Консультация для педагогов «Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста с ОВЗ»

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, мелкая моторика, социально-коммуникативное развитие , Игры на развитие мелкой моторики рук , коммуникативные игры


Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие ученые, которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Отрицательные тормозят развитие личности. Если ребенок не научился владеть своими чувствами, то малейшие неприятности или трудности могут вызвать в нем нервозность. Неумение выразить свои чувства, будет постоянно создавать конфликтные ситуации в жизни ребёнка причинять вред и ему и окружающим. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать разные эмоциональные состояния, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции говорят окружающим о его внутреннем состоянии.

Сформированная у младенца первая, ситуативно-личностная форма общения является тем кирпичиком, на основании которого начинают строиться дальнейшие успехи и потребности ребенка. Первым симптомом меняющейся потребности в общении является стремление ребенка перевести эмоциональные контакты в план предметного взаимодействия. Ребенок не просто ласкается к матери, а исследует вещи, которые на ней надеты, сидя у нее на руках, тянется к часам на стене, книгам на полке. На смену эмоциональному общению приходит общение практическое, деловое, которое и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. В этот период жизни общение со взрослым уже не является ведущей деятельностью ребенка. Оно как бы вплетается в новую, теперь уже более существенную для малыша сферу овладения предметными действиями.

Взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка.

Игра – в свете ФГОС ДО выступает как форма социализации ребёнка.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.

Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта Малыша.

Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.

Совместная деятельность взрослого с ребёнком помогает налаживать эмоциональный контакт и деловое сотрудничество взрослых и детей. Взрослому важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

Некоторые особенности детей раннего возраста:

  • им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;
  • внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;
  • поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;
  • детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;
  • преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Наиболее интересные для детей раннего возраста игры на развитие мелкой моторики рук и сценарии активизирующего общения.

Игры на развитие мелкой моторики рук

Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка. Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов, чтобы принцип соединения деталей был различным. При этом необходимо помнить, что сложнее работать с мелкими деталями.

Разнообразные виды мозаик — с шестигранными пластинками, круглые, квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагаете малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем показываете, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием считается выполнение изображений — цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

Шнуровка — это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов — ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной: большие пуговицы (размером около 10 см); яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать.

Игры с использованием прищепок. Необходимо сначала показать малышу, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Если прикреплять прищепки к жёлтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками ёжика. Помните, что научиться отстегивать прищепки легче, чем пристегивать. Можно организовать игру в стирку и при помощи прищепок прикрепить к натянутой веревке кукольную одежду.

Сценарий активизирующего общения

Взрослый здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий - результат взаимодействия плана, намеченного взрослым, и встречной активности ребёнка.

Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное, и каждый ребёнок может "включиться" или "выключиться" в любой момент.

Взрослый должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности ребёнок как бы "перетекает" с места на место – он занимает позицию то "внутри", то рядом, то вдалеке.

Наиболее эффективны проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж. Например, у обезьянки оторвалась пуговка, ее нужно пришить. Вместе с обезьянкой ребёнок рассматривает, и обсуждает содержимое “волшебной шкатулочки”, где лежат швейные инструменты.

Игровая ситуация помогает ребенку почувствовать значимость воспринимаемого качества в конкретных условиях и необходимость игровых действий; побуждает к диалогу и осознанию разумного способа поведения.

Дети эмоционально реагируют на такие ситуации, активно объясняют их, помогают игровому персонажу.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей и взрослых, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Игры, вызывающие общие положительные эмоции

  • «Колечки»,
  • «Зайка»,
  • «Гномик»

Телесные игры 

  • «Мы»,
  • «Это я»,
  • «Покажи»

Самомассажи 

  • «Ладошки»,
  • «Лисонька»

Игры, позволяющие познакомиться, узнать друг друга по имени

  • «Мишка знакомится с ребятами»,
  • «Заинька»,
  • «Кто у нас хороший»

В процессе таких игр ребенок радуется тому, что на него обращают внимание, называют ласково по имени, говорят о его достоинствах. Это развивает самооценку ребенка, уверенность в себе, способствовует развитию умения принимать себя таким, какой ты есть, любить себя.

Игры, объединяющие общим действием

  • «Топотушки»,
  • «Мы топаем ногами».

Игры, способствующие овладению простых правил поведения

  • «Здравствуйте»,
  • «Утреннее приветствие»,
  • «Щенок Митрошка».

Игры, знакомящие со способами невербального общения

  • «Мишка косолапый»,
  • «До свидания–здравствуйте»,
  • «Слоник».

В ходе этих игр дети учатся более доступно выражать себя при общении, называть свои чувства, понимать чувства других.

Игры, позволяющие действовать в паре 

  • «Санки»,
  • «Погуляем с игрушками»,
  • «Послушный мячик».

Игры в кругу

  • «Качели»,
  • «Карусели»,
  • «День рождения»,
  • «Мишка попляши».

Игры с передачей игрушек

  • «Передавай»,
  • «Колокольчик»,
  • «Шапочка».

Сначала коммуникативные игры проводятся в тот момент, когда дети не заняты игрой. Надо отметить, что почти все малыши с большим желанием участвуют в играх. После такой совместной деятельности у детей повышалось настроение, что стимулирует их на самостоятельную организацию последующих действий «вместе».

Использование коммуникативных игр с детьми раннего возраста способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений со взрослыми.

Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.

Примеры коммуникативных игр

Задачи:

  • создать теплую эмоциональную атмосферу;
  • развивать представления о себе;
  • способствовать созданию положительного образа «Я»;
  • развивать интерес к сверстникам;
  • воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Ладошки»

Вот у нас игра, какая:
Хлоп ладошка, хлоп — другая!
Правой левую ладошку
Мы пошлепаем немножко.
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай
А потом, потом, потом
Даже щечки мы побьем
Вверх ладошки. Хлоп, хлоп, хлоп!
По коленкам-шлеп, шлеп, шлеп!
По плечам себя похлопай
По бокам себя пошлепай
И перед собой похлопай
И погладим мы себя
Вот какая красота!

«Потягушки»

Потягушки, потягушки!
Просыпайтесь мои ушки!
Просыпайтесь мои губки!
Просыпайтесь мои зубки!
Надувайтесь мои щечки,
Словно два больших мешочка!
Глазки, глазки открывайтесь!
Губки, губки улыбайтесь!

«Солнышко»

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки,
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки!