Эволюция лирического героя в поэзии Александра Александровича Блока

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11

Ключевые слова: лирический герой, поэзия, А.А. Блок


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели:

  • наблюдение за эволюцией лирического героя в поэзии А.А.Блока в разных циклах его лирики;
  • развитие умения анализировать поэтический текст, определять динамику лирического сюжета стихотворения;
  • воспитание уважения к историческому и культурному прошлому России.

Оборудование:

  • презентация «Эволюция лирического героя в поэзии А.А.Блока»;
  • дидактический материал (тексты стихотворений А.А.Блока);
  • электронная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Определение задач урока:

  • актуализировать основные литературоведческие понятия, необходимые для раскрытия темы;
  • провести наблюдения за развитием образа лирического героя в стихотворениях разных циклов;
  • обобщить полученные результаты наблюдений и сформулировать суть и направление эволюции образа лирического героя поэзии А.А.Блока.

II. Актуализация опорных знаний

  • Можем ли мы идентифицировать образ лирического героя и автора?
  • Раскройте смысл понятия «лирический герой»
  • Может ли лирический герой отражать характер и мироощущение автора?
  • Что такое «эволюция лирического героя» в вашем понимании?

III. Обобщение изученного

Учитель: понаблюдаем за эволюцией лирического героя в поэзии Александра Блока, в разных циклах его лирики.

Образ лирического героя в «Стихах о Прекрасной Даме»

Стихотворение «Предчувствую Тебя…» (1901)

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты…

  • Как представлен лирический герой стихотворения? (Отрок, инок, рыцарь Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни)
  • Какова в его представлении героиня? (Недосягаемый идеал, лучезарный образ)
  • Понаблюдаем за динамикой чувств лирического героя. (Предчувствует встречу с Прекрасной Дамой; томится в ожидании; тоскует и любит; боится встречи, разочарования в мечте; нетерпелив, чувствует приближение мечты…; чувства страха и тревоги усиливаются)

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…»

1.Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

2.Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

3.Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш…

  • Какие черты реальной действительности и земной девушки проступают сквозь лик Закатной Девы и Прекрасной Дамы? (Весло, залив, белое платье, песчаная коса, рябь, камыш, берег, белый стан, золотое весло)
  • Какова динамика чувств лирического героя? (Любит земную девушку; мечта об идеале отошла на второй план; мечта о Вечной Женственности, столкнувшись с реальной действительностью, умирает)
  • Образы-символы угасания мечты? (Вечерние свечи, голоса панихиды)

Лирический герой в цикле «Распутья» (1902 – 1904)

Слово учителя о цикле «Распутья и об этапах пути его лирического героя. Главная идея трёхтомного цикла – трагический путь лирического героя, тесно связанного со своим временем.

Стихотворение «Я был весь в пёстрых лоскутьях…» (1903)

1.Я был весь в пестрых лоскутьях,
Белый, красный, в безобразной маске.
Хохотал и кривлялся на распутьях,
И рассказывал шуточные сказки.

2.Развертывал длинные сказанья
Бессвязно, и долго, и звонко —
О стариках, и о странах без названья,
И о девушке с глазами ребенка.

3.Кто-то долго, бессмысленно смеялся,
И кому-то становилось больно.
И когда я внезапно сбивался,
Из толпы кричали: «Довольно!»

  • Каково состояние и настроение лирического героя? (Одиночество; находится на распутье; хохочет и кривляется от отчаяния)
  • Как выражается отношение окружающих к лирическому герою? (Смеются, не понимают, жалеют, сострадают, отторгают)

Стихотворение «Я вышел в ночь – узнать, понять…» (1902)

Я вышел в ночь - узнать, понять
Далекий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот.
Дорога, под луной бела,
Казалось, полнилась шагами.
Там только чья-то тень брела
И опустилась за холмами.
И слушал я - и услыхал:
Среди дрожащих лунных пятен
Далёко, звонко конь скакал,
И легкий посвист был понятен...

  • Какова тема стихотворения? (Тема стихотворения – поиски смысла жизни, попытка разгадать мир, заглянуть за черту земной жизни)
  • Каков лейтмотив? (Мотив пути, движения, мотив ожидания и боязнь разочарования)
  • Назовите ключевые образы стихотворения. (Ключевые образы – образ лирического героя и образ дороги)
  • Покажите «движение чувств» лирического героя.

Рассмотрим цикл стихотворений А.А.Блока «Город» (1904–1908)

Слово учителя. «И меня поглотили дома…» – так говорит о себе лирический герой цикла «Город». Город и его дома мрачны, серы, туманны. Изображён мрачный колорит Петербурга. Герой предчувствует надвигающуюся беду…

Стихотворение «Вися над городом всемирным» (1905)

Вися над городом всемирным,
В пыли прошедшей заточён,
Ещё монарха в утре лирном
Самодержавный клонит сон.

И предок царственно-чугунный
Всё так же бредит на змее,
И голос черни многострунный
Ещё не властен на Неве.

Уже на домах веют флаги,
Готовы новые птенцы,
Но тихи струи невской влаги,
И слепы тёмные дворцы.

  • Каким видит город лирический герой в начале стихотворения? (Безмятежным и умиротворённым)
  • Как меняется восприятие города? (Лирический герой предчувствует «бурю»; «лик свободы явлен», веют флаги; надвигается нечто страшное и неизбежное)

Новое содержание образа лирического героя в цикле «Город»

Стихотворение «Холодный день» (1906)

Мы встретились с тобою в храме
И жили в радостном саду,
Но вот зловонными дворами
Пошли к проклятью и труду.
Мы миновали все ворота
И в каждом видели окне,
Как тяжело лежит работа
На каждой согнутой спине...

  • Каковы реалии быта лирического героя? (Тяжёлый труд, согбенные спины, низкий потолок», чердак, «колодезь двора»)
  • Есть ли надежда на удачу, счастье? (Надежда иллюзорна)

Стихотворение «В октябре» (1906)

1.Открыл окно. Какая хмурая
Столица в октябре!
Забитая лошадка бурая
Гуляет на дворе.

2.Снежинка легкою пушинкою
Порхает на ветру,
И елка слабенькой вершинкою
Мотает на юру.

3.Жилось легко, жилось и молодо —
Прошла моя пора.
Вон — мальчик, посинев от холода,
Дрожит среди двора…

  • В чём видит лирический герой выход из бедственного положения? (Выход только в мечте и надежде)
  • Какими образами-символами представлены надежда и мечта? (Образы звезды, крыльев, полёта)
  • Внутреннее состояние лирического героя в финале стихотворения? (Надежда на счастье недостижима. Рождается предчувствие смерти)

Образ лирического героя и его восприятие окружающего мира в цикле «Страшный мир» (1909 – 1916)

Слово учителя. В Городе царят беспросветность, безнадёжность. Только зреющие в народе силы протеста, кажется, могут что-то изменить…

Стихотворение «Поднимались из тьмы погребов…» (1904)

Поднимались из тьмы погребов.
Уходили их головы в плечи.
Тихо выросли шумы шагов,
Словеса незнакомых наречий.
Скоро прибыли толпы других,
Волочили кирки и лопаты.
Расползлись по камням мостовых,
Из земли воздвигали палаты.
Встала улица, серым полна,
Заткалась паутинною пряжей.
Шелестя, прибывала волна,
Затрудняя проток экипажей.
Скоро день глубоко отступил,
В небе дальнем расставивший зори…

  • Как представлен лирический герой? (Он находится во власти стихии - он ей подчинён – он заворожён и восхищён)
  • В каких образах-символах проявляется надежда на обновление и духовное обогащение, связанное с революцией? (Нарастающий шум шагов, палаты вместо погребов, прибывающие волны, потоки, город-море, зори в дальнем небе)
  • Что за «новые люди» привлекают внимание лирического героя? (Люди-труженики, творцы завтрашнего дня)

Стихотворение «Идут часы, и дни, и годы…» (1910)

Идут часы, и дни, и годы.
Хочу стряхнуть какой-то сон,
Взглянуть в лицо людей, природы,
Рассеять сумерки времен...
Там кто-то машет, дразнит светом
(Так зимней ночью, на крыльцо
Тень чья-то глянет силуэтом,
И быстро спрячется лицо).
Вот меч. Он - был. Но он - не нужен.
Кто обессилил руку мне? –

  • В каком контексте лирический герой размышляет о времени и о жизни? (В философском контексте: время быстротечно; всё проходит и остаётся в прошлом)
  • Каков смысл образа меча? (Были годы испытаний, когда меч приходил на помощь. Но насилие лирический герой не приемлет)
  • Какова позиция лирического героя? (Человек должен прожить жизнь достойно, не пресмыкаться, потому что он Человек!)

Нарастание противоречий в душе лирического героя стихотворения «Незнакомка» (1906)

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух…
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

  • Как относится лирический герой к бездуховному и обыденному окружающему миру? (Он одинок; испытывает явное отвращение ко всему, что происходит вокруг; утратил веру в красоту, духовность, добро)
  • Как меняется внутреннее состояние героя при виде Прекрасной Незнакомки? (Образ Незнакомки – символ красоты, романтики, высоких чувств. Лирический герой теперь понимает, что для него не всё потеряно. Он может вырваться из мира рутины, обыденности и тоски)

Постепенное рождение сильной, мужественной личности в лирике Александра Блока

Слово учителя. В 1907 году Александр Блок создал цикл из 11 стихотворений, который назвал «Заклятие огнём и мраком». Для этого цикла характерна общая жизнеутверждающая идея, рождение сильной, мужественной личности в его лирике.

Стихотворение «О, весна без конца и без краю…» (1907)

О, весна! без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

  • Как герой относится к жизни, к миру? Герой принимает жизнь в любых её проявлениях)
  • Что характерно для внутреннего состояния героя? (Он одухотворён, сердце наполняет любовь; сущность его бытия – в радостях и трудностях жизни; он готов сражаться за лучшее и светлое)

IV. Рефлексия

  • Можем ли мы утверждать, что в лирическом герое стихотворений А.А.Блока отразились биографические черты самого поэта? Если да, то какие?
  • Назовите этапы эволюции образа лирического героя Блока.
  • В чём выражается поступательность развития образа лирического героя?
  • К каким средствам художественной выразительности прибегал поэт, показывая динамику образа лирического героя?

V. Домашнее задание

  • Прочитать поэму А.А.Блока «Двенадцать».
  • Написать сочинение-миниатюру на тему «Мои первые впечатления от прочтения поэмы А.А.Блока «Двенадцать».