Игровая деятельность как одно из средств развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: игровая деятельность, старшие дошкольники, математические представления, геометрические представления, классификация игр


Развитие математических представлений у детей способствует овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в информационных и компьютерных технологиях, для приобретения навыков логического мышления. Математические представления позволяют сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения ребенком окружающего его мира. В их развитии участвуют разнообразные средства, которые используются педагогом и родителями в совместной и самостоятельной деятельности в ДОО и в условиях семьи.

Являясь источником получения информации, по мнению А.В.Белошистой, Т.И.Ерофеевой, З.А.Михайловой, В.П.Новиковой, Л.Н.Павловой, А.М.Столяр и Е.И.Щербаковой, они способствуют развитию математических представлений у детей дошкольного возраста, в том числе и геометрических.

Анализ научной литературы показал, что условно дидактические средства можно разделить на комплекты наглядного дидактического материала (раздаточный и демонстрационный); пособия для воспитателя (методическая литература, программы, учебники, конспекты НОД, сборники дидактических игр и др.); оборудование для самостоятельных игр и занятий детей; учебно-познавательные книги и рабочие тетради для детей на печатной основе.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования «Познавательное развитие» является важной структурной единицей образовательной программы, наряду с речевым, социально-коммуникативным, физическим и художественно-эстетическим развитием. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – это один из подразделов познавательного развития, куда входят и геометрические представления.

На этапе дошкольного образования дети получают разнообразные представления. Это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека [3]. Понятие представление можно разделить на два значения. Первое – это существительное, которое обозначает образы явлений и предметов, воспринимаемые анализаторами, но на данный момент не воздействует на органы чувств человека. Второе – это глагол, который описывает именно процесс воспроизводства образов. Существует множество различных представлений детей (экологические, математические и др.). Остановимся на элементарных математических представлениях, которые формируются и развиваются на этапе дошкольного детства.

Это представления, связанные с числом, множеством, счётом, простейшими вычислениями, геометрическими фигурами и формой предметов, величинами и их измерением, которые ребёнок постигает на чувственном, эмпирическом уровне. Данные представления называются элементарными [1]. В связи с этим геометрические представления связаны с геометрическими фигурами, формой предметов, пространством, величиной, их свойствами. Не зная геометрических фигур и формы предметов, ребенок не может определить предмет и отдельные его части.

В развитии геометрических представлений у детей наблюдается этапность. Сначала детей младшего дошкольного возраста знакомятся с пространственными (объёмными) и плоскими геометрическими фигурами (шар, куб, круг, квадрат, треугольник и др.). Потом в старшем дошкольном возрасте к ним добавляется четырехугольник, овал, многоугольник, различные линии (прямая, кривая, ломанная и др.). Дети учатся распознавать фигуры независимо от их пространственного расположения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам, а также моделировать и конструировать геометрические фигуры, составлять тематические композиции по собственному замыслу.

Многие авторы (Л.А.Венгер, Т.О.Гилевская, А.Л.Смоленцева, А.М.Леушина, Л.С Метлина, З.А.Михайлова, С.Г.Якобсон, Е.И.Щербакова и др.) предлагали использовать прием сравнения для знакомства с геометрическими фигурами, включать различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный и др.), применять дидактические средства такие, как дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, художественное слово, малые фольклорные жанры, проблемно-игровые ситуации, моделирование, детские виды деятельности и др. для знакомства и активизации полученных представлений в условиях ДОУ и семьи.

Ведущим видом деятельности на этапе дошкольного образования является игра. В ней ребенок активен, инициативен, получает удовольствие от выполняемой им деятельности. В структуре любой деятельности выделяются определенные компоненты, в частности, Д.Б.Элькониным в игровой деятельности выделяет: мотивационно-потребностный, целевой, содержательный, операционный и результативный. В играх обязательно присутствуют сюжет, роль, игровые действия, правила, игровое употребление предметов (замещение), реальные (партнёрские) отношения между играющими детьми [5].

Стремлению к проявлению инициативы, самостоятельности, поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций будет способствовать образовательное пространство, организованное педагогом для игровой деятельности, в котором обеспечена доступность детям игрового оборудования, его безопасность, вариативность.

Остановимся на детских играх, которые используются в процессе обучения, воспитания и развития детей. В научной литературе существуют разные классификации детских игр:

  • игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры;
  • игры творческие (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, строительно-конструктивные) и с правилами (подвижные, дидактические, народные, музыкальные и др.);
  • игры по типу организации: групповые, подгрупповые, индивидуальные;
  • игры, возникающие по инициативе ребёнка или взрослого;
  • игры с учетом места организации: на воздухе и в помещении;
  • игры с учетом времени проведения: в первую и вторую половину дня;
  • игры на формирование математических представлений: игры с цифрами и числами, игры путешествие во времени, на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами и на развитие мышления и др.

Доступность и разнообразие дидактических игр и пособий, размещение их в зонах активности, направленность их на развитие геометрических представлений, позволяет каждому ребенку выбрать для себя игру по интересам: это и дидактические игры, и сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, и лего-конструкторы и т.д.

Как отмечает А.В.Белошистая, важным условием при организации игровой предметной среды является отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования, с помощью которых можно побуждать дошкольников к проявлению инициативности и активному исследованию [2]. Педагог должен помнить, что представленный игровой материал должен соответствовать возрасту детей и задачам, решаемым на данном этапе, в частности, связанным с актуализацией полученных геометрических представлений. В связи с этим необходимо своевременно изменять игровую предметную среду за счет внесения новых атрибутов, игрушек, игр, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр, удовлетворяя при этом потребности ребёнка в новине.

Результаты теоретического анализа научной литературы и практического опыта педагогов, позволили нам сформулировать педагогические условия, способствующие этому:

  • при подборе игр (сюжетно-ролевых, дидактических и др.) учитывать склонности и интересы старших дошкольников, уровни сформированности и развития геометрических представлений для того, чтобы игра побуждала ребёнка к проявлению активности и инициативе;
  • учитывать принцип индивидуализации, гендерный подход, а также потребности старших дошкольников;
  • обогащать развивающую предметно-пространственную среду дидактическими и сюжетно-ролевыми играми, дидактическим материалом (Монтессори-материал, модели геометрических фигур и др.), учебно-игровыми пособиями («Логические блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кюизенера», «Математический планшет» и др.), сказками («Полезный прямоугольник», «Треугольник и квадрат» и др.), малыми фольклорными жанрами и др., а также книгами с яркими иллюстрациями и раскрасками по занимательной математике. Они помогут закрепить полученные представления о форме предметов и геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста не только в ДОО, но и в условиях семьи.

Таким образом, развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста является весьма актуальной проблемой, это заложено как в ФГОС дошкольного образования, основных общеобразовательных программах в области «Познавательное развитие», так и в парциальных программах для ДОО. Одним из средств их развития является игровая деятельность, которая помогает детям актуализировать полученные представления в совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.

Список литературы

  1. Баишева М.И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс / М.И. Баишева // Институт развития образования. – Пед. институт ЯГУ – Якутск: Изд. ИРОМА РС (Я), 2000. – 144 с.
  2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
  3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн.– 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688 с.
  4. Михайлова З.А. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, А.М. Вербенец и др. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384с.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2001. – 387 с.