"По следам Робинзона": литературно-географическая игра для учащихся 5–7-х классов

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: литературно-географическая игра


Цель: привлечь внимание учащихся к книге через игру.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, презентация «По следам Робинзона»;
  • по числу команд: книга Дефо Д. «Робинзон Крузо» в пересказе К.Чуковского;
  • Ожегов С. Словарь русского языка;
  • географические атласы 7 кл;
  • семена зерновых культур;
  • старые газеты;
  • простые карандаши и листы бумаги;
  • бумажные рыбки.

Условия игры:

  • учащиеся делятся на команды и выполняют задания ведущего;
  • ответы на задания представители команд дают по очереди, а потом ведущий говорит правильный ответ;
  • в данной игре не предполагается соревновательный элемент, важнее работа с книгой, чтобы после окончания игры ребята захотели книгу прочитать.

Ход мероприятия

Слайд 2

Вступительное слово библиотекаря: В 1704 году с борта английской галеры был высажен на берег необитаемого острова Мас а Тьера поссорившийся с капитаном Томасом Стредлингом боцман Александр Селькирк. В шлюпку ему погрузили платье и белье, кремневое ружье, фунт пороху, пули и огниво, гвозди, топор, нож, котел, несколько фунтов табака. Съестных припасов у него было на один день. На этом острове, входящим в Архипелаг Хуан Фернандес и расположенном в шестидесяти километрах к западу от Чили, Александр Селькирк прожил более четырех лет – 1580 дней и ночей один на один с природой.

А  25 апреля 1719 года в Англии вышла книга, которой суждено было пережить века и стать одной из самых популярных и читаемых. Это была «Жизнь и необычайные удивительные приключения Робинзона Крузо». Автором книги был английский сочинитель Даниель Дефо, который и сам к моменту написания книги имел за плечами шестьдесят лет отменно приключенческой жизни.

Родился он в Лондоне в 1660г., отец его был мелким торговцем. Любознательный, отважный, предприимчивый, Дефо сменил на своём веку немало разнообразных видов деятельности. Много путешествовал по Европе, побывал в руках у пиратов, неустанно пытался разбогатеть, занимался торговлей, разорялся, попадал в тюрьму за долги, тринадцать раз становился богат и снова беден. Находился он и на государственной службе, выполнял секретные поручения – был английским шпионом в Шотландии. Издавал газету «Обозрение», а также занимал посты казначея-распорядителя королевской лотереи. И вот на склоне лет он написал книгу,  которой суждено было пережить века и стать одной из самых популярных и читаемых.

Имя Робинзона Крузо даже стало нарицательным. Робинзонами называют людей, оставшихся один на один с природой, подвергшимся сложным испытаниям.

Своего героя Робинзона Крузо Дефо заставил прожить на необитаемом острове двадцать восемь лет. Выйти победителем из всех сложных ситуаций ему помогли сила духа, хорошая физическая подготовка и, конечно же, знания.

В начале шестидесятых годов ХХ века чилийское правительство официально переименовало остров Мас а Тьера в остров Робинзона Крузо.

В этом, 2019 году книга Даниеля Дефо «Жизнь и необычайные удивительные приключения Робинзона Крузо» отмечает большой юбилей … 300 лет. И этому юбилею я хочу посвятить нашу сегодняшнюю игру.

Мы с вами отправляемся в виртуальное морское путешествие по следам Робинзона. И обязательно возьмём с собой книгу Даниэля Дефо.

Слайд 3

Пока мы плывём, проведём небольшую разминку

Умственная разминка

1. Обитатель морских глубин, имеющий клешни. (Краб)
2. Головной убор матроса. (Бескозырка)
3. Самый большой остров. (Гренландия)
4. Повар на судне. (Кок)
5. Ледяная глыба, плавающая в океане. (Айсберг)
6. Морское туристическое путешествие. (Круиз)
7. Может ли кит проглотить человека? (Нет, у него очень узкая глотка)
8. Гонка парусных судов. (Регата)
9. У кого рот на брюхе? (У акулы, ската)
10. Какой предмет бросают утопающему? (Спасательный круг)

(команды дают ответы – кто вперёд)

Задание 1

Плавание продолжается, а мы с вами для начала давайте найдём на географической карте конечный пункт нашего плавания - остров Робинзона.

(какая команда быстрее найдёт острова Мас а Тьера, входящий в Архипелаг Хуан Фернандес и расположенный к западу от Чили в Тихом океане).

Слайды 4-5

Слайд 6

Итак, Робинзон Крузо оказался на острове.

Задание 2 - «Полезный предмет»

С затонувшего судна Робинзон переправил на берег множество самых разных вещей. Среди них были: канаты, паруса, сундук, чернила, книга на португальском языке. Вы должны подумать, как мог Робинзон использовать тот или иной предмет.

(каждая команда даёт свои ответы)

Слайд 7

Задание 3

Робинзону нужно было как-то обустраиваться на новом месте. Для этого надо исследовать территорию острова, узнать, обитаем он или нет, какие животные и растения есть на острове. Следующее задание - вам предстоит определить по следам, кто недавно посетил морской берег.

(презентация; каждая команда даёт ответ по очереди, потом ведущий говорит правильный ответ)

Слайд 8

Задание 4

А теперь по описанию определите, какие растения есть на этом острове.

- Это растение тёплых стран - вьющаяся лиана, которая прикрепляется к опоре усиками. Его выращивают в Азии, в Западной Европе, на Кавказе (Армении), в Америке. Кусты дают ягоды, которые очень полезны. Их употребляют как в свежем виде, так и в сушеном. Из них выжимают сок, из которого потом после брожения получаются различные вина. (виноград)

- Вечнозеленое дерево высотой до 9-10 метров. Имеет светло-зеленый прямой ствол с многочисленными ветками. Листья овальные, блестящие. Цветки имеют нежный аромат. Плод имеет овальную форму и светло-желтый цвет с бугорчатой коркой. (лимон)

- Это растение произрастает в тропиках, на берегах океанов, морей и островах. Их высокие, 25-30 м стволы обычно наклонены в сторону моря. Эти растения не боятся солёной воды. Плоды созревают долго, целый год. Под гладкой твёрдой кожурой находится волокнистый слой толщиной 4-8 см. Если плод незрелый, то в его полости находится примерно пол-литра прозрачной, кисло-сладкой жидкости, богатой сахаром и витаминами. Постепенно она превращается в белую мякоть. (кокосовая пальма)

(презентация; каждая команда даёт ответ по очереди, потом ведущий говорит правильный ответ)

Задание 5

(Чтобы выполнить это задание, вам нужно прочитать страницу в книге.)

В первый же год своего пребывания на острове Робинзон заболел.

У него не было лекарств, и он не знал на острове лекарственных растений (дневник, 10 глава стр.85-87). Какая болезнь была у Робинзона? 

(лихорадка – болезненное состояние, сопровождающееся жаром и ознобом. По Ожегов С. Словарь русского языка)

Ну а вы конечно знаете наши лекарственные растения, которые смогли бы помочь Робинзону… Задание – назовите их. (липовый цвет, ромашка, сушёная малина)

Слайд 9

Задание 6

Робинзону удалось вырастить на острове культурные растения – это рис и ячмень. Задание - найдите среди предложенных семена этих растений.

(выбрать из предложенного – рис, гречка, овёс, перловка, фасоль; в презентации показать рис и ячмень)

Слайд 10

Задание 7

(Чтобы выполнить это задание, вам нужно прочитать страницу в книге.)

Прожив несколько лет на острове, Робинзон убедился, что на его острове времена года следует разделять не на зимние и летние периоды, а на сухой и дождливый (конец 10 главы стр.93). Задание – посчитайте примерное  кол-во сухих  дней на острове по дневнику Робинзона (240/244 сухих дней).

Задание 8

Из предыдущего задания вы поняли, что на острове, куда попал Робинзон, очень много солнечных дней. Поэтому любому человеку обязательно нужен головной убор, чтобы не получить солнечный удар. Задание - вам нужно сделать головной убор из подручного материала.

(дети делают панамы из газет)

Задание 9

(Чтобы выполнить это задание, вам нужно прочитать страницу в книге.)

Чтобы не потерять счёт времени, на острове Робинзон вёл календарь (8 глава, стр.61-62). Как он его устроил? Задание - с помощью календаря Робинзона запишите сегодняшнее число.

(на столбе делал зарубки/чёрточки; длинными отмечал конец недели, месяца, года)

Пришло время отправляться в обратный путь. А чтобы время прошло быстрее – выполним ещё одно задание.

Слайд 11

Задание 10

Ответьте на вопросы с помощью оглавления книги «Робинзон Крузо»:

- Как Робинзон оказался на острове? (корабль, на котором он плыл, потерпел крушение)

- Где Робинзон сначала устроил себе жильё? (в пещере)

- Каких животных приручил Робинзон? (диких коз, попугая?)

- Какими делами занимался Робинзон на своём острове? (полевыми работами, изготовлением посуды из глины, шитьём одежды, исследовал свой остров)

- Кто посещал остров Робинзона? (дикари, пираты)

- Пятница. Кто это? (дикарь)

- На чём покинул свой остров Робинзон? (на английском судне)

(команды дают ответы – кто вперёд)

Робинзон Крузо покинул свой остров, прожив на нём 28 лет. И наша игра подходит к концу. Надеюсь, что вам сегодня было интересно. А ещё мне хотелось бы, чтобы вы прочитали эту замечательную книгу Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».