Конспект урока к рассказу Д.Н.Мамина-Сибиряка "Приёмыш"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: Д.Н.Мамин-Сибиряк , «Приёмыш» , анализ персонажей


Цель урока: Создать условия для формирования умения целостно воспринимать образ персонажа, взаимоотношения между героями, умения выделять изобразительные средства языка и понимать оправдание их роли в тексте.

Личностные УУД: проявление внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступка, эмоциональное отношение к собственным переживаниям;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение познавательной цели, смысловое чтение;

Логические универсальные действия:

  • анализ художественного произведения с целью выделения главного и существенного;
  • выделение непонятных слов, поиск их значения в толковом словаре;
  • установление причинно-следственных связей в создании образа героя (как правильно поступить)

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствие с нормами родного языка;
  • умение доказывать свою точку зрения, высказывать своё эмоционально-ценностное отношение к героям произведения и их поступкам;

Регулятивные УУД:

  • целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения то, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно;
  • планирование учебной деятельности;
  • контроль правильности, выразительности чтения текста, выполнения заданий; самоконтроль с целью обнаружения расхождения с эталоном, реального действия и его результата.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Формировать умения:

  • читать текст выразительно, грамотно, осознанно;
  • анализировать повествовательное произведение - рассказ: характеризовать героев; понимать авторский замысел произведения.
  • находить опорные слова, позволяющие выявлять отношение автора персонажам;
  • определять назначение эпитетов в тексте; находить эпитеты в тексте.

Оборудование: проектор, рабочий лист урока ЛИСТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ, полный рассказ Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш», маркеры разных цветов (1 и 5 группа ТАРАС – ОРАНЖЕВЫЙ маркер, 2 группа ПРИЕМЫШ – РОЗОВЫЙ маркер, 3 группа СОБОЛЬКО – ЗЕЛЕНЫЙ маркер, 4 группа РАССКАЗЧИК – ЖЕЛТЫЙ маркер)

Форма проведения урока: групповая форма работы (методика И.М.Чередова. Разновидностью групповой формы является кооперировано-групповая работа – это такая форма организации труда, при которой разные группы учеников выполняют отдельные части общего задания).

1. Организационный этап

Здравствуйте, друзья. Проверьте свою готовность к уроку.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

По какому разделу мы продолжаем путешествие? («ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»)

3. Актуализация знаний

Посмотрите видео, послушайте и подумайте.

https://www.youtube.com/watch?v=GdlC-eEk3Lk (лебедь улетает с озера)

Из какого рассказа? Что взволновало? А этот рассказ актуален в наши дни?

4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Учитель: существует несколько видов анализа произведений, сегодня на уроке мы обратимся к анализу персонажей.

(В процессе проблемного диалога формулируем цели и задачи урока)

ЦЕЛЬ УРОКА: определить главную мысль рассказа на основе взаимодействия героев.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Охарактеризовать героев
  • Выяснить отношения героев друг к другу (поступки, мотивы, последствия поступков)
  • Определить главную мысль рассказа
  • Высказать свое отношение к героям и рассказу

(Вырабатываем систему оценивания)

КРИТЕРИИ и система ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ

  • Правильность (факты)
  • Аргументированность (доказательства)
  • Связность и выразительность речи
    • получилось полностью - плюс
    • получилось частично – плюс-минус
    • не получилось - минус

1 ЗАДАЧА: АНАЛИЗ ПЕРСОНАЖЕЙ (ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ)

Учитель: Начнем с первой задачи. Характеристику героев готовили, используя кластер. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Сейчас внутри группы распределитесь, в какой последовательности будете выступать.

Образ складывается в читательском сознании из следующих составляющих: (это план нашего анализа) – показываю слайд. Мы видим всю историю глазами рассказчика.

1 группа: РАССКАЗЧИК - ХАРАКТЕРИСТИКА

- Кто это? (ОХОТНИК)

- Какой он? (ЛЮБОПЫТНЫЙ, небезразличный)

- Что доказывает, что автор и раньше посещал жилище рыбака? (старый знакомый, чайник ставит, хозяйничает в доме)

ОПОРНЫЕ СЛОВА (вывешиваются на доску)

барин-ОХОТНИК, СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ

2 группа: СОБОЛЬКО - ХАРАКТЕРИСТИКА

- промысловая собачонка — (работа со словарем Значение слова «ПРОМЫСЛОВАЯ»)

- хитрая (не давался волкам)

Мы начинаем чувствовать АВТОРА. РАССКАЗЧИК И АВТОР – это не одно и тоже.

ОТНОШЕНИЕ АВТОРА: с иронией «ЭТОТ ЛУЧШИЙ ДРУГ ЧЕЛОВЕКА»

ОПОРЫЕ СЛОВА: простая собачонка, настоящий друг человека

Учитель: Старики - любимые герои Д.Н. Мамина-Сибиряка, они не выдуманы, они взяты из жизни. ИТАК, мы переходим к анализу ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. КАКИМ МЫ ЕГО ВИДИМ?

3 группа: ТАРАС - ХАРАКТЕРИСТИКА

Место действия

сайма – (работа с толковым словарем, значение слова САЙМА)

Учитель: Автор добивается эффекта «присутствия»: читатель как будто видит картину собственными глазами, ощущает атмо­сферу изображенного места. Давайте посмотрим за счет каких изобразительных средств.

Внешний облик, портретная характеристика

Учитель: Портрет героя живописен, Зачем автор так подробно прописывает внешность героя? Его портрет? (после горя он изменился, имел утомленный дряхлый вид, жалкий, не от болезни)

Возраст

согласно синтезу временных и пространственных характеристик, ему было около 90 лет

Предыстория

бобылем — (работа с толковым словарем БОБЫЛЬ)

Жилище

Жилище Тараса идеально впи­сано в окружающий природный мир, составляет с ним органичное целое.

Язык

ЯЗЫК СВЕЖ И КОЛОРИТЕН, ПОЛОН ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ, остроумными и меткими присловьями.

«Ворчал, ступай, гуляка, эвон, погляди, ах, прокурат, вот я тебе дам»

Род деятельности ОХОТНИК - РЫБАК

ГАРМОНИЯ

- Живя отшельником, Тарас научился быть ближе к природе, видеть взаимосвязь во всем живом, он понимает, что все имеет смысл, у каждого свой порядок.

- Удивительное слияние человека и природы. ОН ДУШОЙ ПОСТИГ ВСЯКИЙ ОБЫЧАЙ ЛЕСНОЙ ПТИЦЫ И ЛЕСНОГО ЗВЕРЯ, ОН ЛЮБУЕТСЯ, счастлив в общении с природой, с природой.

- Тарас внутренне слит с дыханием леса, озера, неба. Эта гар­мония поддерживает жизненные силы девяностолетнего Тараса. Радостная идиллия царит в этом естественном мире, пока не наступает время разлуки.

ОПОРНЫЕ СЛОВА: старик-бобыль, хозяин

4 группа: ПРИЕМЫШ - ХАРАКТЕРИСТИКА

Работа с толковым словарем: ПРИЕМЫШ — анализ имени

ЭПИТЕТЫ: выберите один эпитет для резюме

  • гордая
  • настоящая
  • царская
  • вольная
  • ученая
  • особенная

«СВОЙ ХАРАКТЕР ИМЕЕТ И СВОЙ ПОРЯДОК ЗНАЕТ»

ОПОРНЫЕ СЛОВА: лебедь-сирота, вольная царская птица

САМООЦЕНКА ПО 1 задаче (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

2 задача: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ. ГРУППОВАЯ РАБОТА.

А) Задание групп по выбору (руководитель группы выбирает предмет анализа). (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). ГРУППОВАЯ РАБОТА: группа анализирует определенные отношения, 5 минут работаем маркером.

1 группа: РАССКАЗЧИК И ТАРАС

1 направление: как РАССКАЗЧИК относится к ТАРАСУ старые приятели

Переживает за старика — «улетит он у тебя, дедушка»

Учитель: Через отношение рассказчика-охотника прослеживаются и установки самого автора: именно в подобных простых людях он и видел движущую силу настоящей жизни. Налицо исключительно положительное отношение к главному действующему лицу, что сообщается и читателю.

«ЖУТКО В ЛЕСУ ОДНОМУ»? - «КНЯЗЬ КНЯЗЕМ ЖИВУ»

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «Я ЛЮБЛЮ СТАРИКА, рассказывал хорошо и знал много»

2 направление: ТАРАС-РАССКАЗЧИК

- уважение, барин

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «барин»

2 группа: РАССКАЗЧИК и СОБОЛЬКО

1 направление: как РАССКАЗЧИК относится к СОБОЛЬКО

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «люблю я простых собачонок»

2 направление: как СОБОЛЬКО относится к РАССКАЗЧИКУ

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «старый знакомый», «ласково завилял хвостом»

3 группа: ТАРАС и СОБОЛЬКО

1 направление: как ТАРАС относится к СОБОЛЬКО

ОПОРНАЯ СЕТЬ: любовь и забота

2 направление: как СОБОЛЬКО относится к ТАРАСУ

всегда рад хозяину

ВЫВОД: ТАРАС И СОБОЛЬКО – семья

4 группа: ПРИЕМЫШ и СОБОЛЬКО

1 направление: как ПРИЕМЫШ относится к СОБОЛЬКО

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «ГОРДО ДЕРЖИТ»

2 направление: как СОБОЛЬКО относится к ПРИЕМЫШУ

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «СКУЧНО МНЕ БЕЗ ТЕБЯ, друг сердечный»

ВЫВОД: ПРИЕМЫШ и СОБОЛЬКО — друзья

5 группа: ТАРАС И ПРИЕМЫШ

Учитель: Рассказ о любви к лебедю подобен лирической песне. С ПРИЕМЫШЕМ Тарас способен успокоить голодающую по ласке душу.

1 направление: как ТАРАС относится к ЛЕБЕДЮ

«из рук кормил», «МОЙ ПРИЕМЫШ»

авторское отношение об этой любви с легкой долей иронии:

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «УЖАСНО БЫЛ ДОВОЛЕН СВОИМ ПРИЕМЫШЕМ И ВСЕ разговоры в конце концов сводились на него», «говорил любовно, как о близком человеке»

2 направление: как ЛЕБЕДЬ относится к ТАРАСУ

ОПОРНАЯ СЕТЬ: «понимал слова старика и посматривал на него своими умными глазками»

РАССКАЗЧИК И ПРИЕМЫШ

«любуется оригинальной картиной» - ирония

Б) РАБОТА НАД АНАЛИЗОМ ПОСТУПКОВ! ПЕРСОНАЖЕЙ ГЛАВГОГО ГЕРОЯ. ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Учитель: ХАРАКТЕР ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО В ДЕЙСТВИЯХ и поступках.

АНАЛИЗ ПОСТУПКОВ ТАРАСА

ПОСТУПОК — МОТИВ - ОТНОШЕНИЕ (авторское и личностное)

1 поступок: Тараса - забрал лебедя

- Расскажите, как лебедь оказался у Тараса?

- Почему Тарас решил приютить лебедя?

- Найдите в тексте предложение, которым можно объяснить решение Тараса. (… летать-то не умеет)

Вывод: ГОВОРИТ О ЛЕБЕДЕ КАК О БЕСПОМОЩНОМ существе «смысла в нем настоящего нет», Он заботливо выхаживает осиротевшего птенца.

Учитель: АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ: ПИСАТЕЛЬ ПЕРЕДАЕТ ПРИРОДНУЮ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К ЗАЩИТЕ СЛАБЫХ. В детстве и старости человек естественнее, настоящее в мыслях, чувствах и действиях.

ЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ:

- Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас?

- А как бы вы поступили на его месте?

- Приходилось ли вам в жизни оказывать помощь какому-либо животному? 

2 поступок: не подрезал крылья

«как же можно калечить божью птицу»

3 поступок: отпустил

- Как вы думаете, Тарас надеялся, что лебедь не улетит?

- Какое качество повлияло на выбор поступка?

- С каким чувством говорит Тарас о потере Приёмыша?

Учитель: атмосфера тоскливой грусти прослеживается на протяжении всего рассказа, но трагический тон произведения особенно раскрывается в кульминации рассказа. Конфликт в произведении скрытый: происходит внутренняя борьба в душе старика. С одной стороны – привязанность старика к лебедю, с другой – необходимость отпустить птицу. ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПРЕЖИВАНИЯ ГЕРОЯ: противоречивое состояние души.

- Почему так сильно переживал Тарас о Приёмыше?

Учитель: Тарас понимал, что лебедь мог и не долететь до тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но здесь была хоть какая - то надежда, что всё будет хорошо.

Учитель: Разлука с лебедем означает для Тараса приход настоящей старости. ТАРАС еще раз познает себя, свои масштабы и возможности. Задача, которую решал Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в данном произведении - показать положительный поступок старого рыбака Тараса и выразить симпатии к обитателям, живущим на Светлом озере. Для решения этой задачи автор рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в старом рыбаке Тарасе огромное заботливое сердце настоящего героя.

АНАЛИЗ ПРИЕМЫША:

- А птица способна на внутренние переживания?

- В минуту расставания легко ли было лебедю оставлять своих друзей?

«затосковал, как человек «кровь сказалась», «спасибо за хлеб за соль», «пусти, дедушка, к товарищам», «ХОТЬ И ПТИЦА, А ТЯЖЕЛО РАССТАВАТЬСЯ С РОДНЫМ ДОМОМ»

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ

Сопоставим ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ:

сходство

- Чем похожи лебедь и старик? сирота и бобыль - ОДИНОЧЕСТВО

Учитель: Мы видим проблему, которая заключается в отражении человеческого одиночества. Тарас мог бы пойти к людям и заглушить в себе воспоминания о Приёмыше, но он этого не делает, так как связь с миром природы оказывается для него важнее, чем связь с миром людей.

- Трудно ли жить человеку вдали от других людей и почему люди на это идут?

выбирают СВОБОДУ! ВОЛЮ!

«КНЯЗЬ КНЯЗЕМ»!

отличие

ТАРАС — это образ ЧЕЛОВЕКА, и ПРИЕМЫШ - образ дикой природы, человеку нужна семья, а лебедю нужна стая.

САМООЦЕНКА ПО 2 задаче

3 задача: НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВ ВЫЯВЛЯЕТСЯ ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Учитель: Моделирование помогло нам разобраться в их связях и взаимоотношениях героев и определить главную мысль.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ

- К каким выводам автор приводит читателя?

Ответил ли автор на поставленную проблему? (ВОЗВРАТ К НАЧАЛУ урока)

ИДЕЯ: ЧЕЛОВЕКУ УКАЗАНО ОДНО, А ПТИЦЕ – ДРУГОЕ, Старик и собака Соболько страдают, но оба понимают: «каждому живому существу свое предназначение»

«МЕШОЧЕК со смыслом» для каждого свой:

  • Главная мысль заключается в необходимости безвозмездной и, возможно, даже заранее эмоционально болезненной, но всё-таки помощи, поддержке, дружбы между человеком и представителем уникального природного мира,
  • На примере Тараса и Приемыша автор показывает, как сострадание приносит радость и дарит жизнь. Как и всякая любовь, она должна быть совершенно бескорыстной. Рассказ учит пониманию настоящей любви, когда готов ради другого пожертвовать своими желаниями, не держать друзей при себе против их воли, уметь вовремя их отпускать,
  • Рассказ  "Приемыш"  учит  нас  тому,  что место диких животных в их естественной среде обитания. Даже  спасенная  и  выкормленная  человеком  птица  все  равно  будет тосковать  по  вольной  жизни,  и  тогда  ее  лучше  отпустить,  чем  мучить  и  калечить.

Актуальна ли эта проблема в наши дни?

Просмотр сюжета из ИНТЕРНЕТА (https://www.youtube.com/watch?v=8knIYVUvpek лебедь вернулся к хозяину) - О чем?

ИДЕЯ. ИТОГ. АНАЛИЗА РАССКАЗА

- С каким произведением созвучно? («Маленький принц» С.Экзюпери)

САМООЦЕНКА 3 задачи

4 задача: Личностное отношение (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Личностное отношение к главным героям

Прием «Шесть шляп мышления»

  • Красная Чувства – Что вы чувствуете по отношению к герою?
  • Желтая Оптимизм – Что хорошего можно взять от героя для себя?
  • Черная Критик – Что плохого в поступках героя?
  • Зеленая Обобщение Дайте совет герою?
  • Белая ученый Чему следует поучиться у героя?
  • Синяя – Творчество – продолжите рассказ

Что вам помогли открыть в самом себе герои?

О чем ты задумался, прочитав рассказ?

Самооценка 4 задачи

Предлагаю вернуться к началу и выяснить, выполнили ли мы намеченный план работы?

5. Рефлексивный этап

см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТКИ за урок:

6. Домашнее задание

  1. Написать письмо своему герою.
  2. Подумать, какими произведениями вы бы предложили дополнить раздел?