Конспект интегрированного занятия теме «Зима не лето – в шубу, валенки одета» (подготовительная к школе группа)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, русский фольклор, нетрадиционные техники рисования, подготовительная группа, ярмарка


Цель: Знакомство детей с разными жанрами фольклора, с традициями русского народа.

Задачи:

Обучающие:

  • Уточнить и обобщить знания о зиме; о явлениях природы, которые происходят в этот период.
  • Закрепить понятия о разных видах и жанрах устного народного творчества (сказка, пословица, народная игра).
  • Систематизировать знания детей о ярмарке.
  • Познакомить детей со старинной одеждой, головными уборами, обувью о процессе изготовления и их пользе.

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы детей, их стремление к активной деятельности и творчеству.
  • Обогащать словарный запас слов

Воспитательные:

  • Воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.
  • Вызвать желание дарить людям добро.
  • Воспитывать сотрудничество, сопереживание, взаимопомощь.

Материал: Электронная презентация, русский расписной платок-шаль, картинки (шуба, тулуп, душегрея, муфта, рукавицы, лапти, шапка-боярка, сарафан, кокошник), мольберт, магниты, силуэты-валенки из белого картона на каждого ребенка, гуашь, кисти, красивые коробочки и салфетки, теннисные шарики.

Ход занятия

Занятие проводится в помещении, которое заранее оформлено в стиле русского быта.

Воспитатель: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Гости дорогие! Ребята! Посмотрите, что у меня в руках – сундучок. Этот сундучок не простой. В нём находятся необычные предметы. Хотите узнать, что это за предметы? (да)

(Демонстрация тёплой шапки, варежек, шарфа, орешков, шишек, снега)

- Как вы думаете, для чего эти предметы нужны?

- В какое время года можем мы увидеть снег, одеться потеплее, покормить птиц? (Зимой)

Давным-давно придумал русский народ такую пословицу:«Зима не лето – в шубу, валенки одета». Почему так говорят? (ответы детей).

Правильно, вся природа одета в зимнюю теплую шубу – это наша земля, растения, деревья спят под снежным покровом, у зверей тоже теплые шубки и люди одели теплые вещи.

Чему учит нас эта пословица?(Зимой надо одеваться тепло).

У меня игра для вас, которая называется: «Хорошо и плохо».

Занимайте удобные места и смотрите на экран.

Слайд 1. «Зима»

- Ребята, скажите-ка: зимой хорошо? А почему люди любят зиму?

- А что не нравится зимой?

Ответы детей:

Хорошо: Лепить снеговика, кататься на санках, кататься на лыжах , кататься на коньках , валяться в снегу, встречать Новый год, вешать кормушки, кормить птиц, наряжать ёлку.

Плохо: Очень холодно, надо одевать много одежды, солнце не греет, птицам холодно, можно поскользнуться и упасть на льду, надо топить печки, плохо заводятся машины, можно замерзнуть, животным трудно достать корм.

- Сегодня мы поговорим о зимушке – зиме и зимней одежде.

Слайд 2. «Люди в старинной зимней одежде»

- А вы знаете,  в какой одежде в старину зиму встречали? Откуда мы это можем узнать? (Из сказок)

- А какие зимние сказки вы знаете?

Игра «Угадай название сказки по иллюстрациям»

Слайд 3. «Русские народные сказки»

- Внимание на экран:

1. «Морозко»

2. «По щучьему велению»

3. «Снегурочка»

4. «12 месяцев»

5. «Заюшкина избушка»

А у меня тоже для вас сказка есть.

Жили-были Дед и Баба.

Наступила холодная зима.

Говорит Баба старику: «Как хочется Снегурку из снега полепить. Но вот беда, одежда у меня вовсе износилась, а на валенках дырки появились.
- Что же ребята делать? Посоветуйте.

Ответы детей: в магазине, на рынке, сшить.

Нужно помочь бабушке выбрать зимнюю одежду и обувь.

Слайд 4.

Игра «Одежда»

 В старые времена раньше ходили на ярмарку. Оправимся и мы туда, где узнаем, в какую именно одежду одевали раньше зимой.

- Вставайте в круг, закрывайте глаза. Тот, кого я коснусь рукой, окажется на старинной ярмарке.

Вокруг вас я обойду, в путешествие возьму.
Один, два, три, четыре, пять,
Можно глазки открывать.

- Вот мы и очутились на ярмарке, далеко от детского сада.

Слайд 5. «Ярмарка»

Воспитатель набрасывает на плечи русский народный платок.

Почтенные господа,
Пожалуйте сюда!
Народ собирается,
ярмарка открывается.
На ярмарку проходите,
мои товары рассмотрите!
Зимняя ярмарка приглашает в гости!

Слайд 6. «Лавка зимней одежды»

Вот Емелин отдел зимней одежды.

- Вставай, Емеля. Пришла твоя неделя, показывай свой товар.

Игра «Найди старинную зимнюю одежду»

(Дети выбирают зимнюю одежду)

Воспитатель знакомит детей с названиями старинной зимней одежды.

- В этом отделе одежда, которую носили ваши бабушки и дедушки, в старину, как она называлась? Старинная

Картинки на столе: шуба, тулуп, душегрея,  муфта, рукавицы, лапти, шапка-боярка, сарафан, кокошник.

Шуба – пальто из овчинного меха, в основном носили богатые люди.

Тулуп – зимняя одежда предназначена для езды на открытых санях, тулуп был до самых пят, чтобы лютый мороз не пробрал до костей. Шили из овчины мехом во внутрь.

Шапки тоже шили из овчины, из меха овцы. А называли их – Боярки – это высокие меховые шапки, а носили их бояре богатые, знатные люди. А бедные крестьяне платки ткали из льна или просто вязали из овечьей пряжи.

Рукавицы (варежки) – одежда для рук. Вязали из шерсти, льна, конского волоса.

А на ногах были лапти. Лапти носили круглый год, только обмотки шерстяные использовали.

А богатые люди в праздники надевали сапоги. В сапогах и лаптях ноги мерзли. И поэтому в России появились валенки, в них было удобно и тепло. Их изготавливали из овечьей шерсти.

- Ну, что, ребята, помогли мы бабушке выбрать зимнюю одежду.

Слайд 7. «Лавка с валенками»

- А на нашей ярмарке ещё и валенки продают.

Иди, выбирай, бабушка, валенки.
Немного велики нашей бабушке валенки.

-  А вот еще валенки!

 (открывается мольберт: валенки на магнитах белые, серые без узора).

- Ребята, а вам не кажется, что мастера не успели закончить своё дело? Поможем бабушке подобрать узор к валенкам. Представьте, что вы стали дизайнерами и вам надо украсить валенки красивыми узорами. Выбирайте по валенку.

- Сегодня мы будем украшать необычным способом: стеклянными шариками.

Показать образец. Дать детям полюбоваться.

- Для этого нам понадобится гуашь, кисти, красивые коробочки и салфетки.

В коробочку положить валенок, взять кисть, выбрать гуашь, нанести гуашь в любой угол коробки, берем в руки шарики и плавными движениями раскачиваем коробку. Но есть и другой способ, если мы не в один угол положим гуашь, а в два, три.

Что же мы видим? Разноцветные узоры.

Договоритесь между, собой. Может, вы возьмете одинаковую гуашь, и у вас будет пара валенок.

Продуктивная самостоятельная деятельность детей «Украшение валенок»

Пока узор на ваших валенках подсыхает, мы с вами поиграем.

Что-то наши валенки застоялись!

Игра «Валенки»

В круг вставайте,
Игру начинайте!

Дети по кругу передают под музыку пару валенок, музыка заканчивается, у кого остались валенки - надевают на ноги и под русскую народную музыку танцуют.

- Ну что, покажем нашей бабушке валенки?

Бабка не может выбрать: Ой, какие все красивые, нарядные. Отнесу-ка я ваши эскизы мастеру, он изготовит по ним валенки по размеру для бабушки. Спасибо, детушки!

Итог

Молодцы, ребята. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое.

Пора нам возвращаться в детский сад. Приглашаю вас в круг, закрывайте глаза.

Вокруг вас я обойду, в садик вас верну.
Один, два, три, четыре, пять,
Можно глазки открывать.

- Скажите, куда мы с вами путешествовали? (на ярмарку)

- Что нового вы там узнали? (старинную одежду)

- В какое время года эту одежду одевали?

- Действительно, не зря говорят: «Зима не лето – в шубу, валенки одета». Одевайтесь зимой потеплее!

- Понравилось вам путешествовать на старинную ярмарку?

- Спасибо вам за это! А в подарок леденцы с ярмарки.