Урок по методике смешанного обучения. Тема урока: «Лес. Растения зоны смешанных лесов». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, лес, растения зоны смешанных лесов


Образовательная технология: модель смешанного обучения «Ротация станций», технология критического мышления.

Цель и задачи урока:

  • познакомить учащихся с многообразием растений леса, с особенностями их строения, отношению к свету, их значением в жизни человека,
    познакомить учащихся со значением лесов в жизни человека;
  • развивать у младших школьников аналитико-синтетическую деятельность, умение классифицировать, обобщать;
  • воспитывать умение работать в парах, отстаивать свое мнение и выслушивать мнение других людей.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

  • познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем;
  • регулятивные: вносить дополнения;
  • коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию;
  • личностные: целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Оборудование: ноутбуки, учебник «Окружающий мир. 2 часть» автор А.А.Плешаков.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Ход урока.
Ребята, у нас с вами ещё одно путешествие в природу. Сегодня мы попадем в удивительный мир природы и посетим ещё не изведанные нами уголки.
Проверьте готовность к нашей экскурсии, настройтесь на то, что она принесёт нам много полезного и пройдёт интересно и легко.

 

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Для этого я предлагаю вам выполнить тест.
- Послушайте стихотворение.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
Автор: С.Погорельский

Выполнение теста. Зона тундры.

- О каком лесе говорится в стихотворении?
 - Это лес, где встречаются и хвойные и широколиственные деревья.
- Где располагаются эти леса?
- Почему?
- Южнее зоны тундры.
- Должны мы об этом знать?
- А какие растения характерны зоне смешанных лесов?
- Должны мы об этом знать?
- Есть ли в таких лесах лекарственные растения?
- Какую пользу приносят такие леса человеку?
- Каковы проблемы таких лесов?
- Да.

3. Постановка учебной задачи

- На какие вопросы вы хотели бы узнать ответы на сегодняшнем уроке?

Какую цель мы поставим на уроке?

Дети предлагают варианты интересующих вопросов, составляя план изучения темы.
- Что такое лес?
- Какие растения растут в зоне смешанных лесов?
- Какие растения относятся к лекарственным?
- Значение леса в жизни человека?
- Познакомиться с природным сообществом лес, с растениями леса и определить значение леса в жизни человека.

4. Выявление места и причины затруднений

- Какие вы знаете растения, которые растут в зоне смешанных лесов?

Дети называют известные названия растений леса.

5. Построение проекта выхода из затруднения

 

Мы узнали о некоторых растениях, которые мы можем встретить в зоне смешанных лесов. Но можем узнать ещё больше, если выполним задания. Мы будем работать по станциям в группах смешанного состава.

Инструкция по выполнению. Вы разделены на группы. У каждого из вас есть маршрутный лист.
Если задание всё поняли - !
остались вопросы - ?
На работу в каждой станции отводится 10 минут. После того, как закончится отведённое время звучит таймер и группы переходят на следующую станцию.

Учащиеся знакомятся с теоритическим материалом учебника. Отвечают на вопросы учителя.
1 станция. Работа с учителем.
Учащиеся читают. Отвечают на вопросы учителя.
- Где располагается зона смешанных лесов?
- Почему в таких лесах встречаются как хвойные, так и широколиственные деревья?
- Как вы понимаете определение «ярусы леса»?
- Перечислите названия растений зоны смешанных лесов?
- Какие лекарственные растения мы можем встретить в этой зоне?
2 станция. Работа онлайн на компьютерах. Просматривают видео на Ютуб. Дают определение понятию «зоне смешанных лесов».
Работают по карточкам, где из различных растений выбирают растения зоны смешанных лесов.
Дают названия лекарственным растениям.

3 станция. Работа в группе.

Работа со схемой.
1.Определяют роль леса в природе и жизни человека.
- Лес – дом для растений, животных, грибов.
- Защитник воздуха, водоемов и почв.
- Источник ягод, грибов,лекарственных растений.
- Источник древесины.
2. Создают памятки: Береги лес. (О сохранении лесов от пожара, неконтролируемой вырубке лесов, уничтожении лесов, бережного отношения к лекарственным растениям.)

6. Физкультминутка

Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот мы входим дружно в лес
Ждет нас тысяча чудес!

(Ходьба на месте)
(Потягивания — руки в стороны) (Наклониться и коснуться левой ступни)
(Затем коснуться правой ступни)
(Повороты вправо — влево)
(Наклоны вперед)
(Руки поднять над головой)
(Ходьба на месте)
(Потягивание — руки в стороны)
(Садятся дети на места).

7. Подведение итога урока.

- На какие вопросы вы получили ответ на уроке?
- Какие растения мы можем встретить в зоне смешанных лесов?
- Как люди используют лес?
- Назовите лекарственные растения леса. Как их использует человек?

Ответы детей.

8. Рефлексия учебной деятельности

- Расскажите об уроке, используя начало предложения.
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я понял…
Что особенно меня удивило…
- Если на уроке было интересно и не возникало, трудностей прикрепите на полянку цветочек.
- Если возникли трудности и урок не принёс пользы, прикрепите-листочек

Ответы детей

9. Домашнее задание

На выбор.
1. Приготовить сообщение «Растения зоны смешанных лесов, занесённые в Красную книгу»
2. Почему ландыш растёт в лесу, но не встречается на лугу, а мать-и-мачеха растёт на лугу, но не в лесу?