Тема урока: "Подлежащее и сказуемое. Закрепление". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, УМК «Начальная школа XXI века», подлежащее, сказуемое


Тип урока: урок закрепления новых знаний.

Цели урока:

  • формировать умение находить подлежащее и сказуемое;
  • развивать навыки самоконтроля и самооценки учебной деятельности;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Задачи урока:

  • развивать умение организовать свою учебную деятельность;
  • развивать умение ориентироваться в системе знаний;
  • воспитывать познавательную инициативу;
  • развивать умения анализировать, обобщать ,формировать умение работать в паре, группе;
  • совершенствовать умения делать выводы, оценивать свою работу.

Предметные умения: научиться находить подлежащее и сказуемое в предложении.

Планируемый результат: Учащиеся должны обобщить имеющиеся знания о главных членах предложения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная,
  • самостоятельная,
  • в парах, в группе.

Средства обучения:

  • индивидуальные карточки,
  • сигнальные карточки,
  • пректор,
  • веселые и грустные лица человечков.

Этапы урока

1. Организационный этап

Девиз:

Здравствуй, великий,
Здравствуй мугучий,
Здравствуй, любимый,
Русский язык!

2. Пальчиковая гимнастика

«Восьмерки».

Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

3. Минутка чистописания

- Запишем слоги с правильным соединением.( вспомним правило посадки за партой, наклон тетради)

ас  от ив ут

Каллиграфически запишем высказывание .

Красиво писать - красиво творить.

4. Этап актуализации опорных знаний, целеполагание

- Вот с чего мы начнём работу на уроке, вы узнаете выполнив словарную работу в группах, отгадав кроссворд. (У каждой круппы карточки с кроссвордом.)


  1. Электрическое устройство с клавиатурой и мышкой. 
  2. Утренний приём пищи.
  3. Лиственное дерево с гладким белым стволом.
  4. Указание местожительства.
  5. Помещение для хранения книг.
  6. Главный город страны.
  7. Исполняющий в порядке очереди какие-либо общественные обязанности, несущий дежурство.
  8. Последний день недели.
  9. Лесная ягода красного цвета с маленькими ягодками.
  10. Работа художника.
  11. Дети, школьники, учащиеся.

- Написание словарных слов проверяем (кроссворд выводится на доску)

- Какое слово у вас получилось? (предложение)

- Что такое предложение?

(Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает, содержит вопрос, побуждает к действию.)

- Без чего предложение не может существовать? (Без грамматической основы – подлежащего и сказуемого.)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.)

- Сегодня на уроке мы будем продолжать формировать умение находить в предложении грамматическую основу – подлежащее и сказуемое.

- Что написано на доске? Пришла осень. (предложение)

- О чём говорится в предложении?

- На какой вопрос отвечает слово "осень"?

- Чем оно является в предложении?

- Что такое подлежащее?

- На какой вопрос отвечает слово пришла?

- Чем оно является в предложении?

- Что такое сказуемое?

- Как можно назвать подлежащее и сказуемое?

- А если предложение состоит только из грамматической основы, каким оно является? (нераспрастроненным)

- Дополните предложение так, чтобы понять,какая осень пртшла к нам.

В лес пришла золотая осень.

- Какое предложение получилось? (распрастраненное) Запишем его в тетрадь и найдем гравные и второстепенные члены предложения.

(ученик у доски)

 - Какие словосочетания можно выписать из этого предложения?

  • осень (какая?) золотая
  • пришла (куда?) в лес

- А осень пришла будет ли являтся словосочетанием?

- Почему? (т.к. это грамматическая основа)

5. Физминутка

6. Этап первичного закрепления знаний

Теперь поработаем в парах. На парте лежат карточки с предложениями. Вам надо найти грамматическую основу в каждом предложении и подчеркнуть.

  1. Осенью изморозь покрывала траву.
  2. Летом мы читали интересные книги.
  3. Мы с Наташей весело засмеялись.
  4. Восемнадцать делится на два.
  5. Моя мама врач.

 (сверяем правильность с доской)

- А теперь мы проверим, как вы самостоятельно можете находить подлежащее и сказуемое в предложении. Я буду читать вам предложение, а вы будете выписывать только грамматическую основу. (Oдин ученик работает у доски, все остальные выполняют задание самостоятельно.)

  1. Осень заглянула к нам в сад.
  2. Поспевают осенние яблоки.
  3. В ясный день садоводы собирают урожай.
  4. В саду слышится звонкий смех детей.

- Какой вывод мы можем сделать? В каждом предложении есть грамматическая основа.

- Теперь каждый из вас проверит свои знания и умения по теме «Подлежащее и сказуемое» выполнив упражнение из учебника с.68 №4.

7. Этап рефлексии

  • что мы сегодня повторяли с вами на уроке?
  • назовите главные члены предложения.
  • что важного мы сегодня сделали для дальнейшего изучения русского языка?
  • если вам понравился урок, покажите улыбающегося смайлика, если нет, грустного.

Спасибо всем за урок!