Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительного к школе возраста с тяжёлым нарушением речи. «Слова предметы, действия, признаки» (итоговое занятие)

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, дети с нарушением речи


Группа: подготовительная к школе для детей с ТНР.

Цель: закрепление понятий: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить представления о словах, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета;
  • формировать умение дифференцировать данные понятия;
  • обогащать и активизировать словарь;
  • закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
  • формировать умение образовывать прилагательные и глаголы от существительных (образование однокоренных слов);
  • совершенствовать умение составлять предложения по графической модели;

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать процессы слухового и зрительного восприятия, вербальной памяти и внимания, мышления;
  • развивать познавательную активность;

Воспитательные:

  • учить контролю и самоконтролю выполняемых действий;
  • формировать положительную установку на активное участие в занятии;
  • воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.

Формы организации образовательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парами.

Материалы и оборудование: аудиозапись;дощечки с графическим изображением слов; демонстрационные предметные картинки; схемы с графическим изображением предложений; цветы «модели» слов;раздаточные предметные картинки (логопедическая игра: «Мой, моя, моё, мои» автор:  И.В.Сошина); схемы с графическим изображением предложений и предметной картинкой в индивидуальных конвертах;  графическое изображение картинкой сюжетным картинкам.

Планируемый результат:

Предметные умения:
  • умение правильно подбирать вопрос к существительным, прилагательным и глаголом;
  • умение дифференцировать существительные, прилагательные, глаголы;
  • умение подбирать действия к заданному предмету;
  • умение подбирать признаки к заданному предмету;
  • умение правильно согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;
  • умение образовывать новые слова от заданного существительного;
  • умение составлять предложения по предложенной графической модели;

Предпосылки УУД
Личностные:

  • формирование познавательной и социальной мотивации;

Регулятивные:

  • умение работать по инструкции взрослого;
  • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

Познавательные:

  • формировать познавательную рефлексию;

Коммуникативные:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • умение слушать собеседника (ребенка, взрослого).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед: - Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в путешествие в необычный лес, словесный лес, он полон сказок и чудес…

Раздается просьба о помощи (аудиозапись): «Спасите, помогите! В наш лес колдун попал и всё вокруг заколдовал. В страхе затихла на ветках листва, ручей замолчал, вся поникла трава. Птицы исчезли и пчёлы молчат. Ветер не шепчет, жуки не жужжат. Фрукты и ягоды цвет потеряли, даже цветы бесцветными стали».

Слышится голос колдуна (аудиозапись): «Тот лишь моё колдовство победит, кто в чаще лесной все загадки найдёт, их все разгадает тот лес и вернёт. Где же, лесу таких знатоков отыскать! Так заколдован и будет стоять!»

Логопед: - Что же делать? Теперь наше путешествие не состоится.

Ну  что ж,  если вас трудности не пугают, и вы готовы помочь жителям сказочного  леса, тогда отправляемся в путь. Но прежде, давайте разомнёмся.

Упражнение: «Спроси про слово»

Логопед произносит слова: одушевлённые и неодушевлённые существительные, глаголы, прилагательные, а дети задают  вопрос к заданному слову, сопровождая его движениями рук. (На вопрос: кто это? – правая рука вперёд, что это? – левая рука вперёд, что делает? – вытягивают обе руки вперёд, какой? – волнообразное движение руки перед собой).

- Разминка продолжается.

Игра с мячом: «Раз, два, три, слово, называющее живой предмет назови»

Называя каждый своё слово, дети передают мяч друг другу. (Аналогично дети придумывают слова, называющие неживые предметы, действия предмета и признак предмета)

Логопед: - Теперь к испытаниям мы готовы, чтобы в волшебный лес попасть, нужно загадку отгадать:

Я на этом берегу,
Я на том берегу.
Через реку перебраться
Я тебе помогу. (Мост)

- Правильно, нам нужен мост. Наш мост мы будем строить из необычных дощечек. Чтобы их получить, нужно назвать лишнее слово. Отгадайте его.

Игра: «Четвёртый лишний»

Логопед называет слова, дети находят лишнее слово, объясняют, почему они так решили, находят дощечку с графическим изображением данного слова.

Варианты задания:

- Стол, машина, бабочка, чашка.

- Летит, крутиться, маленький, идёт.

- Волшебный, грустный, стоит, большой.

- Дождь, лягушка, девочка, строитель.

Логопед: - Вот мы и построили наш необычный мост, и попали в сказочный лес. Смотрите, какие необычные полянки в этом лесу. На этой полянке живут слова «девочки» (существительные женского рода), на этой слова «мальчики» (существительные мужского рода), на этой слова «солнышки» (существительные среднего рода), а здесь слова «звёздочки» (существительные во множественном числе), но слова злой колдун заколдовал и теперь они не могут найти свою полянку, давайте им поможем.

Каждый ребёнок берёт картинку и находит нужную полянку. Логопед совместно с детьми проверяет, правильно ли распределили картинки, и предлагает поднять картинку тому, у кого изображен предмет, про который можно сказать: красная (красный, красное, красные, желтая и т.п.)

Логопед: - Смотрите, вот корзинки с цветами, но их лепестки все опали. Мы сможем вернуть этим цветам лепестки, если назовём как можно больше слов «действий» к слову солнышко (дети называют слова действия, логопед прикрепляет лепестки с графическим изображением этих слов).

- А что бы вернуть лепестки этому цветку, нужно назвать слова «действия» к слову « ручей», а это цветочек со словом «весна».

Вот ещё одна корзинка, и тут цветы тоже без лепестков, чтобы их вернуть нужно, назвать, как можно больше слов «признаков» к слову солнышко, затем к слову ручеёк и весна  (дети называют слова признаки, логопед прикрепляет лепестки к цветам с графическим изображением этих слов).

- Вот ещё одна корзинка, чтобы вернуть лепестки этим цветам нужно быть немного волшебниками. Вы можете совершать чудеса? А вот сейчас и проверим  и так, превращения начинаются. Превратите слово ЗВОН в слово «действие» (звонит), теперь в слово «признак» (звонкий).

(Дети называют слова, логопед прикрепляет лепестки с графическим изображением этих слов). Слова: ЦВЕТОК, РАДОСТЬ, ИГРА, МОРОЗ, ЗЕЛЕНЬ, РЫБА, УЧЁБА.

- Теперь ждут нашей помощи в роще предложений. Смотрите, тут замер зайчик, чтобы он «ожил», нужно составить предложение по схеме, а вот и медведь, ему тоже нужна помощь. (Дети составляют предложения, предлагая свои варианты, по предложенным схемам). Примерные варианты предложений: Скачет серый зайчик. Убегает маленький зайчик. Прячется пугливый зайчик и т.п.

- А теперь расколдуйте тех, кто изображён на ваших картинках, в соответствии с предложенной  схемой. (Дети берут конверты, лежащие на их столах, и составляют предложения по картинке и схеме).

- Чтобы справиться с последней загадкой, давайте немного разомнёмся.

Физкультминутка (дети выполняют движения согласно тексту)

Быстро  встали, улыбнулись.
Выше, выше потянулись,
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали
И на месте побежали.

Дети возвращаются на свои места.

Логопед: - Здесь зашифрован рассказ, давайте его попробуем расшифровать. (Дети составляют предложения по схемам в соответствии с предложенными сюжетными картинками, объединяя их в рассказ).

Примерный текст рассказа:

Светит яркое солнце.
Тает снег.
Бегут весёлые ручьи.
Набухают почки.
Возвращаются перелётные птицы.

- О каком времени года этот рассказ? (Весна). Правильно, теперь в волшебном лесу наконец-то наступит весна.

- Как вы думаете, мы смогли помочь жителям волшебного леса?

(Раздается уханье совы (аудиозапись), логопед читает послание от хозяйки леса - мудрой совы с благодарностью за оказанную помощь).