениях в конце стоит восклицательный знак? (Предложения произносятся с эмоциями).

7. Рефлексия

- О какой букве мы сегодня говорили? Что узнали о ней сегодня? Какое новое слово из словаря узнали?

Спасибо. Урок окончен.