Гендерный подход на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: физическая культура, гендерный подход


Цель: Транслировать накопленный опыт работы, полученные результаты экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс.

Задачи:

  • Рассказать о новом подходе, применяемом на уроках физкультуры в нашей школе;
  • Познакомить педагогов с оптимальными средствами и методами для развития физических качеств учащихся при раздельном обучении;
  •  Дать практические рекомендации наработанного педагогического опыта.

 Инвентарь, оборудование: с зал, проектор, гимнастический мат и коврик, н/м, гантели.

Ход мастер-класса

I. Вводная часть – теоретическая

Здравствуйте, коллеги и все присутствующие в зале! Я сегодня хочу поделиться нашим наработанным опытом работы. Вы, наверное, знаете, что такое гендер?

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это-то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими.

Как вы думаете почему я заострила внимание на этом определении?..

(Предложить «линейку знаний» и на ней отметить уровень знаний на данный момент).

Мальчик и девочка — это два разных мира.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

У девочек более активно левое полушарие головного мозга, которое регулирует речевые функции, способность к письму, логическому мышлению, счету.

Девочки:

  • быстрее схватывают новый материал, мыслят конкретнее;
  • легче усваивают правила и алгоритмы;
  • любят задания на повторение;
  • лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;

Мальчики:

Новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственное, интуитивное, эмоционально-образное мышление).

  • труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
  • им важно понять смысл задания, а не объяснения “от простого к сложному”;
  • лучше выполняют задания на сообразительность;
  • не терпят однообразия;

Особенности физического развития.

Мальчики:

  • физически сильнее, но менее выносливы;
  • их отличает быстрота движений, активность, подвижность;
  • нет усидчивости;
  • подвержены негативному влиянию окружающей среды.

Девочки:

  • дыхание с участием грудной клетки;
  • более частое сердцебиение;
  • быстрая утомляемость;
  • девочки не так сильны физически, но при этом более выносливы.

Двигательные функции мальчиков:

  • большая выносливость к статическим усилиям;
  • движения мальчиков отличают простота, угловатость, силовой, атлетический стиль, четкая целенаправленность;
  • если дать мальчикам мяч, они начинают с ним пытаться играть в футбол, это проявляется в сильных ударах по мячу, присутствуют элементы атаки, нападения, преследования.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, а движения скоростно-силового характера: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы в цель и на дальность, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную плоскость: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на дверях.

Двигательные функции девочек:

  • центр тяжести у девочек находится ниже, поэтому они лучше справляются с упражнениями на равновесие;
  • девочки более ловкие, гибкие, движения пластичные, плавные, богаты мимикой, жестами, с элементами боязни, пассивности;
  • девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой, обручем

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Исходя из выше сказанного.

Мы организовали учебный процесс по физической культуре с учетом психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек. В нашей школе есть большой спортивный зал и малый (актовый). На занятия приходят одновременно два класса одной параллели. Все девочки занимаются с одним преподавателем в одном зале, а все мальчики – с другим преподавателем. Залы чередуем, в зависимости от целей и задач урока.

Конечно, мы это сделали с одобрения администрации школы. Нами было изучено много литературы по этому вопросу. Также мы провели несколько пробных уроков. И убедили администрацию в эффективности этого подхода.

Такая организация урока дает следующие преимущества:

  • Учет психических и физиологических особенностей детей разного пола.
  • Присутствует соревновательный момент, так как на каждом уроке занимаются ученики из двух разных классов и одного пола.
  • Конкретная работа по программе или для девочек, или для мальчиков (внимание преподавателя не рассеивается на две разнополые группы, работающие по разным программам, например, по гимнастике).
  • Дозирование нагрузок, подбор упражнений и игр, наиболее полно отражающий разный уровень физического развития мальчиков и девочек.
  • Отсутствие стеснительности и ощущения неловкости при выполнении определенных упражнений.

Все это позволяет решать общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком качественном уровне. На таких уроках значительно выше дисциплина, потому что решение поставленных двигательных задач (при отсутствии отвлекающих факторов) становится основным мотивом для занимающихся. Периодически мы проводим совместные зачетные или соревновательные уроки и это является стимулом успешной двигательной деятельности (н-р, игра в волейбол, только для мальчиков чуть жёстче правила). А после обычных (не зачетных) уроков появляется дополнительная мотивация для общения мальчиков и девочек в виде обмена информацией о происходящем на физкультуре с раздельным обучением (коммуникативная).

Мальчики физкультуру понимают, как развитие двигательных качеств в «чистом виде»(силы, выносливости, скорости), то есть телосложения, а девочки - как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки и т.п.

Понятно, что возможность раздельного обучения мальчиков и девочек зависит от материально-технических условий конкретной школы, от наличия необходимых спортивных помещений и специальных сооружений.

II. Практическая часть

Уважаемые коллеги, я выбрала из своей методической копилки те упражнения, которые покажут эффективность раздельного обучения на уроках физкультуры. Так как я веду уроки с девочками, буду больше опираться на свой опыт.

Возраст 8-9 класс.

Начинаю урок с необычного вопроса. Н-р, Как ты считаешь, что люди ценят больше всего? Что будет, если отменят уроки физкультуры? И т.д.

  • Построение. Я предлагаю разные варианты: сначала «А» класс за ними «Б» класс все по росту; все смешано по росту; чередуясь через одного; в свободном порядке и т.д.
  • Разминку с девочками часто провожу под музыку используя степ-платформы или танцевальные шаги из аэробики или игры.

Например, игра: «Салки с лентами».

Содержание: Игроки стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, заложенная за пояс или ворот. В центре круга стоит водящий. По сигналу «Беги!» все разбегаются по площадке. Водящий бежит за ними, стремясь взять у кого-либо ленточку. Лишившийся её временно отходит в сторону. По сигналу учителя «В круг!» все бегут в круг. Водящий подсчитывает взятые ленты и возвращает их детям.

У мальчиков разминка проходит более интенсивно и включает в себя:

Бег с чередованием  упражнений на силу(приседания - 5 раз или отжимания ..)

ОРУ: один вариант это когда я называю сустав или часть человека, а девочки выполняют на него своё упражнение.(Н-р, плечевой сустав, туловище и т.д.) это формируются метапредметные УУД

ОРУ в парах (это работа в малых группах):

Девочки выполняют с удовольствие и с хорошей амплитудой, а мальчики лучше выполняют упражнения с выраженным сопротивлением.

Игра «Ладушки»

  • И.п. – стоя лицом друг к другу ладони соединить
  • разводим руки через стороны вниз, 2-обратно.
  • Наклоны
  • Махи
  • Перекаты
  • Равновесие
  • Прыжки
  • Вращение

ОРУ в парах для мальчиков:

  • Борьба руками
  • «Тачка»
  • Прыжки с сопротивлением
  • Сидя спиной толкать в спину
  • Приседания

Беседа: Девочкам я подбираю интересные и нужные знания именно для них.

У: - Для чего девочкам необходимо выполнять упражнения на силу?

Ответ: чтобы была красивая фигура, и т.д…

У: - А  что ещё надо соблюдать, чтобы была красивая фигура?

Ответ: правильное питание, и т.д….

У: – Что поступает с пищей в наш организм?

Ответ: витамины, белки, жиры, углеводы,..

У: – А также киллокалории, которые расходуются при любых двигательных действиях. Мы сегодня с вами научимся рассчитывать энергозатраты при занятии разными упражнениями.

Q =2,09(0,2 x ЧСС–11,3) кДж/мин

Формула позволяет установить энергозатраты совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

Пример. Допустим, вы 10 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин:

Q =2,09 (0,2 x 120 — 11,3) = 2,09 (24 — 11,3) = 26,5 кДж/мин.

Ответ: за 10 мин израсходовано 265 кДж.

Сейчас мы с вами будем выполнять упражнения и после каждого подсчитывать пульс и вычислять по формуле энергозатраты. Для чего? Помогать нам будут освобождённые (дать лист с формулой и калькулятор).

Круговая - силовая тренировка (для девочек):

  • И.п. одна нога вперёд приседания по 5 раз чередуя ногу;
  • Прыжки на скакалке;
  • И.п. стойка на руках и коленях подъём ноги 5 раз чередуя;
  • Упражнение на пресс;
  • «Планка» в упоре лёжа на предплечьях.

Подсчитываем и записываем пульс. Вычисляем по формуле и анализируем результаты. (Незаконченое предложение: Теперь я знаю ….) или Вопрос: От чего зависит количество затраченной энергии? (от ЧСС).

Прямая зависимость, чем выше пульс, тем больше энергозатраты (больше потрачено киллокалорий). Теперь вы можете применять эти знания для себя.

Мальчики предпочитают упражнения с утяжелителями, гантелями, н/м, и т.д.

Круговая - силовая тренировка (для мальчиков):

  • Упр-е на пресс с н/мячом;
  • Приседания с гантелями;
  • Отжимания ноги на скамейке;
  • Прыжки на скакалке в утяжелителях;
  • Подтягивание.

И завершая свой мастер-класс, я попрошу вас «написать» носом своё имя и слово МОЛОДЕЦ (выполнять плавно с большой амплитудой). Это упражнение улучшает кровообращение головного мозга. А теперь всех присутствующих нарисовать ! если вам было интересно. И предложить «линейку знаний».

Надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам использовать в своей работе эти приемы.

Памятка для педагогов и родителей при общении с мальчиками и девочками.

  1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  2. Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
  3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
  4. Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
  5. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  6. Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  7. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Таким образом в школе гендерное образование в первую очередь должно быть направлено на преодоление гендерных стереотипов. Мужчина и женщина – это не две противоположности. Это всего лишь два разных пола, но одного рода – люди. И поэтому это должно не мешать, а наоборот способствовать развитию каждого мальчика и девочки. Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.