Использование ТСО и ИКТ на занятиях по экономики в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Экономика

Классы: 1, 2, 3, 4


Уже очень много говорилось в сложившихся современных условиях о значимости изучения экономики в школе. Особенно важно показать познакомить учащихся с основными экономическими понятиями, объяснить значимость в жизни экономической компетентности. Основы экономических знаний нужно закладывать уже в начальной школе. В этом убедились все педагоги, преподающие экономику младшим школьникам. Курс экономики в начальной школе помогает учащимся познать простейшие экономические истины, воспитывает экономическую культуру. Особое внимание должно уделяться воспитанию у детей трудолюбия и экономической ответственности.

Сейчас в магазинах можно найти много литературы, рабочих тетрадей по экономике для младших школьников. Но детям нужно не только рассматривать картинки в тетрадях, но и быть вовлеченными в экономический процесс. Этому на занятиях помогают сюжетно-ролевые и деловые игры. Но мы знаем, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому важное место в проведении уроков должно отводиться наглядности. Ведь в возрасте 7-10 лет детям трудно разобраться в тонкостях экономической науки. Современные ТСО и ИКТ позволяют сделать уроки экономики в начальной школе более яркими, динамичными и запоминающимися. На уроках для большей вовлеченности детей в экономическую среду могут быть использованы фрагменты из любимых мультфильмов. С помощью них дети учатся видеть экономический аспект в повседневной жизни.

В условиях современной школы должно уделяться внимание и внедрению информационных технологий на уроках экономики. Это и показ презентаций, видеофильмов, интерактивные задания.

И.А. Сасовой с соавторами был разработан УМК по экономике, состоящий из пособия для учителя и тетради творческих заданий для учеников 1-4 классов.

Весь курс экономики за первый класс состоит из серии маленьких историй о Емеле, который начинает изучать этот удивительный предмет. Так как дети в первом классе ещё плохо читают, можно инсценировать эти истории сказки с более взрослыми детьми и снять маленькие видеофильмы. Показ каждого фрагмента займет на уроке не более 10 минут, но запоминание детьми экономических понятий будет более эффективным. Для закрепления полученных знаний можно использовать электронные презентации. Такие уроки будут развивать интерес к дальнейшему изучению экономики.

Во втором классе в курсе экономики изучается проблема выбора. Предлагается много заданий, в которых героям нужно сделать какой-то выбор или найти рациональное решение проблемы. Детям бывает трудно решать такие задачи, но проблема выбора в экономике очень актуальна. Нужно показать важность правильного выбора в экономике. Для большей наглядности при решении этих задач можно использовать возможности современных технологий, например, интерактивную доску. Все персонажи задач из тетради переносятся на такую доску и передвигаются по мере решения проблемы, показываются все пути, которые приходиться героям выбирать. С помощью использования данной ИКТ учащиеся очень быстро осознают, что выбор приходиться делать постоянно и эффективнее находят пути решения проблемы.

Также во втором классе вводятся понятия «реклама» и «конкуренция». Так как современные дети легко и быстро осваивают компьютер, можно предложить им сделать рекламный плакат или презентацию. А с помощью родителей снять видеоролик. На уроках с помощью детских рекламных работ можно легко объяснить значение рекламы в условиях конкуренции.

В третьем классе младшим школьникам необходимо показать, что благосостояние человека и всей страны зависит от качества труда, а богатство выражается не только в деньгах, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Можно предложить детям воспользоваться Интернет-ресурсами, чтобы узнать больше о профессиях людей и об организации производства. Полученные сведения можно использовать для оформления коллажей, альбомов и электронных презентаций, которые будут использованы на уроках. С помощью этого дети будут вовлекаться в экономическую среду. При изучении темы «Бюджет» целесообразно предложить детям с помощью компьютерной программы распределить доходы, расходы и просчитать личный или семейный бюджет. Так дети быстрее усвоят понятия «сбалансированный бюджет», «дефицит бюджета», «излишки бюджеты».

В четвертом классе особое внимание при изучении экономики уделяется специфике местного хозяйства, его природным, трудовым и экономическим ресурсам, системе управления хозяйством, миру труда и профессий, возможностям местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей. В ходе изучения данных тем учащиеся повторяют уже изученные понятия и дополняют их. Для изучения местного хозяйства желательно проводить экскурсии на производство. Но так как их не всегда можно осуществить, на помощь приходят виртуальные экскурсии, в которых очень подробно и интересно рассказывается о предприятиях микрорайона, города, области, страны. Так же важное место в курсе 4 класса отводится проектам. В современных условиях работу над проектами невозможно представить без компьютерных технологий, которые помогают осуществить реализацию планов (проектов).

За курс экономики в начальной школе дети овладевают основными понятиями. Основными задачами курса является подготовка детей к дальнейшему изучению данного предмета, вовлечение детей в экономическую среду, развитие экономической культуры детей. Одним из важных условий эффективности выполнения этих задач в условиях современной школы является использование на уроках экономики ТСО и ИКТ.