Распределение умственной активности учащихся на уроке математики для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: оптимальная работоспособность, умственно отсталый ученик, фаза пониженной работоспособности


Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.

Фазы работоспособности умственно отсталых учеников на уроке: врабатывание, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности.

На уроке математики в школе VIII вида распределение умственной активности учащихся выглядит следующим образом:

7–10 минут – врабатывание;

10–25 минут – оптимум, период самой высокой работоспособности;

25–30 минуты – период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку и отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);

5–10 минут – период средней работоспособности.

Оставшаяся часть урока – период непродуктивной работы

Поэтому при составлении плана урока следует предусмотреть рациональное распределение времени. Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10–25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности. Таким образом, структура урока математики выглядит так:

1. Организация учащихся на урок. Первые 7 минут урока, у детей рассеянное внимание, значит, подходят организационные виды деятельности и вводные упражнения. Например, проверка домашнего задания, устный счёт – довольно частое переключение с одного вида деятельности на другой, с одной формы упражнений на другую. Как известно, такого рода переключения чрезвычайно полезны для развития мыслительных процессов, но трудны для умственно отсталых школьников. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний. Главное, что все эти виды деятельности требуют наглядности, чтобы сконцентрировать внимание. До 7–10 минут.

2. Дальше идет самая удачная и продуктивная часть урока (8–23 минуты). Сообщение нового материала учителем, восприятие и первичное осознание его учащимися. 8–23 минуты урока – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания Продуктивную часть урока целесообразно максимально использовать для самостоятельной деятельности или для усвоения сложного материала.

3. 24–30 минуты урока – устойчивость внимания падает, увеличивается количество ошибок, поэтому целесообразно проведение физкультминутки на 25- -29-ой минуте.

4. На 31–35 минутах урока произвольное внимание ещё сохраняется, поэтому необходимо первичное закрепление новых знаний и включение их в систему имеющихся у учащихся знаний. Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний учащихся под руководством учителя и в самостоятельной деятельности.

5. С 35 минуты падение устойчивости внимания. Задание на дом. Подведение итогов урока. 2 мин.

Таким образом, основной этап должен осуществляться до 25 минуты, а заключительный – с 30 минуты урока. В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута), желательно проводить физкультурные минутки. При самостоятельной работе учащихся наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут. Наличие того или иного этапа урока зависит от его типа.

Фазы работоспособности учеников на уроке: врабатывание, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности:

3–5 минут – врабатывание;

5–10 минут – оптимум, период самой высокой работоспособности;

2–3 минуты – период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку и отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);

5–10 минут – период средней работоспособности.

Оставшаяся часть урока – период непродуктивной работы.

Подготовительную часть урока рекомендуется по времени соотносить с фазой врабатываемости и повышения продуктивности познания (до десятой минуты урока).

Основной этап должен осуществляться до 25 минуты и заключительный – с 30 минуты урока. В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута), желательно проводить физкультурные минутки. При самостоятельной работе учащихся наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут. Наличие того или иного этапа урока зависит от его типа.

Структура урока в этом случае имеет вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационное начало) - 1–2 минуты. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на уроке организуется его мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и повторение изученного – 4–5 минут. Организация повторения изученного материала, необходимого для открытия нового знания. На начальном этапе урока очень важно не только поставить перед детьми познавательную цель, но и вызвать достаточно устойчивые мотивы их действий. Под влиянием учителя дети должны испытать сильный интерес к предстоящей работе, должны искренне захотеть выполнять поставленные задачи.

3. Открытие нового знания – 12–13 минут. На данном этапе учащиеся прослушивают объяснение учителя, в коммуникативной форме обдумывают учебные действия.

4. Первичное закрепление – 12–13 минут. На данном этапе выполняем проговаривание нового знания, для этого использую фронтальную работу, комментирование.

5. Самостоятельная работа – 8–9 минут. На данном этапе используется самостоятельная работа, каждый обучающийся для себя делает вывод о том, что он уже умеет, письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2–3 задания), самоконтроль, самопроверка.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2–3 минуты. На заключительном этапе урока используется рефлексия учебной деятельности, подведение итогов.

Подробно стоит акцентировать внимание на некоторых этапах и моментах урока, присущих для коррекционной школы.

Наиболее важными элементами являются организационный момент, этап сообщения нового материала, этап закрепления полученных знаний. Проверка домашнего задания – это, прежде всего, больше процесс закрепления знаний, чем контроль усвоенного.

На этапе объяснения нового материала необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения. Рассказ учителя должен быть чётким, лаконичным, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе очень важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку. Темп речи учителя особый – замедленный постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания учебного материала. Если учитель говорит быстро, ученик теряет нить рассказа и запутывается.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Часть урока Время Нагрузка Деятельность
1-й этап. Врабатывание 5 мин. Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
2-й этап. Максимальная работоспособность 20–25 мин. Максимальное снижение на 15-й минуте Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
3-й этап. Конечный порыв 10–15 мин. Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная. Отработка основных моментов пройденного

Эффективность усвоения знаний учащихся на уроке такова:

5–25 минута – 80%

25–35 минута – 60-40%

35–40 минута – 10%

Малая продуктивность учащихся специальных школ VIII вида при изучении нового материала требует таких коррекционных мер, как уменьшение порций новых знаний и небольшой временной объем их подачи (в начальных классах до 10 минут, в старших до 25 минут).