Программы по логоритмике «Музыкальная полянка» и «Танец со звуками». 1–4-е классы

Разделы: Логопедия

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: логоритмика


Программа по логоритмике «Музыкальная полянка»

Пояснительная записка

Настоящая программа по логоритмике разработана для детей со сложными дефектами.

Данная программа базируется на основных положениях программ и методических пособий:

по логопедии:

  1. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

по логоритмике:

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М: ВЛАДОС, 2008;
  2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду; Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

За последние годы отмечается рост количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, имеющими нарушения речевой функции, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания необходимо использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Поэтому введение предмета логопедическая ритмика в программу начальных классов обусловлено необходимостью осуществления действенного способа коррекции и компенсации недостатков речевого, моторного и психического развития и открывает дополнительные возможности для успешного их развития.

Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Процентное содержание перечисленных компонентов может быть разнообразным, с преобладанием одного из них или связи между ними в зависимости от тяжести речевого нарушения, от этапа коррекционного воздействия.

Настоящая программа составлена на 32 часа в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятия занимает 20—40 мин. При проведении учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Логоритмические занятия проводятся логопедом и учителем музыки и пения. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Учитель музыки и пения сочетает музыку, речь и движения, логопед продолжает работу, проводимую на логопедических занятиях. Такая комплексная форма способствует коррекции речевых нарушений у детей и развитию личности в целом.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

Образовательные:

  • расширять и обогащать словарный запас;
  • формировать представления детей о пространстве и умения ориентироваться в нем;
  • систематизировать знания о фонетической, лексической, грамматической сторонах речи;
  • расширять представления в области музыкальной культуры;
  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
  • развивать звуковысотный, тембровый и динамический слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально- исполнительские навыки;
  • совершенствовать двигательные умения и навыки.

Коррекционные:

  • развивать слуховое внимание, фонематический слух;
  • коррегировать грамматический строй речи (ответы на вопросы в определенной грамматической форме);
  • формировать слоговую структуру слова (отхлопывание ритмических рисунков, упражнения на развитие чувства ритма);
  • коррегировать звукопроизношение (артикуляционные упражнения, проговаривание стихов, специально подобранных согласно этапу ло­гопедической работы);
  • развивать просодическую сторону речи (дыхательные и голосовые упражнения);
  • формировать связную речь, коммуникативные возможности (игры-диалоги, игры-инсценировки, подвижные игры);
  • развивать певческий диапазон голоса.

Воспитательные:

  • воспитывать выразительность и грацию движений;
  • помогать самовыражению детей с отклонениями в развитии через занятия музыкальной деятельностью;
  • содействовать приобретению навыков искреннего, свободного общения с окружающими;
  • активизировать творческие способности.
  • развивать чувство ритма;
  • коррегировать слухо-зрительно­двигательную координацию;
  • развивать пространственную организацию движений;
  • развивать общую и тонкую моторику, мимику.

Здоровьесберегающие:

  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • развивать физиологическое дыхание;
  • совершенствовать моторные функции;
  • содействовать улучшению соматического здоровья.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Курс включает следующие разделы:

Название раздела, темы

Количество
часов

1.

Раздел I. «Путешествие в мир знаний».

3

2.

Раздел II. «Осень».

4

3.

Раздел III. «Птицы. Животные»

4

4.

Раздел IV. «Зима»

4

5.

Раздел V. «Одежда. Обувь»

2

6.

Раздел VI. «Наша Родина»

4

7.

Раздел VII. «Весна»

8

8.

Раздел VIII. «Май»

3

 

Всего

32

Особенность изучаемого курса состоит в том, что в планировании логоритмических занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, школа, птицы и т.д.). Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Предложенная нами тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у воспитанников устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является то, что коррекционная работа с воспитанниками со сложным дефектом представляет проблему для специалистов. Данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общим для детей со сложным дефектом являются наличие интеллектуальных нарушений и сопутствующего заболевания (ДЦП, синдром Дауна, гидроцефалия, порезы и т.д.). У воспитанников наблюдаются нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Это выражается низкой способностью к мышлению – процессам отвлечения и обобщения, недостаточностью памяти, внимания. Недоразвитие способности к познавательной деятельности связано со слабостью логического мышления, замедленностью темпа психических процессов, их подвижности, переключаемости, недостаточностью восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, несформированностью эмоциональной сферы и личности в целом. Недоразвитие высших форм познавательной деятельности оказывает отрицательное влияние на формирование речи.

У воспитанников коррекционной школы нарушения речи являются распространенными и имеют стойкий характер. У них наблюдается системное недоразвитие речи различной степени тяжести. Формы речевой патологии разнообразны: алалия, дизартрия, дислалия и т.д. У большинства воспитанников - полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, аграмматизмы, нарушение сложных форм словообразования, недостаточная сформированность связной речи, ограниченный словарный запас. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие детей и являются серьезным препятствием в овладении ими правильным чтением и письмом. Своевременное устранение нарушения речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации воспитанников коррекционной школы.

На логоритмических занятиях используется материал, который отработан на логопедических занятиях и уроках музыки и пения, ритмики. Каждое логоритмическое занятие построено на одном тематическом (лексическом материале). Логоритмическое занятие имеет следующую структуру: вводную, основную часть и релаксацию.

Примерная схема логоритмического занятия

Вводная часть.

Упражнения на различные виды ходьбы и бега. Упражнения для развития речевого дыхания. Вводная часть проводится в игровой форме в соответствии с темой занятия. Задача этой части – активизация слухового внимания воспитанников, формирование положительного настроя на занятие.

Основная часть.

Упражнение для развития мышечного тонуса. Упражнения на развитие голоса, артикуляции и дикции. Упражнения на развитие статической и динамической координации движений. Упражнения для развития чувства ритма. Упражнения для развития мимической и мелкой моторики.

Упражнения для развития переключаемости движений. Основная часть включает следующие компоненты:

  • Активизация слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
  • Совершенствование общей и мелкой моторики;
  • Развитие пространственных представлений;
  • Развитие фонетико-фонематического восприятия;
  • Формирование правильного звукопроизношения;
  • Развитие физиологического и речевого дыхания.

Заключительная часть.

Она является одной из значимых частей занятия, так как дает воспитанникам возможность ощутить разницу между напряжением и расслаблением мышц. Упражнения на мышечное расслабление. Упражнения для развития дыхания. Научить этому можно только во время игры, в которой напряжение чередуется с расслаблением разных групп мышц. Умение ребенка расслабляться способствует развитию естественных движений.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Поэтому Г.А.Волкова рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:

  • вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • счетные упражнения;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • игру на музыкальных инструментах;
  • музыкальную самостоятельную деятельность;
  • игровую деятельность;
  • упражнения для развития творческой инициативы;
  • заключительные упражнения.

Материал для занятия подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные умения и навыки. Затем на этой основе строится речевая работа.

Формами организации учебного процесса на занятиях логоритмикой являются: фронтальная, групповая работа с воспитанниками. Используются разные формы логоритмических занятий (традиционное, сказка, игра, путешествие и т.п.), объединенных общей лексической темой.

Программа предусматривает возможность самостоятельного выбора педагогом средств и методов обучения. Основными методами и приемами являются:

1) наглядный;

2) словесный;

3) практический метод.

При обучении движению используются различные приемы:

1) наглядно-зрительные (показ педагогом образца движения подражание образцам окружающей жизни; наглядных пособий (презентаций, фотографий, иллюстраций и т.п.);

2) наглядно-слуховые (инструментальная и вокальная музыка, стихотворения в форме двух-четырехстиший, сигналы музыкальных инструментов и т.п.);

При словесном методе используются следующие приемы:

1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт;

2) пояснение, сопровождающее показ движения или уточняющее его отдельные элементы;

3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений воспитанниками;

4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.;

5) вопросы детям до выполнения ими движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.;

6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, которыми так богато русское народное творчество;

7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы–две минуты вызывает у воспитанников воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение.

Практические методы

Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.

Игровой — наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.

Контроль достижений воспитанников осуществляется в форме наблюдения и устного опроса в конце каждого раздела.

Обеспечение курса:

  • Музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор, детские музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, погремушки, барабан, металлофон);
  • Технические средства обучения (музыкальный центр с функциями проигрывания компакт-дисков);
  • Музыкально- дидактические пособия (аудиозаписи, компакт-диски, нотная и методическая литература);
  • Логопедические альбомы;
  • Дидактический и наглядный материал по коррекции звукопроизношения и по оюогащению и активизации словарного запаса.

Требования к результатам обучения воспитанников 1 класса:

Воспитанники должны знать:

  • Названия предметов и в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначениям;
  • Основы правильного речевого дыхания.

Воспитанники должны уметь:

  • Делать объемный вдох и плавный выдох;
  • Выполнять по показу основные артикуляционные упражнения;
  • Подражать слову взрослого;
  • Правильно произносить гласные звуки;
  • Ходить свободным шагом, двигаться по кругу в различных направлениях, не мешая друг другу;
  • Выполнять движения в соответствии со звучанием музыки.

Требования к результатам обучения воспитанников 2 класса:

Воспитанники должны знать:

  • Место ударения в заученных словах;
  • Простейшие приемы игры на детских шумовых музыкальных инструментах.

Воспитанники должны уметь:

  • Соотносить предметы с их функцией, названной педагогом, узнавать знакомые предметы по описанию главных его признаков;
  • Произносить и пропевать гласные звуки, односложные и двухсложные слова, сохраняя ритмико-интонационную структуру;
  • Строить двухсложные предложения, выражать свои желания;
  • Выполнять движения в соответствии со звучанием музыки;
  • Организованно строиться в шеренгу, колонну;
  • Самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции педагога, по звуковым и музыкальным сигналам;
  • Согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста;
  • Ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.
  • Подпевать окончание фраз.

Требования к результатам обучения воспитанников 3 класса:

Воспитанники должны знать:

  • Правильную артикуляцию согласных звуков: п, б, т, д, м, н, г, к, х;

Воспитанники должны уметь:

  • Воспроизводить ритмико-слоговую структуру трехсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных;
  • Грамматически правильно строить предложения, состоящие из 3-5 слов;
  • Передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки;
  • Передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
  • Исполнять выученные песни ритмично и выразительно.

Требования к результатам обучения воспитанников 4 класса:

Воспитанники должны знать:

  • Правильную артикуляцию свистящих и шипящих звуков.

Воспитанники должны уметь:

  • Различать слова, сходные по звучания;
  • Четко воспроизводить ритмико-слоговую структуру трех- и четырехсложных слов;
  • Правильно составлять предложения разных типов, состоящих и 3-6 слов.
  • Правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыки;
  • Отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движения в соответствии со сменой частей музыкальных фраз;
  • Ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера.

Тематический план "Логоритмика"

(1 час в неделю. Всего 32 часа)

Название раздела, темы

Количество
часов

 

Раздел I. «Путешествие в мир знаний»

3

1.1

«Приключения Буратино».

1

1.2

«Учиться надо весело».

1

1.3

«Если умным хочешь быть».

1

 

Раздел II. «Осень»

4

2.1

«Путешествие в осенний лес».

1

2.2

«Вершки и корешки» (Овощи).

1

2.3

«Полная корзинка» (Фрукты).

1

2.4

«У бабушки в деревне»

1

 

Раздел III. «Птицы. Животные»

4

3.1

«Наши пернатые друзья».

1

3.2

«Зимующие птицы».

1

3.3

«У кошки день рождения» (домашние животные).

1

3.4

«Прогулка в зоопарк» (дикие животные).

1

 

Раздел IV. «Зима»

4

4.1

«Кто и как к зиме готовится».

1

4.2

«Снежная баба».

1

4.3

«Зимние забавы»

1

4.4

«Дед Мороз спешит на елку»

1

 

Раздел V. «Одежда. Обувь»

2

5.1

«Сказка о Маше – растеряше» (одежда).

1

5.2

«Поход на выставку обуви».

1

 

Раздел VI. «Наша Родина»

4

6.1

«Поездка по городу».

1

6.2

«Крокодил Гена идет в Армию».

1

6.3

«Армейская карусель».

1

6.4

«Бойцы – молодцы».

1

 

Раздел VII. «Весна»

8

7.1

«Сказка о глупом мышонке».

1

7.2

«Веселые музыканты».

1

7.3

«Моя семья».

1

7.4

«Весеннее солнышко».

1

7.5

«Волшебный мир весенних цветов».

1

7.6

«Приключения муравьишки – хвастуна».

1

7.7

«В гостях у лягушат».

1

7.8

«Муха – Цокотуха».

1

 

Раздел VIII. «Май»

2

8.1

«Как мышонок стал трудолюбивым».

1

8.2

«День Победы».

1

8.3

Итоговое занятие «Здравствуй, лето».

1

 

Всего

32

Список литературы

  1. Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст] / – Р.Л. Бабушкина О.М. Кислякова. - М.: Просвещение, 2005.-123 c.
  2. Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением. [Текст] / – О.С.Боромыкова. - М.: Просвещение, 2008.- 137 с.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. [Текст] / – Г.А.Волкова. - М: ВЛАДОС, 2008.-168 с.
  4. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. [Текст] / – Л.Б.Гаврищева, Н.В.Нищева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 32с.
  5. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. [Текст]/ – М.Ю.Гоголева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 120с.
  6. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2–З лет. / М.Ю.Картушина.— М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
  7. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. / М.Ю.Картушина.– М.: ТЦ Сфера, 2007.- 128 с.
  8. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. / М.Ю.Картушина.– М.: ТЦ Сфера, 2007.- 128 с.
  9. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. / М.Ю.Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
  10. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду; Методическое пособие. / М.Ю.Картушина.– М.: ТЦ Сфера, 2005.- 144 с.
  11. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей. [Текст]/ Авт.-сост. О.В.Клезович.- Мн.: Аверсэв, 2005. – 152с.
  12. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. [Текст] / Е.В.Кузнецова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 143 с.
  13. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В.А.Кныш [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2009. — 188 с.
  14. Малер А.Р., Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / А.Р.Малер, Г.В.Цикото, – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 158 с.
  15. Методы обследования речи детей. [Текст]/ Под ред. Г.В.Чиркиной. – 4-е изд., доп.- М.: Аркти, 2005. – 240с.
  16. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 3–4 лет). [Текст] / Сост. С.И.Бекина, Т П.Ломова, Е.Н.Соковнина. – М.: Просвещение, 1981.-158с.
  17. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6 лет). [Текст]/ Сост. С.И.Бекина, Т П.Ломова, Е.Н.Соковнина. – М.: Просвещение, 1983.-208с.
  18. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1–4 классы [Текст] / Под ред. В.Воронковой. - М.: Просвещение, 2009. – 221 с.
  19. Рабочие программы по 3 классу, для детей с тяжелой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом: учебное пособие. [Текст] / – Новокузнецк, 2005. – 92с.

Программа по логоритмике «Танец со звуками» для обучающихся 1–4-х классов с легкой степенью интеллектуальной недостаточности