Школьный физкультурно-спортивный клуб – конструктивная форма организации внеурочной деятельности

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11

Ключевые слова: физкультурно-спортивный клуб, школьный спортивный клуб


На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (11 октября 2016 г.) министр образования и науки Российской Федерации О.Ю.Васильева выступила с докладом «О физическом воспитании в образовательных организациях». Из её выступления: «...Дойти до каждого ребенка, увлечь, создать условия – наша цель» [1]. Таким образом, в системе образования необходимо создать все необходимые условия для совершенствования физического развития, физической культуры, спорта и здорового образа жизни обучающихся.

И один из этих путей - участие обучающихся в деятельности школьных спортивных клубов. В целях обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета "Физическая культура" возникла необходимость регламентировать деятельность школьных спортивных и физкультурно-спортивных клубов как одной из форм внеурочной деятельности.

Школьный спортивный клуб – системообразующее звено в комплексном процессе физического воспитания школьников. Он является механизмом интеграции урока физической культуры, внеурочных форм физического воспитания и спортивно-массовой работы по месту жительства. Кроме того, школьный спортивный клуб обладает потенциалом решения задач профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и задач по развитию двигательной одаренности школьников[1].

Анализ нормативно-правовых документов показал, что в настоящее время разработана готовая модель и положение о школьном спортивном клубе (далее – ШСК), которая построена в основном на одном спортивном направлении - это секции, которые ведут учителя физической культуры в школе и соревнования по избранному виду спорта. И нет готовой модели школьного физкультурно- спортивного клуба (далее - ШФСК). В связи с этим была создана нормативно-функциональная модель "Школьный физкультурно-спортивный клуб" и ее апробация на базе МАОУ "Гимназии №30" города Кургана (ШФСК "Тридцаточка").

Школьный физкультурно-спортивный клуб – организационная конструкция, обладающая потенциалом интеграции и повышения эффективности всех форм физического воспитания в общеобразовательной организации. Научно-методическим обоснованием являются существенные отличия модели ШСК от модели ШФСК по пяти признакам:

  • основная деятельность ШФСК безгранична, а ШСК работает в основном в одном спортивном направлении по избранному виду спорта;
  • работу в ШФСК можно проводить с детьми, имеющими различные группы здоровья и школьниками с ОВЗ, что нельзя сказать о членах ШСК, где обязательна только основная группа здоровья, так как клуб предусматривает присвоение разрядов, это конечно стимул для спортивно- одаренных ребят, который предусмотрен в спортивных школах. В общеобразовательных учреждениях у ШФСК нет такой возможности, так как учителя физической культуры не имеют право присваивать разряды. Но учителя физкультуры предусматривают свои поощрения для детей – участников ШФСК, они проходят в форме конкурсов, праздников, круглых столов, в виде поздравлений, награждений;
  • в ШФСК - медицинский контроль, осуществляется школьным медицинским работником, а в ШСК предусмотрена медицинская комиссия физкультурно-спортивного диспансера;
  • в ШСК, обучающиеся занимаются только в школьной спортивной секции, т.е. ограниченный круг членов клуба, нет массовости, что, нельзя сказать о ШФСК;
  • в связи с широкой деятельностью ШФСК - охват обучающихся больше, применяются разнообразные формы работы, а в ШСК в основном соревновательная.

Образовательным результатом является созданная и апробированная методически–обоснованная нормативно-функциональная модель ШФСК. Практическую значимость для системы образования города Кургана и Курганской области является реализация готовой модели ШФСК «Тридцаточка», позволяющая апробировать создание организационной основы для запуска аналогичных клубов в других образовательных организациях, что в значительной мере облегчит работу организаторам ШФСК.

ШФСК работает по трем направлениям и содержит 4 блока:

  • физкультурно-оздоровительное направление содержит один блок - это «Физкультурно-спортивные мероприятия» (разработка и организация мероприятий);
  • образовательное содержит два блока: «Олимпиадное движение» и блок «Школа общественного инструктора» (подготовка судей, организаторов школьных мероприятий);
  • спортивное - блок «Спортивные секции».

Кадровое обеспечение ШФСК «Тридцаточка» представлено школьным методическим объединением учителей физкультуры гимназии, имеющих высшую квалификационную категорию, двое из которых имеют ведомственные награды Министерства образования и науки Российской Федерации, один - победитель конкурса на денежное поощрение «Лучших учителей России»; два квалифицированных тренера по спорту, имеющих высшее педагогическое образование. Администрация Гимназии предоставляет школьному физкультурно-спортивному клубу в бесплатное пользование школьные спортивные залы, хореографический зал, спортивный инвентарь и оборудование.

Разработан пакет документов (Положение о деятельности ШФСК, где прописано, что ШФСК является детским общественным объединением, создается на базе системы дополнительного образования детей; Приказ о создании ШФСК; годовой план работы ШФСК, который включает организационную, методическую деятельность и отражает взаимодействие с различными организациями; планирование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; календарный план работы, в который в течение учебного года общее руководство клуба вносит корректировки; расписание занятий школы общественного инструктора, кружка шахмат и секций) регламентирующих деятельность ШФСК «Тридцаточка».

Общее руководство клуба проводит социально – значимые мероприятия, направленные на популяризацию здорового образ в жизни, пропаганды комплекса ГТО, в том числе и соревнования. Разработан и проведен школьный конкурс на лучшую эмблему клуба, получивший широкий резонанс среди школьников. С каждым годом растет количество участников общественных инструкторов, благодаря школьному конкурсу «Самый активный инструктор», в котором может принять участие каждый обучающийся. Проводятся соревнования и конкурсы на муниципальном уровне среди других общеобразовательных организаций, на базе которых, созданы ШФСК. Ярким примером являются физкультурно - спортивные мероприятия «Мяч капитану» среди участников ШФСК города Кургана, посвященное дню рождения клуба «Тридцаточка»; игры ШФСК любителей стритбола. Сложились свои традиции клуба: награждение лучших, ежегодные физкультурно-спортивные мероприятия, так же посвящение первоклассников в ряды клуба, которые становятся участниками детского общественного объединения. Благодаря модели ШФСК, участники клуба реализовали себя не только в физкультурно-оздоровительном направлении, но и в образовательном (участие в конкурсах, дистанционных Всероссийских олимпиадах, во Всероссийской олимпиаде школьников по предмету физическая культура). Увеличилось количество учащихся, получившие знаки отличия по итогам прохождения испытания ГТО.

Для информационного сопровождения инновационной деятельности, пропаганды ШФСК, созданы страницы на официальном сайте гимназии, а так же вся работа клуба отражена в открытой группе VK (https://vk.com/hfck30) . Проводится фотоконкурс «Эмоции баскетбола», где практическая деятельность члена ШФСК (не спортсмена), заключается в наблюдении и фиксировании наиболее интересных живых эмоций. Таким образом, повышается популярность и востребованность ШФСК, выражающаяся в вовлеченности участников образовательных отношений гимназии в деятельность ШФСК. С целью популяризации и содействия открытию ШФСК проводятся организационно-методические, информационно-разъяснительные мероприятия на городском и региональном уровне.

В настоящее время в городе Кургане функционирует 20 школьных клубов. Утверждением в профессионально-педагогическом сообществе Курганской области восприятия школьного физкультурно-спортивного клуба как эффективного механизма консолидации различных форм физического воспитания и в целом повышения эффективности процесса физического воспитания, является переход в 2017-2018 году на модель ШФСК 11 образовательных учреждений (далее – ОУ) и 2019 году еще 8 ОУ г. Кургана. Отличной пропагандой для создания ШФСК в 2018 году послужили: городской смотр – конкурс на лучшую постановку физкультурной работы и развития массового спорта среди ШФСК; областная спартакиада среди ШФСК. С сентября 2019 по май 2020 года проводится городской Фестиваль «События будущего», автором которого является руководитель ШФСК «Тридцаточка». В рамках фестиваля общее руководство ШФСК организовывает и проводит на базе своей школы с приглашенными участниками других ШФСК открытые физкультурно – спортивные мероприятия в разном формате. Реализованы следующие мероприятия это спортивная игра «Я – Чемпион» (ШФСК «Будущее поколение» ОУ № 56), эстафеты «Папа, мама и я – спортивная семья» (ШФСК «Олимп» ОУ № 22), праздник «Спортивный кругозор» (ШФСК «Тридцаточка» ОУ № 30), конкурс «Эмоции футбола!» (ШФСК «Крепость» ОУ № 5) и.т.д.. В этих мероприятиях просматривается именно сеть школьных физкультурно-спортивных клубов. Опыт опубликован в научно - методических изданиях и представлен на научно-практических конференциях.

Изучив опыт других регионов, можно увидеть, что всего в двух областях РФ функционируют ШФСК, которые были созданы в 2018 году. Поэтому Курганская область, создавая с 2017 года именно школьные физкультурно-спортивные клубы, совершает прорыв в инновационной деятельности образования.

Забота о поддержании здоровья обучающихся, повышение показателей физической подготовленности, предотвращение дефицита двигательной активности и определили выбор между моделями ШСК и ШФСК. Созданная модель ШФСК была адаптирована к конкретным условиям и ориентирована на сочетание нескольких видов физической деятельности. Таким образом, выстроили функциональную взаимосвязь между формами организации физического воспитания, содержанием работы блоков в трех направлениях и методами их проведения во время урочной и внеурочной деятельности.

Источники информации

  1. https://center-pri.ru/novosti/obrazovanie/285/
  2. Абрамов Э.Н., Дружинина А.В., Перспективы развития школьного спорта в Курганской области // Педагогическое Зауралье № 2 - Курган: ИРОСТ, 2017. – С. 83-92.