Творческая педагогическая деятельность как фактор повышения качества знаний

Разделы: Математика

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


Общество всегда нуждалось в творческих людях. Они были «двигателями» развития науки, техники и социума. Раньше достаточно было, чтобы творческими были некоторые люди. Они стали выдающимися научно-культурными деятелями.

Сегодня же быть творческим – требование ко всем учащимся. Современное общество нуждается в людях мобильных, умеющих быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, быстро и эффективно принимать решения, применять знания для решения житейских проблем. Большие перспективы по формированию творческого подхода для решения жизненных задач открывает метапредметная технология обучения.  Подтверждением необходимости творческого мышления  являются задания школьного курса математики, которые невозможно решить стандартными методами. Тесты для выпускников постоянно пересматриваются, и ежегодно появляется большее количество заданий, которые требуют умения творческого использования знаний и умений. Действительно, тест должен проверять умение мыслить, рассуждать. Это значит, что учитель должен уделять внимание не только формальному усвоению знаний, но и умению их творчески использовать. Необходимо усилить интеллектуальную составляющую процесса обучения. Существует много возможностей, методик и конкретных приёмов. И.П.Подласный, сторонник продуктивной технологии обучения,  рекомендует интенсификацию мышления учащихся во всём пространстве школьных программ. Нужно постоянно учить искать новые пути, способы выполнения действий, применяя имеющиеся знания.  Возникает необходимость приостановки инертного мышления (склонность идти привычным путём, использовать обычные способы деятельности) и развивать гибкость мышления. Но нельзя совсем отказаться от инертного мышления, это хорошая привычка, которая спасает нас в разных ситуациях. Есть профессии, которые предполагают шаблонность деятельности, например, экономического направления.

Наука математика - классическая, лаконичная, строгая. Как творчество попадает на уроки математики? На самом деле, творчество присутствует на каждом уроке математики для тех учеников, которые эффективно работают. А.Ф.Есаулов распределяет задачи на два вида: задачи, рассчитанные на воспроизведение (опираются на память и внимание), и задачи, решение которых приводит к новой, неизвестной до этого мысли - это творческие задачи. На уроке должно быть место для обоих типов задач. Для развития творческих способностей в своей практике применяю   нестандартные задачи, в том числе, требующие обычных действий, но имеющие непривычную формулировку. Также использую предметно-действенные задания, например, на сортировку и соответствие, на разрезание фигур, на изготовление моделей.  Дети, склонные к способностям к изобразительному искусству, с большим интересом создают творческие изделия (фото 5), имеющие хороший почерк – делают таблицы а те, кто увлекается компьютерными технологиями, успешно делают электронный наглядный материал, например слайд презентации, иллюстрирующий решение сложной задачи.

Разработка творческих теоретических материалов достаточно часто требует длительного времени. Это обусловлено тем, что творческий процесс имеет несколько этапов. Грэм Уоллес выделял четыре стадии творческого мышления:

  • подготовка - формирование задачи; - попытки ее решить;
  • инкубация - временное отвлечение от задачи (задача, которая попадает в сознание, решается бесконтрольно, «скрыто», когда нам кажется, что мы не думаем над задачей, мозг же продолжает работу);
  • прояснение - появление интуитивного развязку (доказательством инкубации и прояснения случаи, когда нерешенная задача иногда появляется в памяти вместе с решением или вторая попытка решить сложный пример через несколько дней или времен оказывается более эффективной, чем первая);
  • проверка - экзамен и (или) реализация решения.

Сегодня понятна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Обобщенные приемы умственной деятельности делятся на 2 большие группы: приемы алгоритмического типа и эвристические. Эвристические приемы непосредственно стимулируют поиск развязку новых задач, открытия новых проблем, новых для субъекта знаний. В отличие от приемов алгоритмического типа, эвристические приемы опираются не  на формально-логический, а на содержательный анализ проблем. Обучение учащихся правильным, рациональным приемам мышления, развитие умственных операций положительно влияют на самостоятельное продуктивное мышление. Такие приемы обеспечивают целостное восприятие, видение описанной ситуации. Тем самым облегчают протекание характерных для продуктивного мышления интуитивных процессов. Продуктивное мышление предполагает выход за пределы имеющихся знаний. Однако, именно эти знания - основа в открытии нового. Чтобы открывать новое, отворачиваясь от уже знакомого, необходимо владеть этим старым и иметь широкий объем знаний и развитое мышление.

Музыкальное, литературное творчество - понятие для всех понятны и плоды такого творчества является музыкальными и литературными произведениями искусства. Математическое творчество - понятие неоднозначное. Выделяю три условия успешного выполнения математических творческих задач:

  • интересность творческой задачи;
  • полезность будущего продукта для себя или общества;
  • конкретность задачи.

Не следует надеяться, что задача или проект, которым не заинтересован ученик, пригодятся для развития творческой личности. Такая работа будет выполнена без вдохновения, а самим учеником восприниматься как пустая трата времени.

Перед тем, как дать задание, следует досконально продумать ожидаемый результат и объяснить требования к нему ученику. Например, полезным является создание таблиц, памяток, кроссвордов, моделей геометрических тел, шаблонов для быстрого построения графиков, наглядности в сложных задач, составления стихов и сказок для усвоения понятий и теорем. Такие творческие работы помогут запомнить материал автору, углубиться в теоретический материал, творчески обработать и создать полезный продукт не только для себя, своего класса, но и младших учеников школы, которые смогут воспользоваться математическими произведениями в будущем.

Полезно воспитывать у учащихся настойчивость. Если не получилось сегодня, получится завтра. Каждая неудачная попытка - еще один шаг вперед. (Т.Едисон)