Типичные ошибки в устной части ОГЭ по английскому языку

Разделы: Иностранные языки

Класс: 9

Ключевые слова: английский язык, типичные ошибки в устной части ОГЭ


Именно устная часть ОГЭ по английскому становится тем самым камнем преткновения для многих выпускников 9 классов. Даже успешно справившись с письменной частью, ученик может допустить досадные ошибки в части «говорения» и лишиться заветных дополнительных баллов.
Устная часть ОГЭ состоит из трех заданий:

  • Чтение небольшого текста;
  • Условный диалог-расспрос;
  • Тематическое монологическое высказывание.

СТРАТЕГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №1 ПО ГОВОРЕНИЮ

Максимальное количество баллов — 2

Чтение текста:

  • внимательно прочитать текст задания про себя;
  • просмотреть текст и выделить синтагмы в длинных предложениях, трудные для произношения слова;
  • продумать интонацию различных типов коммуникативных предложений;
  • прочитать текст шепотом, а потом вслух, обращая внимание на слитность и беглость речи.

Основными ошибками при выполнении этого задания, разумеется, выступают фонетические ошибки, искажающие смысл. К этим ошибкам можно отнести неправильное произношение звука (замена фонемы), которая приводит к искажению значения слова, если пара слов различается именно на его основе, например ship – sheep. Другой случай этого рода – когда слово становится неузнаваемым из-за его неправильного произношения, например put произносится с тем же звуком, что cut, или слово science – с двумя согласными в начале.

Фонетические ошибки, искажающие смысл высказывания, могут быть также при неверной расстановке пауз.

СТРАТЕГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №2 ПО ГОВОРЕНИЮ

Максимальное количество баллов — 6

Условный диалог-расспрос:

  • прочитать текст задания про себя, обращая особое внимание на условия задания: количество вопросов (6 вопросов) и время ответа (40 секунд);
  • давать полные и точные ответы на заданные вопросы, при необходимости используя аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи;
  • использовать лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания.

Часто допускаемые ошибки:

Ответ на вопрос не дан, ИЛИ ответ не соответствует заданному вопросу, ИЛИ ответ дан в виде слова или словосочетания, И/ИЛИ допущены фонетические, и лексические, и грамматические ошибки, препятствующие пониманию ответа.

СТРАТЕГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №3 ПО ГОВОРЕНИЮ

Максимальное количество баллов — 7

Тематическое монологическое высказывание:

  • внимательно прочитать текст задания, обращая особое внимание на условия задания: аспекты, которые необходимо раскрыть, и время ответа (40 секунд);
  • продумать монологическое высказывание: вступление (о чем будете говорить), основную часть (раскрытие трех аспектов задания), заключение (подведение итога сказанному, выражение своего мнения).

При ответе на данное упражнение, важно соблюдать три аспекта: решение коммуникативной задачи (дать ответы на все вопросы, раскрыть содержание), придерживаться организации высказывания (логики и связности в речи) и языковое оформление речи (словарный запас, грамматические структуры, фонетическая сторона речи).

Часто допускаемые ошибки:

  • учащиеся часто не начинали с общего представления темы;
  • раскрывали содержание не всех аспектов задания;
  • не давали развернутую аргументацию, когда в одном из аспектов задания было “Why”;
  • допускали лексические и грамматические ошибки;
  • не подводили итог, обобщив сказанное в основной части высказывания.

В этом году экзамен по английскому языку выбрали 20 учащихся нашей школы.

Результаты пробного экзамена по английскому языку

Класс

Устная часть

Чтение

Диалог

Монолог

Общий
балл

1

9

2

5

5

12

2

9

2

6

4

12

3

9

1

3

2

6

4

9

1

6

4

11

5

9

1

4

2

7

6

9

2

6

5

13

7

9

2

6

7

15

8

9

2

5

6

13

9

9

2

5

5

12

10

9

1

3

0

4

11

9

2

5

5

12

12

9

1

2

4

7

13

9

0

2

0

2

14

9

2

6

6

14

15

9

2

6

6

14

16

9

2

4

6

12

17

9

2

6

6

14

18

9

2

5

4

11

19

9

2

4

3

9

20

9

2

6

6

14

 Исходя из результатов пробного экзамена, можно сделать вывод, что наименее сложное задание для девятиклассников оказалось задание на чтение, 70% учащихся получили максимальный балл за данное задание, а это значит, что их речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов практически без нарушений нормы. Наиболее сложным заданием оказалась 3-я часть экзамена - монолог. Только 5% процентов учащихся набрали максимальный балл за это задание, 30% были близки к максимальному баллу. Обучение монологу как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся, требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.

Мы надеемся, что такой разбор ошибок, дорогие читатели и коллеги, хоть немного, но поможет вам при подготовке своих учащихся к экзамену.

Литература

  1. Мильруд Р.П. ОГЭ. Английский язык. Устная часть. Тренировочные тесты. М., Титул, 2017.
  2. Журнал «Педагогические измерения». М., 2017. «Школьные технологии».
  3. Сайт ФИПИ http://fipi.ru (электронный ресурс).