Развитие детского художественного творчества посредством русской народной тряпичной куклы

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народное творчество, тряпичная кукла


Необходимым условием построения современной системы художественно-эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принципы общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я обратила внимание на приобщение детей к изготовлению русской народной тряпичной куклы.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.
Каждая кукла имела свое значение. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. Народное творчество, русская народная тряпичная игрушка, в которых из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусство игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте, связывают детей с опытом прошлого, с творчеством коллектива, с местной традицией, с национальной культурой. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность и декоративность, выраженность эмоционального настроя, эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и детскому творчеству. Для решения задачи развития детского художественного творчества мною была организована образовательная деятельность по теме: «Ознакомление с историей русской народной игрушки. Куклы из бабушкиного сундука». Для реализации этой деятельности я использовала игровые технологии, проблемные ситуации, посещение районного центра творчества детей и молодёжи «Спектр», театрализованные инсценировки, досуги и т.д.

Непосредственная образовательная деятельность проводилась по подгруппам (6-8) детей, что, в условиях специализированного помещения, позволяет систематически и последовательно решать задачи дифференцированного, индивидуального подхода. При необходимости имелась возможность проводить работу с одним, конкретно взятым ребенком. Задания для детей подбирались с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей На наших занятиях мы большое внимание уделяли художественно эстетическом восприятию. Непосредственная образовательная деятельность была организована с учетом интеграции различных образовательных областей, видов деятельности воспитанников и видов народного творчества (песенное, игровое, малые фольклорные формы). Дети с удовольствием включаются «в придумки», сочиняют загадки. В основном, мною были использованы коллективные формы работы, так как детей радует совместная деятельность по созданию одной общей композиции, особую радость доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с педагогом, а по завершении работы дети радуются совместной деятельности одни и те же чувства объединяют их. Поделки, которые делали дети на предыдущих занятиях, являются тематически дополняющими друг друга, что позволяет объединять их в единую, богатую по замыслу, композицию; помогают в процессе дальнейшей деятельности.

В процессе работы над проектом «Куклы из бабушкиного сундучка», дошкольники знакомились с основами проектной деятельности: погружение в проблему (подбор и изучение материалов по теме); планирование деятельности (определение этапов выполнения проекта); осуществление задуманного (изготовление проекта); оценка и презентация проекта (оформление выставки).

С дошкольниками на данном этапе были проведены тематические беседы: «Как выглядели куклы раньше», «В какие куклы играли наши бабушки». Детям была представлена слайдовая презентация «Путешествие в прошлое куклы». С дошкольниками были проведены:]

Беседы: «Быт русского народа»; «Праздники на Руси»; «Чем играли наши бабушки»; «Зачем нашим предкам были нужны куклы». Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы»; «Одень куклу»; «Народные промыслы»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани»; «Где что стоит в горнице»; «Составь орнамент»; «Что лишнее?». 

Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»; «Обереговые куклы».

Чтение:

  1. М.А.Пожарова «Тряпичная кукла»;
  2. И.Рюмина «Куклы наших бабушек».
  3. Стихи о матрешке, куклах В.Приходько, Т.Ладонщиков. Русской народной сказки «Василиса прекрасная».
  4. Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа «Коляда. Коляда!»; «Как на Масляной неделе…»

На заключительном этапе была организована выставка совместного творчества детей и родителей «Народная кукла»; создан мини-музей «Тряпичная кукла»; оформлена папка-передвижка «Народная кукла», создана слайдовая презентация по итогам реализации проекта.

Подводя итоги по реализации проекта «Кукла из бабушкиного сундучка», можно сделать вывод, что знакомство с историей народной куклы, а также, технологией её изготовления необходимо начинать с дошкольного возраста. Изготовление народных кукол позволило познакомить детей с ее миром, с русскими народными творчеством и тем самым приобщить детей к традиционной культуре России.

Если не знакомить детей в дошкольном возрасте с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, а значит, и не будут достигнуты задачи духовно-нравственного воспитания.

А чтобы интерес у дошкольников к народной кукле не угас, мы будем продолжать использовать игровые методы и формы работы с детьми, которые включают в себя: словесные и дидактические; подвижные народные и хороводные игры; сюжетно-ролевые, а также календарно-тематические праздники и развлечения.

От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с народной игрушкой.