Организация работы по формированию базовых учебных действий младших школьников с нарушением интеллекта на уроках речевой практики

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: 3, 4

Ключевые слова: ОВЗ, младшие школьники, дети с нарушением интеллекта


Дети с интеллектуальной недостаточностью, в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. Речь у ребенка с ОВЗ появляется не только значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи, от фонематического до семантического ее уровней.

Известно, что развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Недоразвитие первой значительно осложняют ход и качество мышления ребенка.

Для ребенка со сниженным интеллектом чрезвычайно важен не только сам процесс участия в общении, но, прежде всего, понимание ситуации, в которой осуществляются способы взаимодействия участников коммуникативного процесса. Без направленного создания ситуаций общения (только за счет формального усвоения основ языка) добиться успешных результатов в коммуникативных (ситуативных) умениях у детей с интеллектуальным недоразвитием вряд ли получится.

Умение взаимодействовать входит в группу коммуникативных базовых действий. Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, очевидна необходимость обучения детей с ОВЗ технологиям общения, направленного формирования у них коммуникативных умений и навыков. Для этого проводятся уроки речевой практики, задачи которых заключаются в том, чтобы ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов; помочь детям осмыслить и обобщить имеющийся у них речевой опыт; улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность.

В качестве основы обучения умению взаимодействовать, на уроках создаются ситуации, знакомые детям, происходящие в их реальной жизни, входящие в круг детских интересов.

На уроках широко используется игровая технология, т.к. игра для ребенка - сама жизнь со всеми ее прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями. В процессе игры у учащихся возникает положительная мотивация усвоения знаний. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и понимаю факты, явления.

Предлагаю Вам подборку речевых игр. Это материал игрового характера, направленный на развитие связной устной речи, коммуникативных базовых учебных действий, а также может быть использован как элемент внеклассного мероприятия для начальных классов.

Цель игр: формирование связной устной речи младших школьников с нарушением интеллекта.

Задачи:

  • образовательные: совершенствовать умение связно, логически правильно, точно строить речевое высказывание;
  • развивающие: развитие внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления, коммуникативных базовых учебных действий. Активизация речевого словаря.
  • воспитательные: умение работать в группе, слышать друг друга, вести диалог.

Игра побуждает ребенка обращать внимание не только на речь, ее выразительность, но и регулировать собственное поведение в ситуации общения: уважение к собеседнику, соблюдение правил и требований речевого этикета. Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, ученики осмысливают значимость правильной речи для понимания друг друга, для передачи информации, преодолевают речевую замкнутость, учатся самостоятельно выражать мысли, исправлять многообразные речевые ошибки.

Тема «Времена года»

Игра «Круглый год». Нужны картинки, изображающие времена года. Рассмотрите картинки и определите время года на каждой из них. Что вам помогло найти правильный ответ? Какие признаки весны, лета, осени и зимы вы заметили? У художника было только 2 краски. А какие бы краски использовали вы, изображая лето, осень, зиму, весну? Нарисуй словами свои картинки и расскажи.

Игра "Эстафета". Учитель называет какое-либо время года и передаёт палочку-эстафету одному ученику. Тот должен назвать один из признаков этого времени года и передать палочку следующему ученику. Правильное название оценивается фишкой. Победитель тот, у кого наберется больше фишек.

Игра «Старик-годовик». Детям читается сказка В.Даля «Старик-годовик», проводится её анализ. Для игры нужно приготовить четыре шапочки для Зимы, Весны, Лета, Осени. Дети встают в круг. Водящий (старик-годовик) называет месяц, например «август». Выходит в круг ребенок и говорит об этом месяце: «Я - август, последний летний месяц. Солнце печет не так жарко. Вода в реке прохладная и т.д.» остальные дети задают временам года вопрос. Ребенок может попросить помощи у товарищей.

Тема: "Животные"

Игра «Знаешь ли ты...»

Цель: обогатить словарный запас названиями животных.

Нужно приготовить таблицу с изображениями животных, фишки. В первом ряду - звери, во втором - птицы, в третьем - рыбы, в четвертом - насекомые. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает тот, у кого будет выложено больше фишек.

Если дети знакомы с загадками, можно загадывать животных.

Можно видоизменить игру по типу «Угадай по описанию», когда животных описывает педагог или сами дети, а те, кто догадался, закрывают картинку фишками.

Когда дети поняли правила игры, можно предложить 1 таблицу для пары или группы детей (ребята должны распределить обязанности, договориться, кто закрывает птиц, кто зверей и т.д., контролировать работу товарища, оказывать посильную помощь). Если дети плохо говорящие, можно видоизменить игру по типу «Крокодил» - без звуков жестами изобразить животных.

Игра «Дикие и домашние животные». Цель: развитие речи, закрепить знания о диких и домашних животных.

Перед вами картинки (См. рис. 1).

 

Рис.1. Дикие и домашние животные

Закройте фишками домашних животных. Каких еще домашних животных вы знаете? Какую пользу они приносят человеку?

Назовите детенышей домашних животных (См. рис. 2) Закончи предложения: У волчицы появились... У медведицы ... У белки ... У зайчихи ... У лисы ... У ежика ...


Рис. 2. Животные и их детеныши

Игры на развитие речевого творчества и фантазии

Игра «Фантазер»

Цель: развивать фантазию и речевое творчество детей. Учитель предлагает тему, дети должны коллективно придумать интересный рассказ на заданную тему. Дети по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Рассказ получается интереснее, если дети пользуются прямой речью, а героями рассказа являются знакомые сказочные персонажи, одноклассники. Только после игры взрослый дает оценку и говорит об ошибках. Учитель начинает рассказывать истории про «веселых человечков», зверюшек, а дети продолжают. При затруднении взрослый задает наводящие вопросы.

Игра «Незнайка и Буратино»

Захотелось Незнайке собрать грибов. Пошел он в лес, но взял с собой удочку. Встретил его Буратино...

(О чем он спросил Незнайку? Узнал ли Буратино, что Незнайка собирается делать? Что Буратино посоветовал Незнайке взять с собой для сбора грибов?)

Игра «Кошка и мышка»

Встретились кошка и мышка. Мышка скорее юркнула в норку. Кошка захотела мышку съесть... (Как она станет выманивать мышку? Что ответит мышка?).

Игра "Волшебная кисточка"

Один из учеников делает несколько взмахов "волшебной кисточкой". Дети останавливают её словами "Раз, два, три, кисточка, замри!" После этого все разгадывают, что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

Игра «Любимый мультфильм»

Ребенок «озвучивает» героя мультфильма после предварительного просмотра. В 1-2 классах нужно подбирать мультфильм, с небольшим количеством слов у героя (Н-р: «Маша и медведь», «Ну - погоди» и.д.).

Игра «Загадалки"

Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом. (Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Кто твой любимый "мультяшный" герой?) Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому.

Работа над сказкой

Большая роль в развитии речи детей отводится сказкам. Сказка - спутник жизни ребенка. Она радует, интригует, заставляет размышлять.

Для обучения ребенка пересказу можно использовать прием символизации.Рассказывая детям сказку, нужно сопровождать повествование условным символами (См. рис. 3). Например, сказка «Теремок», где животных символизируют буквы: м-медведь, л – лягушка, з – заяц и т.д. Вместо букв могут быть использованы геометрические фигуры.

Рис. 3. Модели к сказке «Теремок»

Дети учатся рассказывать сказки по опорным моделям, составлять схемы-модели сюжетов. По готовым схемам придумывать новые сказки. Можно использовать опорные схемы - алгоритмы, которых сейчас много в интернете.

Игра «Вертолина»

Для этой игры нужен «грамматический компас» (круг со стрелкой, расчерченный на сектора, в которых написаны буквы) (См. рис. 4)

Рис. 4. Грамматический компас

Ребенок выходит к доске и крутит стрелку, которая указывает букву. Остальные дети задают вопросы. Участник должен придумать ответ, начинающийся с этой буквы. Например: буква «С». На этапе обучения рассказыванию работа проводится коллективно, дети совместно придумывают вопросы и ответы на них. (Как называется сказка? («Сверчок». Где он жил? (в сарае). Чем занимался? (свистел в свисток). Что случилось потом? (сильный смерч). Чем все закончилось? (свадьбой) и т.п.). Данную игру можно использовать не только для сочинения сказок, но и на любом другом уроке развития речи, например, тема «Овощи»: свекла. Можно предложить детям составить словарик на заданную букву: какая она (сочная, свежая, сладкая и т.д.), что мы с ней сделаем? (салат, сварим, съедим и т.д.).

Таким образом, можно сделать вывод, что организация целенаправленной работы по формированию коммуникативных базовых учебных действий младших школьников с нарушением интеллекта на уроках речевой практики, способствует развитию детской речи, развивает творчество и фантазию, формирует умение взаимодействовать с одноклассниками, учителем, окружающим миром. Лишь через совместную деятельность с ребенком взрослый проникает в его душу, раскрывает ему мир своей души, помогает преодолеть трудности.

Список литературы

1. Белобрыкина О.А. «Речь и общение». Ярославль, 1998.

2. Волина В. «Занимательное азбуковедение». М., Просвещение, 1991.

3. Волина В. «Русский язык. Учимся играть», Екатеринбург, 1996.

4. Гилева А.А., Иванова Л.К. «Дидактические игры и игровые занятия на уроках», Тбилиси, 1987.

5. Зарубина Н.Д. «Методика обучения связной речи». М., 1977.

6. Минский Е.М. «От игры к знаниям», Ярославль, 1997.

7. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей», Ярославль, 1997.

8. Соловейчик М.С. «Методика развития речи младших школьников» М., «Линка-Пресс», 1994.

9. Сорокина А.И. «Дидактические игры» М., Просвещение, 1982.

10. Тихеева Е. «Развитие речи детей» М., Просвещение, 1972.

11. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» М., Просвещение, 1988.

12. Журнал «Начальная школа» № 10 2001. Ст. «Формирование речевой деятельности младших школьников», с. 27.