Духовно-социальный проект «Ежегодный межшкольный дистанционный праздник “Пасхальный фестиваль”»: опыт реализации

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ОВЗ, праздник, Пасха, социализация детей


Духовно-социальный проект «Ежегодный межшкольный дистанционный праздник “Пасхальный фестиваль”» успешно реализуется в ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г.Смоленска” уже в течение четырех лет (2015-2016 , 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебные годы). За время существования праздник преодолел пределы образовательной организации, области и вышел на международный уровень: в 2019 году его участниками стали обучающиеся из эстонской Нарвы.

Опыт реализации «Ежегодного регионального праздника творчества для детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Пасхальный фестиваль»  будет интересен педагогам общеобразовательных организаций, где осуществляется работа с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, а также организаторам дистанционных и очных мероприятий для особых детей.

Участниками “Пасхального фестиваля” могут стать обучающиеся с ОВЗ любого возраста из Смоленской области, а также приглашенных образовательных организаций за ее пределами.

Цель проекта:

  • преодоление изоляции, в которой оказываются дети-инвалиды и обучающиеся с ОВЗ. Проект поможет им продемонстрировать свое творчество широкой аудитории благодаря дистанционным технологиям (создание сайта конкурса, размещение на нем видеороликов с обучающими онлайн-инструкциями и беседами с представителями духовенства);
  • создание условий для очного взаимодействия обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов с представителями духовенства и творческими коллективами Смоленской области (на церемонии награждения);
  • создание условий для творческого и духовно-нравственного развития личности каждого конкурсанта. Электронная площадка для проведения Пасхального Фестиваля будет включать видеоматериалы, подготовленные совместно с представителями РПЦ и посвященные Светлому Празднику Пасхи;
  • организация взаимодействия и демонстрация практического опыта педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Задачи проекта:

  • создание сайта-электронной площадки для проведения Пасхального Фестиваля;
  • наполнение сайта информационным контентом;
  • создание и размещение на сайте видеороликов на пасхальную тематику совместно с представителями РПЦ;
  • создание и размещение на сайте онлайн-инструкций по изготовлению творческих работ на пасхальную тематику;
  • проведение вебинаров и онлайн-мастер классов для потенциальных участников Фестиваля, их родителей (законных представителей) и педагогов;
  • организация и проведения очных мастер-классов на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»;
  • организация приема заявок и размещение поступивших материалов на сайте Фестиваля;
  • разработка наградных материалов (дизайн сертификатов, дипломов и благодарственных писем) и их печать;
  • проведение торжественной Церемонии награждения в очной форме;
  • формирование отклика на мероприятие в региональных СМИ и на сайтах органов исполнительной власти;
  • создание базы методических материалов для педагогов и наполнение ее разработками педагогов-участников, посвященных фестивальной тематике.

Проект представляет собой комплекс мероприятий – своеобразный путевой лист. Последовательно посещая вебинары, очные мастер-классы или изучая материалы, представленные на сайте проекта, дистанционно, обучающиеся развивают творческие способности, готовят собственную творческую работу самостоятельно или при поддержке родителей и педагогов. Результатом следования “по маршруту” становится участие в “Пасхальном фестивале”: каждая творческая работа (фотография, презентация, видеоролик и т.д.) размещается на электронной площадке проекта (easter2019.dist67.ru) в числе работ остальных участников – обучающийся может оценить работы других детей, сравнить с другими материалами собственную работу, что особенно важно для детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся на дому. Для участников проект завершается масштабным праздником, где работа каждого вне зависимости от возраста, особенностей здоровья, места проживания, оказывается оценена и вознаграждена.

Наиболее яркими ключевыми мероприятиями на пути к заключительному празднику становятся:

  • подготовка и создание видеобесед с представителями духовенства, знакомящими с традициями и особенностями празднования Пасхи;
  • создание онлайн инструкций по изготовлению пасхальных творческих работ. Видеоролики призваны подсказать участникам темы будущих работ в различных номинациях.
  • очные мастер-классы для обучающихся дошкольного и школьного возраста. Организуются и проводятся педагогами, имеющими многолетний опыт работы с обучающимися с особенностями здоровья. Мастер-классы становятся своеобразными арт-терапевтическими сессиями для участников, так как для каждого ребенка важна радость результата работы и свобода творчества, а не “правильность” выполнения какого-то задания. Также можно приглашать к участию в мастер-классе для дошкольников родителей в мастер-класс для дошкольников, что способствовало укреплению семейных связей и максимально комфортному включению маленьких детей в процесс коллективного творчества.
  • финальное очное мероприятие является итогом реализации проекта.

Традиционно финальное мероприятие – это праздник с высококлассной концертной частью, адаптированной для детей с ОВЗ и инвалидностью разных нозологических групп (работает сурдопереводчик). Внимание бывает уделено каждому участнику  фестиваля: каждый ребенок выходит на сцену, получает подарок из рук почетного гостя, с которым торжественно фотографируется профессиональным фотографом. На празднике все были равны. Многочисленные отзывы со стороны родителей и педагогов свидетельствуют о необходимости проведения подобного очного мероприятия. Аналогичного мероприятия для детей с ОВЗ и инвалидностью всех нозологических и возрастных групп в Смоленской области нет, хотя проводятся, например, творческие фестивали или региональный этап Абилимпикса, но подобного формата и широты охвата аудитории они не предусматривают.

Отдельно следует отметить работу с педагогами в рамках проекта. Им предоставляется возможность не только выступить руководителями творческих работ, но и принять участие в педагогической номинации, представив собственные разработки занятий, посвященных Пасхе. Материалы номинации объединены в электронный сборник, который представлен на сайте Фестиваля.

Количественные показатели демонстрируют заинтересованность в мероприятии как педагогов и обучающихся ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», так и обучающихся с ОВЗ из образовательных организаций Смоленска и области. Для особых детей преодоление психологических барьеров и участие в массовых мероприятиях являются очень важными.

Таблица “Количественные показатели проекта”

Критерий

Показатель, чел.

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

1

Общее кол-во участников

38

59

128

175

2

Кол-во образовательных организаций-участников

2

3

10

15

3

Кол-во участников Фестиваля из ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска”

23

34

33

46

4

Кол-во участников Фестиваля из ОО региона

15

25

95

119

5

Количество участников Фестиваля из других регионов РФ и стран

10

Четырехлетний опыт организации и проведения проекта показал необходимость существования подобного мероприятия как в регионе, так и за его пределами, поэтому  предполагается дальнейшее его развитие, привлечение участников из других областей РФ и сопредельных стран. Таким образом будет расширен круг организаций-участников из разных регионов РФ и других стран, а также увеличено количество участников, как из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, так и из числа педагогов. Планируется привлечь к участию в проекте воспитанников детских домов и создать условия для их творческой самореализации.

Практика реализации проекта показывает востребованность очных мероприятий, где обучающиеся с ОВЗ получат возможность творческого взаимодействия со сверстниками и педагогами в малых и средних группах. Для социально незащищенных детей созидательная деятельность, возможность проявить себя служит основой для формирования чувства уверенности в себе, позволяет преодолеть коммуникативные и психологические барьеры, поэтому планируется расширить формат проекта и включить в план выездные творческие мастер-классы, а также творческие тренинги совместно с педагогами-психологами.

Приложение