Внеурочное занятие «Я - читатель». Тема занятия: "Я сочиняю хокку"

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс


Цель занятия: посредством углубления восприятия поэтической формы хокку подвести учащихся к созданию собственных поэтических трехстиший.

Задачи:

  • развивать навыки анализа поэтического текста;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать интерес к миру чувств человека, отражённых в художественном произведении.

Оборудование: Презентация, ламинированные таблички, маркеры, листочки с языковым материалом.

Ход занятия

I. Актуализация знаний

1) Вступительная беседа

- Сегодня у вас замечательный день. Нам предстоит попробовать создать поэтическое произведение. Желаю всем удачной творческой деятельности.

- Тема нашей работы записана на доске.

- Прочитать не сможем, а предположить попробуем. (Рассматриваем варианты ответов.)

- Эта запись читается – «ХОККУ».

- Сейчас на экране появляются имена известных японских поэтов. (Читаем хором.)

- Что такое хокку? (Рассматриваем варианты ответов.)

Хокку (хайку) – это лирическое стихотворение, отличающееся своеобразным строением.

- Какое толкование может быть у слова трёхстишие?

2) Постановка цели

- Тему определили, осталось сформулировать цель.

-  Правильно ли я вас поняла, что целью является:

  1. Научиться понимать хокку.
  2. И научиться сочинять эти короткие стихотворения.

II. Анализ произведения

- Это хокку написал один из величайших поэтов Японии 17 века Мацуо Басё.

Он считал, что хокку должно будить воображение читателя.

- На примере хокку Басё мы рассмотрим особенности этого литературного произведения.

Мацуо Басё

かれ朶に烏のとまりけり秋の暮

карээда ни карасу но томарикэри аки но курэ

На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
(В.Маркова)

- Я попыталась прочесть на родном для хокку языке, вам предлагаю прочитать перевод В.Марковой.

- Читать его надо не торопясь, вдумчиво. (Пробуют желающие.)

1) Беседа по содержанию

- Какое настроение вызвало у вас данное трёхстишие?

- Как вы думаете, что является причиной? (Одиноко, осенний вечер.)

- Природа замерла в грустной неподвижности.

- Чьим одиночеством пронизаны слова? (Самого поэта.)

2) Анализ структуры стиха

- В чём особенность строения стиха?

- Пользуйтесь при анализе раздаточным материалом.

  • три строчки
  • нет рифмы
  • заставляет представить картину
  • обладает устойчивым метром: 5/ 7 /5 (Деление по ходу работы)
  • изображение реального мира только в настоящем времени

- Делим на слоги.

- Видим, что даже создатель самых знаменитых произведений не придерживались строгой схемы.

III. Работа по алгоритму

- Я хочу вам немного помочь, поэтому предлагаю воспользоваться памяткой.

1. В первой строчке содержится информация, которая рождает в голове читающего картину. (На голой ветке.)

2. Вторая дополняет первую. (Ворон сидит одиноко.)

3. Вносит особый колорит. (Осенний вечер.)

Сказать много, используя лишь немного слов, — главный принцип хайку.

IV. «Проба пера». Собственное речевое творчество учащихся

- Сейчас вы будете сочинять хокку самостоятельно. Я предлагаю вам выбор.

Вы можете взять работу, в которой есть первая строка, либо только одно слово, либо начать с чистого листа.

Главное – постарайтесь, чтобы то, что вы пишете, передавало ваши чувства, мысли. Будьте искренними. Попытайтесь приблизиться к форме хокку, чтобы у вас получилось все-таки трехстишие. Удачи!

V. Анализ и редактирование работ. Итог занятия

Представление собственных сочинений и обсуждение результатов работы.

Демонстрация накопленного опыта. Показ слайдов с работами детей.

- Не беда, если форма вашего произведения не совпала с формой хокку.

- Главное, что вы попробовали выразить свои мысли, чувства по-новому.

- В дни празднования Нового года в Японии для привлечения удачи сочиняются хайку, посвящённые первому снегу в новом году или первому сну. Я желаю, чтобы наше творчество вам тоже принесло удачу.