Развитие творческого рассказывания у детей с ОВЗ с использованием сказки

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ, старший дошкольный возраст, дети с ОНР, развитие творческого рассказывания


Творческое рассказывание занимает особое место в системе коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи детей дошкольного возраста. Овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности (Л.А.Горбушина, Т.Р.Кислова, Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева). Основной контингент детей, посещающих логопедические группы, имеют диагноз ОНР различного уровня или ОНР и ЗПР. Практическое исследование состояния монологической речи старших дошкольников с ОНР выявило следующие проблемы: недостатки в формировании связных речевых высказываний (затруднения при определении замысла и составлении рассказа, описания, нарушение структуры высказывания, отсутствие связующих элементов, выпадение смысловых звеньев, стереотипность использования лексических средств языка, аграмматизмы). Особые трудности вызывает овладение творческим рассказыванием. Указанные проблемы объясняются системным речевым недоразвитием, недостаточностью представлений об окружающем, инертностью процессов воображения. Всё это определяет необходимость и важность работы по формированию и развитию связной речи и особенно творческих рассказов.

Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи непосредственно связан с изменением требований к содержанию дошкольного образования. Особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы освоения детьми системы родного языка, формирование речевой деятельности, развитие на этой базе творческих возможностей ребенка применительно к обучению детей с различными речевыми нарушениями.

Для обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста современные отечественные исследователи (Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко) рекомендуют использовать сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать свой вариант.

М.Кольцова считает: «Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то свое, новое. В этом и есть залог развития творческих способностей человеческого ума» [9, с. 86]

Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Использование сказок развивает речевую активность детей, словесно – логическое мышление, творческое воображение и рассказывание, насыщает речь выразительными средствами языка.

Учителями – логопедами нашего детского сада была разработана программа «В сказку играем - речь развиваем. Развитие творческого рассказывания с использованием сказки у детей с ОНР старшего дошкольного возраста».

Цель программы - развивать творческое рассказывание у детей с ОНР на материале сказок.

Задачи программы:

  • упражнять в пересказе сказок: с изменением времени, места, действия и лица рассказчика, с изменением сюжета, придумывать новую концовку, начало или собственные сказки; активизировать практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;
  • совершенствовать произношение, темп, ритм, дикцию, интонационную выразительность, эмоциональную окрашенность детской речи;
  • воспитывать стремление к сопереживанию героям сказок и применять накопленный опыт в доброжелательных взаимоотношениях с окружающими.

Данная программа позволяет дополнить систему коррекционно-развивающей работы по речевому развитию (раздел творческое рассказывание) в старшей и подготовительной к школе логопедических группах. Мы рекомендуем использовать сказку в качестве образца для овладения дошкольниками творческим рассказыванием и самостоятельной, связной, грамматически правильной речью. Предлагаемая программа предназначена учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп для работы по развитию творческого рассказывания с использованием сказки у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР или ОНР, ЗПР и может быть использована для развития самостоятельной связной речи детей с нормой в развитии при подготовке к школе. Она составлена на основе программ: Нищевой Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»; Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В., Мироновой С.А. «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей»; Шевченко С.Г. «Программа для детей с ЗПР».

Программа содержит теоретический и практический разделы. В теоретическом разделе отражены проблемы, актуальность, научная методологическая и методическая обоснованность программы. Описаны психологические особенности участников программы, цели и задачи разработки. Практический раздел содержит систему задач по развитию творческого рассказывания, начиная с третьего периода (апрель–май) старшей группы и полный год в подготовительной к школе группы, Каждая подгруппа задач по периодам соотносится с предполагаемыми ожидаемыми результатами. В программе описываются основные методы и приемы: практический, наглядный, словесный. Прилагается примерное содержание тематического планирования по развитию творческого рассказывания и подробные конспекты непосредственно-образовательной деятельности, разработанные в соответствии с ФГОС ДО. В тематическом планировании прослеживается чёткая взаимосвязь между лексической темой недели, творческим заданием, используемым текстом. Данная программа содержит рекомендации для работы воспитателей и родителей.

В ходе реализации программы дошкольники поэтапно упражняются в оформлении связных высказываний: восстанавливают деформированные тексты с опорой на картинки, пересказывают сказку по частям и в целом, пересказывают с изменением действующего лица, времени и места действия, изменяют концовку, придумывают новые эпизоды, самостоятельно придумывают сказку. При выполнении творческих заданий учитываются индивидуальные речевые возможности детей, предлагаются наглядные и словесные опоры (схемы, иллюстрации, слова подсказки на выбор ребёнка), что способствует выполнению цели программы - развитие творческого рассказывания у детей с ОНР на материале сказок.

Взаимодействие логопеда с детьми при помощи сказки проходит очень интересно и плодотворно. Совместная деятельность строится на игровом сюжете, где дети выполняют определённые задания на развитие творческого рассказывания. Эта замечательная форма позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта у дошкольников. Кроме того у воспитанников появляется возможность реализовать свои творческие замыслы, у них развиваются коммуникативные умения, обогащается и активизируется словарный запас.

Программа апробирована в структурном подразделении «Детский сад Журавушка» в 2012–2013 учебном году и используется по настоящее время.

Сравнительный анализ данных в начале и в конце обучения по программе свидетельствует об улучшении творческого рассказывания детей экспериментальной группы.

Средний балл уровня развития творческого рассказывания на начало обучения составил 21%. В конце обучения повысился на 52% и составил 73%.

В конце обучения дети успешнее пересказывали сказки от имени главных героев, изменяли время и место действия, добавляли новые эпизоды в сюжет, составляли сказки по данному началу, началу и концу сказки, и самостоятельно составляли небольшие сказки.

Применение программы «Развитие творческого рассказывания с использованием сказки у детей с ОНР старшего дошкольного возраста» в общем комплексе коррекционных мероприятийспособствовало развитию у детей связной, грамматически правильной монологической речи, речевого творчества, становлению самостоятельности речевых высказываний.

Список литературы

1. Белинский В.Г. Ст. «О детских книгах». Собр.соч.:В 9Т.- М.: Худож. литер., 1978-Т.3-с.-62-63.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебн. для студ. средн. и высш. пед. учебн. завед. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. С.137.
3. Венгер Л.А. Как ускорить процесс понимания сказки. Дошкольное воспитание. 1991. № 5. С. 45—49.5.
4.Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: 2015.
5.Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию. Дошкольное воспитание. 1991. № 2. С. 2—10.
6. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.
7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. М.: Аркти 2004
8. Гуськова А.А. Формирование словаря и связного высказывания детей с ОНР на материале сказок. ( Журнал "Логопед" №4, 2008.).
9. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 1973.
10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников (формирование лексико-грамматического строя речи), СПб.: Союз,1999.
11. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - Санкт- Петербург, 2016.
12. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников - М.: «ТЦ Сфера» 2008 .
13. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. Дошк. восп. №5, 2000.
14. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: в 2 Т-М., 1974.-Т.1.- С.145-159.
15. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Туманова Т.В. Миронова С.А. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М.: "Просвещение" 2008.
16. Шорохова О. А. Играем в сказку. - М.: ТЦ «Сфера», 2006.

Интернет ресурсы

1. Левшина Н.И., Муравьёва Т.А. Технология обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста http://www.scienceforum.ru/2013/97/2494