Роль ассоциативно-образного мышления в формировании творческой активности юного музыканта на начальном этапе обучения в ДШИ

Разделы: Дополнительное образование


«…Необходимо, чтобы исполняемое произведение находило какой-то отклик в личности исполнителя, чтобы оно было близко ему лично…
Это только какие-то мысли, чувства, сопоставления, которые помогают вызвать настроения, аналогичные тем, какие хочешь передать при помощи своего исполнения».

К.Н.Игумнов

Введение

Современное общество, которое характеризуется научным прогрессом, глобальной компьютеризацией, требует развития рационально-логического мышления, отводя образному мышлению второстепенную роль. Однако в свете новой концепции образования актуализированы идеи гуманизации и гуманитаризации, а также приоритет культурных ценностей, главенство духовного развития личности.

Одной из основных задач концепции развития дополнительного образования детей является развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту. В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста.

Несомненно, что искусству, которое является одним из основных средств эстетического воспитания личности, принадлежит решающая роль в формировании одной из главных человеческих способностей — способности к творчеству. А из всех видов искусств именно музыка является наиболее перспективным средством в развитии интеллекта ребенка, в частности его эмоциональной и рациональной сфер в единстве.

Одним из главных условий развития способности к творчеству является развитие ассоциативно-образного мышления. Иначе говоря, воспитание творческой индивидуальности через обращение к детскому творчеству.

Актуальность проблемы

Ребенок – творец по природе своей, и любой вид познания для него – это уже творчество.

Психолог Зиньковский отмечает, что именно у детей младшего возраста «эстетическая сфера захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом мироотношения. Как мы, взрослые, так и дети эстетически живут — прежде всего в своем эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним. Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом: они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество».

Язык музыки отличается от языка других видов искусства высокой степенью обобщенности и абстрактности, поэтому при восприятии музыкального произведения возникает широкий диапазон образов и ассоциативных представлений. Развитие ассоциативного мышления ребёнка способствует осмыслению и запоминанию информации при уменьшении затрат времени и сил.

Ассоциация (от лат. associatio – соединение) – связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между элементами, предметами или явлениями.

Ассоциативное мышление (associative thinking) – это мышление, основанное на ассоциациях. Данное понятие отражает факт использования в мышлении закона ассоциации: любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу.

Степень развития ассоциативно-образного мышление ребёнка, очень влияет на достижения в обучении музыке. Ведь образы всегда выражают эмоции, а эмоции – это главное содержание почти любой музыки.

Оперируя различными средствами, музыка в состоянии вызвать тот или иной образ, те или иные ассоциации. Ассоциации, порождаемые музыкой, многообразны и проявляют себя различными категориями сложности: простейшие связаны с высотой, силой и тембром звуков.

На пробуждение художественных эмоций у учащегося влияет не только его собственная реакция на музыку, но и способность педагога подготовить почву, так сказать, для работы над тем или иным произведением: прослушивание музыкального произведения, исполнение преподавателем, эмоциональный рассказ о композиторе, жанре произведения и т.д.

Дмитрий Кабалевский в своей книге «Как рассказывать детям о музыке» говорит:

 «Ребята способны воспринимать, запоминать и даже воспроизводить достаточно сложную музыку при условии, если эта музыка ярка, образна и естественна в своем развитии. Если же в ней нет яркости, образности и естественности, даже самую простую музыку ребята никогда не воспримут и не запомнят, потому что она не затронет ни их сердец, ни их сознания».

«Самая, казалось бы сложная музыка становится доступной, если слушатели эмоционально подготовлены к ее восприятию».

В связи с этим, говоря о проблеме формирования ассоциативно-образного мышления, невозможно обойти вопрос межпредметных связей.

На уроках специальности обучение должно быть построено таким образом, чтобы побуждать у учащихся способность воспроизведения, лучшего запоминания, понимания и практического применения знаний, полученных на уроках сольфеджио, хора, слушания музыки и музыкальной литературы.

Л.С.Выготский в работе «Исследование развития научных понятий в детском возрасте» писал, что «всякая новая ступень в развитии обобщения опирается на обобщение предшествующих ступеней. Новая ступень обобщения возникает не иначе, как на основе предыдущей».

Использование в работе межпредметных связей одно из условий развития ассоциативно-образного мышления юного музыканта. Именно они позволяют рассматривать музыкальные произведения с разных сторон и способствуют лучшему пониманию и запоминанию на основе межсистемных ассоциаций.

Умение переносить знания из разных предметов (в том числе и знания, полученные в дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждениях) при овладении навыками  игры на инструменте вносит целенаправленность в работе, повышает активность самостоятельных занятий, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности.

Кроме межпредметных связей, для активизации и развития ассоциативно-образного мышления на своих уроках я применяю и другие методы и приемы: сравнение, обобщение, аналогия, имитация, игровой и наглядный методы, художественный анализ. Дети всегда играют в кого-то, с кем-то, и друзьями ребёнка в музыкальной игре должны стать знакомые герои, события, краски. Всё, о чём он рассказывает своей игрой, должно быть близким ему, живым, имеющим узнаваемые черты, переживаемые когда-то чувства. Основная задача всех приемов и методов заключается в том, чтобы добиться яркой эмоциональной реакции на музыку, тогда и исполнение будет интересным в эмоционально-образном отношении.

Использование приема интеграции искусств поможет научить ребенка проводить параллели между исполняемой музыкой и впечатлениями, связанными с восприятием других видов искусств: поэзия, литература, живопись, танец.

Ассоциативно-образное мышление необходимо начинать развивать с первых уроков специальности, поэтому репертуар должен включать в себя большое количество программных произведений, которые адресованы конкретным представлениям ребенка.

Методические приемы на развитие ассоциативно-образного мышления

В копилке каждого преподавателя найдутся свои приемы и методы работы, которые призваны разбудить фантазию учащегося, вызвать у него эмоциональный отклик, осмыслить содержание музыки.

Я приведу примеры некоторые из форм работы, которые использую на уроках со своими учениками.

  • Аудиоанализ: заставляет ребенка прислушаться не только к звукам, но и к собственным ощущениям (и к мышечным, и к внутренним переживаниям).
  • Цепочка: ряд наводящих вопросов, на которые ребенок должен ответить. Способ превращения непрограммной музыки в программную. Для расширения словарного запаса удобно использовать «Словарь эстетических эмоций» из книги Владимира Ражникова «Диалоги о музыкальной педагогике».

Такой способ работы в диалоге также поможет учащемуся научиться выявлять связь с различными видами искусств, сравнивать свои жизненные эмоции с художественными и дифференцировать их.

  • Я – художник: задание на изображение зрительного образа.
  • Пантомима: пластический показ движения мелодии.
  • Я – композитор: сочинение мелодий к предложенным стихам, досочинение исполняемых произведений (а что было бы, если…)

Независимо от формы работы ребенок должен испытывать на уроке положительные эмоции, чувствуя радость от новых открытий и побед.

«Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли — всё равно мы должны позаботиться, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследования показали, что эмоции окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный. Только - то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру». Л.С.Выготский

Вывод

Развитие ассоциативно-образного мышления:

  • способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, развивает их фантазию, воображение, пробуждает эмоции.
  • оптимизирует процесс изучения музыкального произведения.
  • способствует преодолению технических трудностей, положительно влияет на качество звукоизвлечения.
  • воспитывает эстетический вкус учащихся.

В рамках данной работы проведен открытый урок, где в качестве примера показаны некоторые приемы и методы работы на развитие ассоциативно-образного мышления на уроках специальности.

Использованная литература

  1. Тихонова Е. «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников в ДШИ».
  2. Зильберт Т. «Образное мышление юного музыканта».
  3. Дрожжина Е. Автореферат диссертации «Методика формирования ассоциативного мышления у учащихся музыкальной школы на занятиях сольфеджио и музыкальной литературы».
  4. Дымова И. Автореферат диссертации «Развитие ассоциативно-образного мышления студентов музыкальных училищ в процессе музыкальной подготовки».
  5. Мильштейн Я. Константин Николаевич Игумнов. М., 1975.
  6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1967.
  7. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
  8. Смирнова Т.И. «Методические рекомендации». М., 2005.
  9. Томилова Т. «Музыкальное восприятие и образное мышление детей младшего возраста».
  10. Попова Т.В. «Ассоциативный эксперимент в психологии»: [электронный ресурс] учеб. пособие / Т.В.Попова. — 2-е изд., стереотип. М.: ФлИНта.
  11. Ражников В.Г. «Словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера звучания».
  12. Выготский Л.С. «Мышление и речь» / Л.С.Выготский. М.: Лабиринт, 1999.
  13. Игумнов К.Н. «Мои исполнительские и педагогические принципы».
  14. Тамберг Ю.Г. «Развитие творческого мышления ребенка».