Формирование навыков выражать мысли в работе с текстом

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Ключевые слова: работа с текстом


«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное.
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию…» (Л.Толстой)

Проблема нынешнего поколения - это говорить и излагать свою мысль. Высказывать своё мнение, вести дискуссию. Быть в активной деятельности со всеми. Проявлять эмоциональное желание в общении с людьми. Цель выучить умению использовать и соблюдать речевые нормы, включая в высказывание лексические и синтаксические единицы, соответствующие стилю с помощью кластера, для создания конструкции предложения словесного пересказа текста. Таким образом подводим учащихся к схемам в работе с диаграммами и картой истории. Работа с постером по тексту.

Работа над текстом – это самый сложный и долгий процесс обучения учащихся. На это уходит очень много времени и терпения. Особенно, сложно бывает тогда, когда ребёнка просто нужно научить говорить, а уж после переходить на другие этапы команд. Сталкиваешься с многочисленными проблемами в пробелах знания детей, которые нужно постоянно оттачивать, учить работать самостоятельно. Прежде всего нужно начать с расспросов у учащихся:

  • Сколько абзацев?
  • Сколько частей в тексте?
  • О чём говорится в главной части?
  • Что говорится во второй части?
  • Что говорится в третьей части текста?

До работы с текстом разрабатываем кластер который помогает ясно увидеть, что должно быть и что за чем следует.

Интересно, когда были даны задания на логическое мышление, учащимся 6-х классов было сложно дать ответ, а значит они, не умеют использовать полученную информацию раннее, хотя вместе расписывали время суток в виде кластера. Это говорится о том, что внимание рассеянно и им непонятно, как использовать и связывать одну информацию с другой. Учителем излагается информация подсказками, определять промежуток времени происходящих событий. Ребята не используют переработанную информацию, так как не пользуются в повседневной жизни. На уроке начались дебаты после обсуждения. Разрешили проблему, поставили всё на свои места.

Подсказывать не хотела, так как ждала ответа от них. Когда начали читать индийскую притчу, стало необходимостью знать дневные время суток. В тексте говорится о том, как слуги критиковали министра, который незаслуженно пользуется уважением царя и зря получает большое жалование и после того, как царь услышал этот разговор, предложил испытание слугам взвесить слона, а когда ответ не последовал от слуг, царь предложил пойти к министру. Министр вернулся через шесть минут и доложил точный вес слона.

После пересказа учащимися притчи, пришлось объяснить и разложить детально все происходящие события действующих героев, чтобы ребята не запутались, так как каждый пересказал свою версию. Первая версия: слуги обсуждали при министре. Министр знал, о чём говорили слуги и начал искать ответ. Вторая версия: царь дал приказ найти ответ как слугам, так и министру. Перечитали раза три, один абзац для усвоения одного важного момента, чтобы учащиеся обратили внимание на то, что министр и вовсе не был рядом с ними, когда царь предложил взвесить слона и если кто-то из них найдёт ответ, получит место нового министра. Развиваем бдительное внимание на детали происходящего. Итак, составляем кластер: находим ключевые слова, подбираем опорные слова, с помощью которых ребята составляют словесный рассказ, убирают неиспользованные глаголы в речи, находят глаголы в словах царя, чтобы описать его характер и для того, чтобы составить план. Затем обсуждают, о чём говорится в тексте.

Учитель от кластера подводит к составлению событийной карты.

Однажды Царь прогуливался по своему дворцу и услышал разговор слуг: те критиковали первого министра. Они считали, что министр ничего не делает. Царь подошёл к ним и предложил пройти испытание: кто победит, тот станет новым министром. В качестве задания он предложил им взвесить слона.

Слуги пришли в замешательство: где же найти такие весы, чтобы взвесить слона? Как они не думали, как они ни старались, а вес слона узнать не смогли.

Тогда пошли к министру, и царь его спросил:

Не мог бы ты оказать мне милость – взвесить слона?

Министр через шесть минут вернулся и доложил точный вес слона.

Слуги раскрыли рты от удивления. А царь попросил министра объяснить, как ему удалось так быстро взвесить слона

- Ты нашёл такие большие весы? – спросил он министра.

- Нет. Ваше величество, я завёл его в лодку, которая была в бассейне, и отметил уровень водоизмещения, затем слон вышел, а я стал наполнять лодку мешками с мукой. Когда водоизмещение достигло того же уровня, я сложил вес всех мешков и узнал вес слона.

После прочитанного и толкования текста, вопрос учащимся:

Сколько времени потребовалось слугам, чтобы найти ответ и как взвесить слона?

Обсуждая время суток с учащимися 9 класса, было гораздо легче получить ответ. Расклад времени расписывается учителем у доски, за какие-то 10 минут получает ответ. Всё очень просто и легко для ребят, но эта легкость продумывается учителем не один час. Ребята 6 класса, не могли дать правильный ответ за три урока (120 минут).

А как вы думаете, сколько времени прошло, чтобы найти ответ слугам?

Автор, что написал эту притчу, даёт подсказку, с учётом того, кто хорошо считает и знает время дневных суток. Ответ один 6 часов. Спрашивается как? А очень просто. Делаем расклад от дневного времени до вечера и получаем ответ. И когда расчёт получен, узнаём, что министр потратил 6 минут, и 6 часов времени потратили слуги. Это интересно и познавательно. Ребята с большим удовольствием с улыбкой на лице уходят с урока, им приятно, что быстро и легко смогли дать ответ учителю.

Начинаем заниматься разбором словосочетаний, и ребята выполняют автоматически с желанием получить положительный отзыв от учителя, а учитель получает обратную связь, которая занимает не больше трёх-четырёх минут. Этим заинтересовать сложно, поэтому приходится ставить балловую систему, формативным оцениванием. Даётся до урока расклад критериального оценивания с дескрипторами.

Например:

Цель

Критерии

Дескриптор

Балл

Г.9.2.3.1

соблюдает речевые нормы, включая в высказывание лексические и синтаксические единицы, соответствующие стилю.

использует лексические единицы:
а) находит ключевые слова
б) находит опорные слова
в) определяет лексические и синтаксические единицы словосочетания

1
1
1
1

соблюдает речевые нормы
пересказ текста

1
1

П.9.4.3.1

представляет информацию в виде отчета, статьи, справки на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков

составляет кластер

1

составляет событийную карту времени происходящего

1

Защищает постер
а) шифрует название текста
б) соблюдает рамки при оформлении
в) расставляет информацию соответствующей постановкой
г) подходит креативно: смайлики, комиксы, ребусы


1
1
1

1

Общий балл

12

Разбор словосочетания: определить род, число, падеж, часть речи. Получают один балл. Синтаксический разбор, один балл. Итого: два балла. Ошибка при разборе снижается до одного балла, не меньше. Ребята стараются не только красиво писать, но и быстро выполнять. Развивается внимательность, собранность, концентрация к выполнению одного задания.

Применяется метод (индивидуальная работа)

«Кто быстрее?» на шифровку текста, название раздела (командная работа) На критическое мышление

«Собери разрезные картинки».

«Кто смышлёнее?» определяют время по тексту.

К концу урока следует комментирование:

  • на 12-11 баллов «Великолепно»
  • на 10-9 баллов «Отлично»
  • на 8-7 баллов «Очень хорошо»
  • на 6-3 баллов «Хорошо»

В течение учебного процесса могут получить до 12 баллов.

На доске учитель пишет задания (выборочно):

ЗАДАНИЕ

ОЦЕНИВАНИЕ

ВРЕМЯ

1

Метод расшифровки слова или наоборот зашифровки слов не горизонтально,
а вертикально. (Это помогает выучить алфавит и знать порядок букв. Учителю легче проверить сверху вниз.) Поставить балл: за чистоту, красоту и быстроту работы

3 балла

1 минута

2

Выполнить разбор словосочетания

2 балла

5 минут

3

Определить ключевые слова

1 балл

3 минуты

4

Определить опорные слова

1 балл

3 минут

5

Определить основную мысль

1 балл

7 минут

6

Авторское слово. Заключение

1 балл

5 минут

7

Озаглавить текст

1 балл

1 минута

8

Написать своё мнение

1 балл

5 минут

9

Составить план

 1 балл

5 минут

Дальше определяем в словосочетании часть речи, род, число, падеж. Выполняют синтаксический разбор словосочетания. Учимся говорить и разбирать устно. Учитель представляет в сопоставительной форме, объясняя на родном языке, затем на русском языке.

Работа для некоторых учащихся (дополнительно выполнить задания):

а) составить толстые и тонкие вопросы;

б) составить план по содержанию текста;

в) выделить средства связи (тропы): метафору, олицетворение, эпитет.

После каждодневной отработки заданий можно смело дать учащимся работу с постером, с последующей защитой. Это освобождает учащихся от сжатости к свободным действиям. При этом нужно учитывать и то, что ребята не должны кричать, а научиться обращаться к друг другу вежливо и уважительно, не повышать голоса, чтобы была сплоченность в творческой деятельности команды. Только тогда начинают искать креативные идеи, составлять ребусы, кроссворды, оформлять и рисовать.

Эту работу можно использовать как один из вариантов для суммарного оценивания за раздел.

Искусство общения – это дар, которым обладают не все люди, этому нужно учить. Учить диалогу, учить умению слушать. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности стараюсь исходить из следующих идей: ребёнок, школьник – это, прежде всего, человек независимо от возраста, характера и успеваемости, – личность, то есть, член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими. В этом смысле ученик и учитель равны друг с другом.

Презентация

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии //Психология личности и образ жизни. – М., 1987.
  2. Жарикбаев К.Б. Психологические взгляды И.Алтынсарина: исследуются на основе первоисточников // Нач. школа Казахстана. – 2002. – N 1. – С.17.
  3. Ильминский Н. Воспоминания об И.Алтынсарине. – Каз., 1891.
  4. http://music-fantasy.ru/materials/professiya-uchitel-vyskazyvaniya-mysliteley-i-pedagogov-o-roli-uchitelya