Конспект занятия в старшей группе "Звук и буква У"

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: обучение грамоте, речевое развитие, старшая группа, Звук и буква У


Взаимодействие: учитель-логопед, воспитатель.

Цель: формирование фонематического восприятия, знакомство со звуком и буквой У.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • развивать слуховое и зрительное внимание, память;
  • формировать понятия «гласный звук»;
  • познакомить со звуком «У»;
  • формировать умение выделять звук «У» из начала слова;
  • познакомить с буквой У;
  • формировать графические навыки.
  • Оздоровительные задачи: Способствовать снятию напряжения и локального утомления с помощью физкультминутки. 
  • Развивающие задачи: Развивать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове.
  • Воспитательные задачи: Воспитывать умение вести диалог между педагогом и ребенком; быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Планируемый результат:

  • уметь применять усвоенные знания;
  • уметь внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы;
  • уметь выполнять работу по заданному алгоритму.

Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная.

Форма организации: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа:

1. Формировать слуховое восприятие.

2. Формировать умение воспринимать на слух ритм и воспроизводить его двигательно.

3. Развивать физиологическое и речевое дыхание.

Инвентарь: барабан, бубен, колокольчик, свистулька, металлофон, ширма, зеркала, предметные картинки, кубики с буквами из набора «Умные кубики», мозаики.

Ход занятия

Структура

Этапы работы

Примерное содержание НОД

Дозировка

Методические указания

I. Организационный момент

Приветствие.

Участники заходят в кабинет, выстраиваются в шеренгу.

 

 

Эмоциональный настрой на встречу, сообщение цели, проверка готовности

Логопед: Давайте покатаемся на паровозике! Первым вагончиком будет, тот, кто угадает, что звучит.

3 мин.

Предложить послушать детям, какой предмет звучит за ширмой.
Повторить упражнение, пока не построятся все дети.
Способствовать созданию доброжелательной атмосферы.

II. Коррекционно-развивающий этап

Упражнение «Паровозик»

Логопед: С нами будет кататься уточка. Наш «паровозик» отправляется и гудит: «У-у!», «У-у!», «У-у!».

2 мин.

 

 

Показать уточку.
Построить детей «паровозиком».
Двигаться «паровозиком».
Произносить звук «У».

Упражнение «Уточка в гости к нам пришла».

Логопед:
- Сегодня уточка хочет позаниматься вместе с нами. Она очень любит слушать и произносить разные звуки. Когда мы катали уточку на «паровозике», что услышала уточка?
- Сегодня мы будем знакомиться со звуком «У».
- Звуки, которые мы будем петь, называются гласными. Звук «У» можно петь, значит, звук «У» - гласный.

5 мин.

 

Посадить детей за столы.
Хвалить детей за правильные ответы.

 

 

Уточнить артикуляцию звука «У».
Произносить его перед зеркалом обычным голосом, громко, тихо, коротко, долго, спеть звук У.

Упражнение «Какой звук».

 Логопед:
- Давайте покажем уточке картинки! –

Удочка, утка, улица, Умка, уж, ухо, утенок, улыбка.

- Какой звук вы слышите в начале слова «утка» («улица» и т.д.)? Звук «У».

3 мин.

 

Вывесить на магнитную доску предметные картинки и назвать их.

Звук «У» произносить длительно и выделять голосом.

 

Хвалить детей за правильные ответы.

Физкультминутка. Игра «Жмурки с колокольчиком».

Логопед:
- «Первенчики, другеньчики,
Звенят, звенят бубенчики!
Один, два, три,
Не зевай, лови!»

3 мин.

Сделать с детьми круг. Выбрать водящего и поставить его в середину круга. Завязать водящему глаза. Дать в руку кому-то из детей колокольчик.

Упражнение «Найди букву».

Логопед:
- Сейчас мы вместе с уточкой будем знакомиться с буквой У.
- Найдите буквы У и соедините их паровозиком. Нажимая на букву, произносите У.

4 мин.

Разложить на столе гласные буквы из набора «Умные кубики».
Хвалить детей за правильные ответы.

Упражнение «Напиши букву».

Логопед:
- Перед вами лежит мозаика, на ней написана буква У.
Пальчиками проведите по букве. Выложите из гвоздиков такую же букву.

4 мин.

Написать букву У красными гвоздиками на мозаике.
Предложить детям рядом написать такую же букву У.

III. Итоговый этап

Актуализация знаний детей.

Логопед:
- С каким звуком (буквой) мы познакомились?
- Какой звук «У»? Почему? (Звук «У» гласный. Его можно петь.)
- Вспомните и назовите слова, которые начинаются со звука «У».

2 мин.

 

Хвалить детей за правильные ответы.

 

Уточка прощается с детьми.

Рефлексия

Кратная беседа о впечатлениях, полученных на занятии.

1 мин.

Способствовать сохранению дружеской атмосферы.