Тестирование как обучающая технология на уроках биологии

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Тестирование


 «Используй свои таланты справедливо, и они возрастут;
упражняйся в том, что ты уже познал,
и ты достигнешь высшего знания»
(Эдвин Арнольд)

Новые требования к итоговой аттестации по биологии в форме ЕГЭ и ОГЭ делают необходимым внедрение тестового контроля знаний учащихся. Разнообразие тестовых заданий, использование печатных и on-lain тестов, разработка инструкций по их применению, методические требования к организации тестовой работы позволяют говорить о тестировании как педагогической  технологии, затрагивающей все компоненты учебно-воспитательного процесса. Активное использование данной технологии позволяет оперативно применять тесты для проверки знаний, при этом учащиеся, накапливая опыт работы с заданиями, будут показывать более высокие результаты и успешнее проходить итоговую аттестацию.

Традиционные методы контроля (устный опрос, контрольные работы, практические задания) имеют давнюю историю и позволяют провести глубокую проверку качества знаний по отдельным вопросам. Однако они имеют ряд важнейших недостатков, которые вытекают из-за их недиагностичности и не позволяют в полной мере оценить уровень знаний учащихся. Тестовая форма контроля не имеет данных несовершенств и на современном этапе активно используется для объективной оценки уровня качества знаний выпускников и проверки сформированности метапредметных УУД в рамках ФГОС. Школа № 10 города Коврова относится к числу общеобразовательных школ с профильными химико-биологическими классами в старшем звене. Ежегодно 60-70% выпускников выбирают экзамен по биологии. Полученные результаты определяют перспективы дальнейшего обучения и выбора будущей профессии учеников и являются показателем уровня преподавания предмета. Следовательно, подготовка к выполнению тестовых заданий становится одной из ведущих задач преподавания биологии.

Изучение состояния биологической подготовки учащихся - непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Тестовые задания нацелены на формирование УУД – операции с понятиями, анализ и структурирование учебного материала, отбор и интерпретация фактов, выдвижение гипотез, оценка экспериментальных данных. Однако прежде чем применять тестовые задания для проверки знаний, необходимо познакомить учащихся с различными видами тестов и обучить работе с ними.

Теоретическая база по тестовой форме работы представлена в  материалах профессора педагогических измерений В.С. Аванесова, под руководством которого был организован Исследовательский центр,  где активно применяли педагогическое тестирование. [1]  Современная тестология основывается на исследованиях американского психолога  Дж. Кеттела. Широкие возможности для использования тестирования предоставляют информационно-коммуникативные технологии (Е.И. Машбиц) и технология развития критического мышления (К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил). [7]

Большой вклад в становление тестовой технологии внесли отечественные ученые и педагоги: В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, А.Н. Майоров.  Профессором М.Б. Челышковой создано учебное пособие «Теория и практика конструирования педагогических тестов», в котором рассматриваются теоретические основы тестирования. [4]

 Широкий спектр тестовых работ по биологии предложен авторами: Г.И. Лернер, Г.С. Калинова, А.А. Кириленко, В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов, Ю.А. Садовниченко, С.И. Колесников, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова, В.С. Рохлов. [2, 3]

Тестовая технология позволяет одновременно обучать и контролировать уровень обученности учащихся. Применение данной технологии основано на ряде принципов, которые обеспечивают ее эффективное внедрение на уроках биологии и во внеурочной деятельности: систематичность использования, дифференцированный подход, обучение учащихся работе с тестовыми заданиями, разнообразие видов тестовых заданий, использование тестов на разных этапах урока, применение интерактивных технологий, мониторинг результатов.

Проверка должна быть систематичной, что отражено в применении разных видов контроля. Контроль в тестовой форме может быть использован одновременно с традиционными формами, например, во время устного опроса, часть учащихся работает с тестами в электронном приложении к учебнику. Внедрение тестов в разные виды контроля осуществляется постепенно с первых уроков биологии, а затем используется в системе. Практика показывает, что в дальнейшем учащиеся лучше предпочитают выполнять тестовые задания, чем письменную контрольную работу.

Тестовая работа должны быть составлена таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различной степени сложности: одна группа заданий - на обязательном для усвоения всеми учащимися уровне, а другая - на повышенном и высоком уровнях. Это позволяет создать ситуацию успеха для слабых учеников и поддерживать мотивацию сильных. Работая с тестом, учащийся может выбрать задания разного уровня сложности.

Тестовые работы включают разные виды заданий, поэтому необходимо предварительно обучить учащихся приемам их выполнения. Начиная применять тесты важно помнить, что нужно выделить время на обучение учащихся работе с каждым новым видом задания. Тестовая  форма контроля  используется при изучении всех тем курсов биологии 5-11 классов, что является подготовкой к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ и поддерживает мотивацию учащихся, планирующих выбор будущей профессии, связанной с изучением биологии. Так как периодически вводятся новые типы заданий в ОГЭ и ЕГЭ при внесении изменений, расширяется и разнообразие используемых тестовых заданий.

В связи с сокращением количества часов на изучение курса «Биология» основным типом урока становится комбинированный урок, позволяющий реализовать основные дидактические задачи: мотивация учебной деятельности, усвоение понятий, применение знаний, систематизация знаний, проверка и корректировка усвоенного материала. Для текущей проверки используются все виды тестовых заданий, которые находят применение на разных этапах урока. Необходимо проверять усвоение одного или того же понятия, как с помощью заданий закрытого типа с готовыми вариантами ответа, так и открытого типа, позволяющих дополнить информацию или изложить ответ в  свободной форме.

Для проведения тематического контроля знаний и умений готовятся тесты, состоящие из 12 заданий: 5 заданий базового уровня, 5 заданий повышенного уровня, 2 задания высокого уровня. На проведение подобного зачета выделяется целый урок. [Приложение 1]

Основная проблема, с которой сталкивается учитель при использовании тестовых работ, это затруднения учащихся при выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект). Поэтому необходимо организовать активную работу учащихся с текстом. Это позволяют сделать технология развития критического мышления через чтение и письмо и технология смыслового чтения. Данные технологии позволяют формировать метапредметные универсальные учебные действия, позволяющие учащимся в рамках ФГОС успешно осваивать программный материал. Они относятся к числу интерактивных технологий, позволяющих на уроке быть активным каждому ученику через взаимодействие всех участников познавательного процесса. [Приложение 2]

Применение технологии развития критического мышления позволяет выделить три этапа урока: стадия вызова, стадия  осмысления и стадия рефлексии. Каждый этап предполагает применение определенных приемов работы с текстом, например:

- Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал»;

- «Верные и неверные утверждения»;

-  «Открытый текст»;

- «Инсерт»;

-  «Кубик»;

-  «Хайку».

Технология развития критического мышления позволяет не только обеспечить более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализовать идею внутрипредметных и межпредметных связей материала, а также теоретических знаний с практическими.

Технология смыслового чтения предполагает владение читателем ключевыми понятиями, представленными основными терминами. Работая с текстом, ученики должны научиться находить ключевые слова и определять их точное значение именно в данном тексте. Можно использовать словари и энциклопедии для более точного определения понятий. При формировании понятийного аппарата можно использовать следующие приемы:

- «Незнакомцы»;

- «Утраченное слово»;

- «Мини-сочинение».

Следующий этап смыслового чтения предполагает выделение ключевых предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат. Затем выделение ключевых абзацев, как системы предложений, объединенных общими утверждениями по поводу сути текстовой информации.

После чтения текста  обучающимся  предлагается заполнить  таблицу:

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста

 

 

 

Следовательно, смысловое чтение предполагает цепочку взаимосвязанных универсальных учебных действий работы с текстом: восприятие – осмысление – применение, в том числе использование в новых условиях.[5, 6]

Итак, тестовая  технология позволяет анализировать результаты обучения, прогнозировать уровень достижения государственного стандарта, делать выводы об эффективности использования тех или иных образовательных технологий, методов и приемов с конкретным контингентом учащихся. Данная технология дополняет традиционный контроль знаний и обладает рядом преимуществ:

- объективность оценки;

- достоверность информации об объеме и уровне усвоенного материала;

 - эффективность тестирования;

- надежность тестовой оценки;

- дифференцирующая способность;

- реализация индивидуального подхода в обучении;

 - сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся.

Таким образом, систематически применяя предложенную технологию, учитель может добиться  значительных результатов в обученности школьников, а также в проектировании собственной педагогической деятельности.

Литература

1. Аванесов В.С. Проблема психологических тестов // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 97-107.

2. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Базовый, повышенный, высокий уровни. 10-11 классы. – Ростов/нД.: Легион, 2010.

3. Лернер Г.И. ЕГЭ 2017. Биология. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2016.

4. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.

5.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/09/tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo

6.http://www.kreativ-didaktika.ru/bailainer-obuchenie/didakticheskii-tramplin/razvitie-navykov-smyslovogo-chtenija.html

7. http://www.gymnasia8.kz/uploads/1331785014.doc