Методическая разработка урока "Героическая поступь народа-победителя в произведениях изобразительного искусства". 7-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 7

Ключевые слова: Великая Отечественная война, живопись, графика, поэзия, скульптура, гравюра , Стасис Альгирдо Красаусках , Пётр Александрович Кривоногов , студия имени М.Б.Грекова , Владимир Цигаль , мемориальный комплекс «Чижовский плацдарм»


1. Аннотация

9 Мая 1920 года наша страна и всё прогрессивное человечество будут праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Тема Великой Отечественной войны была и остаётся одной из ведущих в произведениях, относящихся к разным видам искусства: кино, художественной литературы, музыкального и театрального искусства, и, конечно же, изобразительного искусства.

Чем дальше уходят от нас те трагические события, тем более востребованными становятся художественные произведения, помогающие нам – ныне живущим, осмыслить, осознать величие подвига представителей военного поколения, отдавших жизни за наше безоблачное настоящее и будущее.

В современной действительности одними из самых значимых уроков для обучающихся в школах должны быть уроки, раскрывающие роль Великой Победы. Ведь Уроки Победы для нас – учителей-предметников и обучающихся – это дань памяти погибшим в Великой Отечественной войне и наставление будущим поколениям.

Методическая разработка составлена для учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования.

2. Введение

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер. Она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного, народного искусства, дизайна и архитектуры.

Огромному спектру выразительных средств разных видов изобразительного искусства подвластно отражение любой темы. Наиболее востребованы становятся те темы, которые направлены на воспитание гражданственности и патриотизма: «Герои-защитники», «Этот День Победы…», «Юность и надежды», «Памяти павших», «Монументальная скульптура и образ истории народа», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Портрет Победителя», «Дорогами войны».

Актуальность данной темы очень высока. В настоящее время, полное контрастов и противоречий, возникает проблема воспитания у подрастающего поколения искренней любви и уважения к своему Отечеству. Использование на уроках изобразительного искусства предлагаемых программой тем, способствует формированию у обучающихся неподдельного интереса к историческому и героическому прошлому нашей Родины.

Отличительной особенностью данной темы является разрешение проблемы преемственности поколений, неразрывной связи времён, верности памяти погибшим на фронтах, в концлагерях, во время бомбёжек, замученных в фашистских застенках.

Новизна методической разработки в том, что посредством рассказа учителя, выстраиваемого диалога с обучающимися, просмотра презентации и видеосюжетов, прослушиванием музыкальных произведений, удаётся мысленно осуществить путешествие в прошлое – в годы Великой Отечественной войны, прочувствовать атмосферу тех тревожных лет, осознать цену нашей Великой Победы. В результате сотворчества учителя и обучающихся, на уроке рождается рукотворный художественный образ, воплощённый выразительными средствами одного из интереснейших видов искусства – скульптуры.

Педагогическая целесообразность. Предлагаемая обучающимся тема должна быть не просто изучена, а прожита. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в изобразительном искусстве, можно постичь через собственное переживание – проживание художественного образа в форме творческого созидания. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.

Цели и задачи методической разработки. Формирование осознанного уважения, чувства гордости за своё Отечество. Распространение культурных и духовных традиций многонационального народа нашей страны. Наполнение конкретным содержанием понятий «Родина», «Великая Отечественная», «родная земля», «мой дом». Приобщение подрастающего поколения к миру искусства в целом, к основам изобразительного искусства через осмысление исторического и героического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

3. Теоретическая часть урока

Учитель читает стихотворение.

Соловьи

Когда стихала канонада
И остывал кровавый бой,
Душа бойца бывала рада
Из дома весточке любой.

Хорошей песне, добрым шуткам,
Что помогали стать сильней,
Затишья выпавшим минуткам…
И вдруг – о, чудо – соловей!

Вокруг война: воронки, раны,
Смерть, искорёженный металл.
А он над страшным полем бранным
Беспечно трели рассыпал.

Был он воронежский иль курский
Не беспокоило певца.
Он   исполнением   искусным
Теплом надежды грел сердца.

Что вот она – жива Россия!
Что всё пройдя, огонь и дым
Мы одолеем вражью силу
И непременно победим!

И победили – честь и слава!
Давно затихли те бои.
Не потому ль
в день майский, главный
Поют так звонко соловьи.

И над великим монументом,
И над печальною звездой…
Где крутит память киноленту,
Жжет ветеранскою слезой.
Слепокуров А.Н.

– Скажите, как вы думаете, о каком историческом событии в истории нашей страны и всего мира идёт речь в этом стихотворении?

– Правильно, о Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков длилась 1418 дней. Возложив на «алтарь Победы» миллионы жизней погибших воинов, стариков, женщин, детей, наш народ вышел из этой войны Народом – Победителем. Многогранный образ лучших представителей многонационального советского народа воплощён в произведениях изобразительного искусства, разных его видах.

– Какие виды изобразительного искусства мы с вами изучали?

– Вы верно ответили. Это графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное, народное искусство. Каждый вид изобразительного искусства говорит своим языком посредством выразительных средств: живопись – цветом, графика – линией и пятном, скульптура – объёмом и пластикой.

Произведения высокого искусства отличает создание художественного образа, объединяющего внутреннее духовное содержание и внешнее материальное воплощение. Говоря о теме сегодняшнего урока «Героическая поступь Народа – Победителя в произведениях изобразительного искусства», мы будем рассматривать произведения высокого искусства, созданные руками выдающихся художников-графиков, живописцев, скульпторов и архитекторов. Большое внимание уделим учебным детским работам, ранее выполненных обучающимися.

Образ героев Великой Отечественной войны в графике

– В 1973–1975 г. выдающийся литовский график Стасис Альгирдо Красаусках (1929 – 1977), которого называли рыцарем прекрасной линии, создаёт серию гравюр из четырёх частей под названием «Вечно живые».

«Никогда не позабудет мир подвига Советского Воина. Он сражался, пал и остался с нами, как напоминание о великом нашем долге перед Родиной, Прогрессом, Человеком. Ему, Вечно живому, и посвящаю этот свой цикл». (Стасис Красаускас)

Часть четвёртая «Жизнь»

Художник сам пережил Вторую мировую войну, когда был ребёнком. Трагедия вовлечённых в хаос и ужас войны людей навсегда осталась в его памяти и в его работах. Эстампы этого цикла заставляют остановиться и задуматься каждого, кто их видел. Память благодарных потомков возвращает к необходимости помнить тех, кто отдал жизни за свой народ и Родину.

Образ героев Великой Отечественной войны в живописи

– Память о героях, отдавших свои жизни во времена Великой Отечественной войны, увековечена в произведениях живописи. Множество живописных полотен военной тематики создано в батальном жанре.

– Вам известны названия тех жанров, которые мы изучали на протяжении нескольких лет обучения. Назовите их.

– Прекрасно, что вы вспомнили о натюрморте, пейзаже, портрете, анималистическом, бытовом, историческом, батальном жанрах. Полотна художников – баталистов военных и послевоенных лет сохранили незабываемы образы решающих исторических сражений – баталий. К числу таких художников относится выдающийся советский живописец Пётр Александрович Кривоногов (1911–1967).

Пётр Александрович Кривоногов (1911–1967)

Вся творческая жизнь живописца была связана со студией имени М.Б.Грекова. Незабываема серия его полотен под названием «Опалённые огнём войны». Среди них такие произведения, как «Советская конница в боях под Москвой» (рис. 1), «Поединок» (рис. 2), «Капитуляция» (рис. 3), «На Курской дуге» (рис. 4), «Защитники Брестской крепости» (рис. 5) и др.

Побывавший свидетелем многих малых и больших сражений, художник в мае 1945-го присутствовал в Берлине на апофеозе великой стойкости советского солдата. В послевоенное время большинство картин живописца посвящено прошедшей войне — её героическим и героико-трагическим страницам.

Звучит песня «Вечный огонь».

«Погляди на моих бойцов –
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю…
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти,
Это те, кто в штыки поднимался как один,
Те, кто брал Берлин!»
Авторы:
композитор Р.М.Хозак,
поэт Е.Д.Агранович

Свою наиболее известную картину «Победа» П.А.Кривоногов написал, что называется, по горячим следам, в 1948 году. На картине художника мы видим руины горящего Рейхстага. Колонны выщерблены осколками и пулями. На широкой лестнице тела убитых, вывороченные каменные плиты, обломки штукатурки. Всюду — на ступеньках лестницы, на цоколях колонн, на высоких каменных парапетах — наши бойцы, запылённые, закопчённые пороховым дымом долгих боёв. Взметнулись в воздух руки бойцов с винтовками и автоматами, стальными касками и пилотками. Все головы подняты, все глаза устремлены в одну точку, вверх, туда, где под куполом развивается на весеннем ветру красное знамя Победы. Под сводами здания раскатывается могучее русское «Ура!».

В 1967 году была учреждена Золотая медаль им. М.Б.Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему, и первым ею был награждён Пётр Александрович Кривоногов.

Образ героев Великой Отечественной войны в скульптуре

– Скажите, как вы думаете, только массовый героизм на полях сражений имел место в период Великой Отечественной войны?

– Совершенно верно, героические подвиги совершали миллионы советских людей, сражающихся в застенках концлагерей, в подполье – на оккупированных фашистами территориях. Среди них были люди преклонных лет, совсем юные, и даже дети. Из отдельно взятых подвигов советских людей ковалась Великая Победа. Образы героев, пожертвовавших своими жизнями во имя Родины, отражены в одном из интереснейших видов изобразительного искусства – монументальной скульптуре. Художественный образ, создаваемый в произведениях изобразительного искусства, требует предельного обобщения, а подчас и конкретики.

После освобождения войсками союзников на месте концлагеря Маутхаузен в Австрии был создан «Мемориал Памяти». Он стал общим, коллективным надгробием над символической могилой ста двадцати тысяч узников. Центром мемориального комплекса является «Алтарь памяти» - монумент, сложенный из серого гранита. Вокруг него расположены два десятка мемориальных памятников гражданам разных государств, ставших жертвами фашизма. Эти выдающиеся по выразительности монументы из гранита, мрамора и бронзы воплощают собой историческую память народов, объединившихся в борьбе с коричневой чумой.

В этом ряду особое место занимает памятник выдающемуся военному инженеру, Герою Советского Союза, генерал-лейтенанту Дмитрию Михайловичу Карбышеву, созданный скульптором Владимиром Цигалём (1917 – 2013).

Узник Маутхаузена, Д. М. Карбышев, принял героическую смерть в феврале 1945 года. Беспримерное мужество генерала подсказало скульптору образное решение памятника. Идя от реальных событий, автор создал монумент огромной выразительной силы. Памятник выполнен из цельной глыбы светло-серого уральского мрамора. Фигура героя, скованного ледяной неподвижностью камня, символизирует стойкость и героизм. Искрящийся и глубокий по цвету мрамор идеально передаёт суть художественной метафоры автора.

– Скажите, а какие монументы в Воронеже посвящены погибшим героям?

– Правильно, это мемориальный комплекс «Чижовский плацдарм».

Скульпторы А.А.Толмачёва, О.П.Толмачёв, архитектор В.А.Селютин

Монумент посвящён погибшим советским солдатам, защищавшим город от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

Ансамбль был торжественно отрыт в 1975 году. Центральную часть экспозиции составляют фигуры трёх солдат, стоящих на высоком постаменте, держащих в руках автоматы и отдающих салют погибшим.

Ансамбль состоит из братской могилы и «Зала Памяти». В «Зале Памяти» на стенах выбиты имена защитников Воронежа. Композиция включает в себя саркофаги с землей из разных мест России, где проходили тяжелые бои. Возле братской могилы расположена скульптура сражённого бойца.

Ныне в могиле покоится почти 10 тысяч погибших воинов. Это самое большое захоронение погибших солдат в Воронеже. Дети и внуки героев регулярно навещают Воронеж.

Преемственность поколений

– Ребята, на протяжении нескольких лет обучения изобразительному исусству мы с вами обращались к теме Великой Отечественной войны.

– Скажите, какие работы вам запомнились?

– Действительно, это были открытки, плакаты, графические, живописные, скульптурные композиции, приуроченные к празднику Великой Победы, Дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков.

К юбилейным датам учащиеся кружка «Юный художник» совместно с учителем красочно оформляли рекреации, составляя композиции, декоративные инсталляции с использованием фотографий военных лет, портретов народных героев.

Учащиеся лицея принимали участие в многочисленных конкурсах и выставках районного, областного, всероссийского уровня. Многие работы учащихся отмечены грамотами, благодарственными письмами, дипломами.

Во всех этих работах чувствуется глубокий интерес учащихся начальной школы, среднего звена, старших классов к урокам, которые можно объединить общей большой тематикой – Уроками Великой Победы.

См. продолжение статьи

Список литературы

  1. Л.Давыдов «Верность». Издательство: Политической литературы, 1980 г.
  2. Е.А.Кривоногова «Кривоногов». Издательство: Белый город, 2010 г.
  3. В.А.Курочкин «На войне как на войне». – М.: Эксмо, 2012 г.
  4. М.И.Демиденко «Воронеж – река глубокая». Издательство: «Советский писатель», 1987 г.
  5. И.В.Сидельников «Кому поют соловьи». Центрально-чернозёмное книжное издательство, 1971 г.
  6. Б.М.Неменский Рабочие программы. – М.: Просвещение 2011 г.

Интернет-ресурсы

  1. https://fb.ru/article/459822/stasis-krasauskas-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo
  2. http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/krivonogov.php
  3. http://2vrn.ru/chizhovskij-placdarm-voronezh.html
  4. http://www.sem-stone.ru/ru/articles/item/245