Программа внеурочной деятельности «Наш город – наш дом» по формированию экологической культуры младших школьников

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: внеурочная деятельность, экологическая культура, младшие школьники


Пояснительная записка

Экологическое образование и воспитание учащихся – важное направление развития детей младшего школьного возраста. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое воспитание при правильной организации педагогической работы способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы. На процесс развития экологической культуры младших школьников существенное влияние оказывают ситуации, в которых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. Поэтому необходимо разнообразить виды деятельности школьников по изучению природы, для удовлетворения их потребностей и интересов. Поиск решения обозначенных вопросов, а также необходимость модернизации экологического воспитания учащихся привели коллектив ЧОУ «Братской Православной гимназии» к разработке программы по внеурочной деятельности «Наш город – наш дом», где краеведческий принцип по формированию экологической культуры учащихся является ведущим.

Актуальность:

В связи с ухудшением состояния окружающей среды, загрязнением почвы, воды, атмосферы, неразумным использованием природных ресурсов, недостаточной эффективностью очистных сооружений, систем очистки воздуха, проблема сохранения окружающей природы и улучшения экологической обстановки особенно остро стоит в городе Братске. А изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с школьного возраста. Обретение экологического мышления, экологической культуры, экологического сознания – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Новизна программы заключается в том, что она нацелена на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты). Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес учащихся к предметам естественно-научного цикла, постановке эксперимента и постановке исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности учащихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем.

Практическая часть программы направлена на:

  • исследование экологии города;
  • изучение экосистем и достопримечательностей Братска;
  • навыки ориентирования и выживания в диких условиях.

Это обусловливает развитие у наших воспитанников экологической культуры и ответственное отношение к природе, укрепляет гуманистические начала в каждой личности.

Цель программы:

  • Выявить источники загрязнения окружающей среды в городе Братске и найти пути решения экологических проблем загрязнения окружающей среды в результате деятельности человека;
  • Апробировать систему внеклассных занятий, как одно из условий реализации комплексного подхода к формированию экологической культуры младших школьников.

Задачи программы:

  • Выявить причины загрязнения окружающей среды в городе Братске.
  • Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.
  • Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Вид организации деятельности воспитанников и обучающихся:

  • познавательно – исследовательский,
  • практико – ориентировочный,
  • долгосрочный.

Формы занятий экологического кружка:

  • уроки на пришкольном участке, на улицах города;
  • уроки - заседания экологического совета
  • урок – игра и т.д.

Сроки реализации – 4 года

Возраст воспитанников - с 1 - 4 классы (7- 11 лет)

Описание места курса внеурочной деятельности:

Программа «Наш город – наш дом» направлена на краткосрочные проекты, на которые требуются выделения 4–6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых продуктов, их обсуждение и оценка.

Социальный спрос:

Развитие навыков экологически безопасного поведения и ЗОЖ. Формирование опыта конструктивного социального поведения в окружающем мире:

  • Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.
  • Экологическое мышление; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.
  • Способность планировать рациональный режим дня и отдыха и следовать ему.
  • Умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности.
  • Навыки оценки собственного функционального состояния; представление о рациональном питании.
  • Негативное отношение к разного рода зависимостям.
  • Умение оказывать первую медицинскую помощь.

Формы работы:

Беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории, практикум оказания первой помощи, творческая работа и т. д.

Формы, методы и средства организации:

  • традиционные;
  • активные, инновационные:
  • различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
    • классные часы;
    • проектные задачи;
    • экологические праздники и мероприятия;
    • участие в экологических НПК и олимпиадах;
    • конкурсы;
    • собрания;
    • практическая помощь природе – изготовление кормушки;
    • субботники.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.

У детей сформируются:

  • экологическая культура, экологические знания;
  • сознание важности природоохранных мероприятий;
  • навыки правильного поведения в природной среде;
  • обретут навыки природоохранной деятельности нашего города;
  • чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
  • эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности;
  • сформируют активную жизненную позицию.

У родителей:

  • расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
  • повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы города;
  • гармонизируются детско-педагогические отношения;
  • повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

  • повышение профессионализма;
  • внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия:

  • мотивация к учебной деятельности в рамках формирования экологической культуры, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем по экологии города Братска.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от известного;
  • знать отличительные особенности природного и животного мира нашего города.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • применять на практике полученные знания и умения;
  • работать по плану;
  • адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • вести наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением;
  • работать в парах и рабочих группах.

Формы подведения итогов.

Формой подведения итогов могут быть выставки работ детского творчества, игра, практикум, экскурсия, наблюдение, викторины.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в школьных выставках, городских, областных и Всероссийских конкурсах, праздниках, играх, практикумах, экскурсиях, наблюдениях, НПК.

Перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов для реализации разработки:

  • Учебный класс со специальным техническим оборудованием для демонстрации наглядного, видео, коллекционного материала.
  • Библиотека учебно-методической и научно-популярной литературы по экологии и охране окружающей среды. Экологические словари.
  • Коллекционный и другой наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, информационные буклеты, лепбуки и другие материалы).
  • Наличие специальных технических и лабораторных средств обеспечения практических работ по оценке состояния окружающей среды (тест - комплекты, комплекты-лаборатории, приборы для определения физических параметров окружающей среды, средства отбора проб, химические материалы и реактивы, средства индивидуальной защиты для лабораторных и полевых работ, лабораторные инструменты и принадлежности).

Технологическая карта урока