Тема защиты Отечества в произведениях литературы, музыки, живописи "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Ключевые слова: Александр Невский, Бородинское сражение, защита Отечества, М.Кутузов, Храм Христа Спасителя, Иван Сусанин, Куликовская битва, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Широко ты, Русь по лицу земли
В красе царственной пораскинулась.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя назвать матерью.
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде склонить голову.
И.Никитин

«Всё лучшее даётся в мире даром:
Любовь, весна, мирская круговерть
И жизнь сама – немыслимый подарок,
И уж совсем немыслимая – смерть.
Но дорог мир. Цена ему – война.
Стучит планета лапками радаров.
Все лучшее дается в мире даром,
Когда за все заплачено сполна»
Леонид Корнилов

Время оставляет след – вчера, сегодня, завтра. В событиях, фактах, в камнях, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времени, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. Наша история, защита Отечества нашли отражение в красках художника, в резце скульптора, в рифмах поэта, в народной песне, в музыке композиторов.

 В преддверии юбилея – 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне мы обращаемся к героическим и незабываемым, к великим страницам летописи о стойкости и непобедимости русских воинов в борьбе с врагами.

Если поразмышлять честно, то Великая Отечественная война, да и вообще тема защиты родной земли для многих – «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Мне захотелось прикоснуться к далёким событиям русской истории, понять, что такое отдать жизнь за Родину? Стоять насмерть? Почему русский народ никто не смог победить на протяжении многих столетий? Где русский народ черпал силы и стойкость в борьбе с врагами, в чем секрет его успеха? Ответы на эти вопросы можно найти в нашей удивительной культуре и искусстве. Конечно, небольшой объем работы не позволяет в полной мере освятить эту тему. Но я попытаюсь.

Удивительно, но тема защиты возникает уже в первый день войны. В ночь с 22 на 23 июня 1941 года В.Лебедев-Кумач пишет стихи, в которых война приобретает статус «священной», она мыслится как глобальное столкновение сил света и тьмы, противник характеризуется, как начисть («проклятая орда»), как тьма («с фашистской силой тёмною»), захватывающая небо («крылья черные») и попирающая землю. Однако при этом сомнений в победе нет – заканчивается песня образом яростно вскипевшей войны, которая в священном гневе сносит всё на своем пути, подобно сверхъестественной силе божьего промысла вовремя потопа*.

______________

* Статья Е.Медковой «Закодированный опыт», журнал «Искусство» № 7-2007, издательский дом 1 сентября.

24 июня стихотворение было опубликовано одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда», а 25 июня А.Александровым уже была написана музыка. 26 июня состоялось первое исполнение песни «Священная война», с 15 октября она ежедневно звучит по всесоюзному радио. Песня становится своеобразным гимном защиты Отечества. Музыка А.Александрова оперирует столь же сильными, как и слово, средствами, воздействующими на подсознательном уровне (иллюстрации 1).

«Не в силе Бог, а в правде». В этих словах Святого Благоверного князя Александра Невского выражено существо дела, того великого жертвенного дела которому призван русский солдат. Это его историческая миссия – защита русской земли. В истории русского солдата и в истории России есть события особые – символические, они не подвластны времени и никогда не померкнут в народной памяти.

 Не раз поднимался русский народ на защиту родной земли, но никогда прежде угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения всех слоёв нации, как в дни наполеоновского и фашистского нашествия. Это были две страшные колоссальные военные силы, которые создавались для завоевания, уничтожения и утверждения нового порядка. Этим армиям Наполеона и Гитлера подчинялись все ресурсы Европы и всё-таки мы их разгромили, не смотря ни на что. (Фрагмент документального фильма «Старая смоленская дорога» с музыкой Д.Д.Шостаковича, симфония № 7 «Ленинградская», 1 часть «Эпизод фашистского нашествия»).

Эти произведения искусства повествуют о событиях далекого прошлого. (Показ репродукций с гравюрами В.А.Фаворского).

 В 1185 году Северский князь Игорь, выступил на свой страх и риск с небольшим войском против сильных отрядов половцев. О судьбе этого похода рассказывает гениальное произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», созданное в 1187 году.

 Cреди многочисленных иллюстраций к поэме широкое признание получили гравюры Владимира Андреевича Фаворского, выполненные в 1950–1951 годах. Фаворский писал: «Слово о полку Игореве звучит как песня; красота слов, складность повествования – все это я должен был передать в иллюстрациях, и в заглавных буквах, и в орнаментах – узорах, окружающих картинки».

 Книга всегда начинается титулом, это первая страница, на которой пишется все, что касается книги: автор, название, издательство и год. На ней может быть и изображение. Кто же изображен на титульном листе? Фаворский пишет: «Я поместил тут автора «Слова». Он воин, он в кольчуге, но он с гуслями; он пел песни и играл на гуслях воинам и князьям русским, а сейчас говорит им о народной беде, о том, что делают половцы, о пожарах и о бедных женщинах, оплакивающих своих близких, и указывает в сторону этих женщин на титуле, там, кроме того, оружие, и знамя, и летящие соколы – соколами называют храбрых и смелых людей» (иллюстрации 2).

К этим событиям обратился и знаменитый русский художник В.М.Васнецов. Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» стала для Васнецова одним из первых опытов создания эпического полотна, посвященного героической древнерусской истории. В основу его легли строки поэмы «Слово о полку Игореве». Это не просто картина – это попытка передать поэтическую речь средствами живописи. Чтобы как можно точнее воскресить строки поэмы, Васнецов тщательно штудировал историю, изучал древнерусские доспехи, одежду, вооружение. Сделал множество эскизов и подготовительных этюдов. Самые первые из них представляют разгар сражения, ярость схватки. Но позднее художник решил, что важнее показать не безумство битвы, а её трагедию, написать картину так, чтобы зрители услышали плач по героям, отдавшим свои жизни в бою с врагами.

Тут кровавого вина недостало;
Тут пир закончили храбрые русичи:
Сватов напоили, а сами полегли
За землю Русскую.
Никнет трава от жалости,
А дерево с горем к земле приклонилось.

Бескрайнее поле, стервятники уже слетелись на кровавый пир и сцепились в схватке за тела мёртвых воинов. Среди зелёной травы и нежных полевых цветов в отблесках восходящей луны лежат погибшие русские воины. На картине нет крови и ужасных ран, два русских витязя кажутся не мёртвыми, а спящими. В строгих лицах павших читается величавое спокойствие. Лиричен образ молодого княжича, пронзенного стрелою в сердце, явно навеянный строками о гибели молодого князя Ростислава: «Изронил жемчужную душу из храброго тела»..». Васнецов писал его со своего младшего брата Аполлинария, часами заставляя его лежать на полу. А могучий воин, лежащий рядом с ним, как будто воплощает в себе всю мужественность и доблесть русского народа. Среди убитых русичей – тела врагов, но в их позах и лицах нет умиротворения и покоя.

Выразителен колорит картины, яркие цвета одежд и снаряжения воинов сочетаются с покрытым полевыми цветами широким зелёным пространством. Это полотно передает эпичность, величавую торжественность и героику поэмы. Она звучит не горечью, а светлой печалью, наполняя сердца зрителей чувством сострадания и гордости. Стасов говорил: «Она как бы отражает настроение, запечатленное в строках «разлилась тоска по русской земле».

Васнецов показал это полотно на восьмой выставке передвижников. Мнения разделились. Репин был уверен, что это «замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе». Лучшей похвалой художнику стало восклицание Павла Чистякова, художника и выдающегося педагога: «Самобытным русским духом пахнуло на меня, что я просто загрустил!»

Для многих русских художников обращение к прошлому – показ настоящего. Эта картина, появившись в 1880 году, конечно, перекликается с современностью – окончание русско-турецкой войны (1877-1878). Эту войну с беспощадной правдивостью показал в своих произведениях баталист В.В.Верещагин. У Васнецова же тема приобретает совершенно иное звучание (иллюстрации 3).

Я неслучайно назвала свое исследование строками из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» - «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу». Возможно, эти слова принадлежат самому Прокофьеву, который является одним из соавторов текста вместе с поэтом В.Луговским. Это идея кантаты и чтобы её подтвердить Прокофьев показывает и Русь под игом монгольским, и борьбу со шведами, но кульминацией является «Ледовое побоище», где сталкиваются в непримиримой борьбе русские и крестоносцы.

Кантата написана на основе музыки к одноименному фильму «Александр Невский» (1938–1939) режиссера Эйзенштейна. Прокофьев писал музыку к готовому фильму, отсюда яркость и зримость образов. Слияние видимого и слышимого, движущегося изображения и музыки особенно замечательно в картине «Ледовое побоище» (5 апреля 1242 год, Чудское озеро). В образе крестоносцев композитор показал современный фашизм: устрашающие диссонирующие сочетания, режущие, завывающие, пронзительные тембры медных инструментов. По словам Эйзенштейна в музыке Прокофьева тевтонские рыцари скачут «с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков». Эпизод вражеского нашествия приобрёл у Прокофьева остросовременных характер. (Фрагмент фильма «Ледовое побоище»). Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский показывали на фронтах солдатам Красной Армии.

Александр Невский – любимый нашим народом полководец Древней Руси. Неслучайно художник Павел Корин приступил к созданию триптиха «Александр Невский» военной зимой 1942 года. Еще недавно фашисты рвались к Москве, вражеские самолёты бомбили город. Художник верил, что память о героической истории народа, о подвигах воинов – защитников Родины поможет народу выстоять, что искусство может укрепить веру людей в грядущую победу.

Центральную часть триптиха - фигура А. Невского. Художник изобразил его на берегу реки Волхов, а на другом берегу – Софийский собор древнего Новгорода. Русские люди, сражаясь, защищали не только свою землю, но и свое искусство и культуру. Высота картины - около трёх метров, ширина – почти шесть с половиной метров. Левая часть картины называется «Северная баллада», правая – «Старинный сказ». Художник стремился передать величие героического прошлого своей Родины.

Суровым мужественным воином предстаёт на картине Александр Невский. Он дан выше человеческого роста – стоит прямо, ноги чуть раздвинуты, чтобы прочнее опираться на землю. Линию горизонта художник расположил низко, От этого полководец кажется более высоким, величественным. Руки крепко сжимают рукоять меча, они точно железные. Да и вся фигура Александра Невского словно выкована из железа. Она грозно выделяется на фоне неспокойного неба.

Воинское одеяние князя сверкает холодными отблесками металла. Так художник размером фигуры, позой, цветом передал образ полководца. Но не только стальным серебристо-серым цветом пишет картину художник. Победное настроение придаёт ей красный цвет, которым написан плащ, развивающийся за спиной Александра Невского. Корин поместил за плечами князя боевое знамя с изображением божественного лика спаса – спасителя, защитника людей. Обращаясь к воинам, Невский сказал: «Не в силе бог, а в правде» и в этом была их сила и вера (иллюстрации 4).

Удивительна судьба этого произведения. Центральная часть триптиха с изображением Александра Невского была сразу же воспроизведена на открытке. Когда был освобождён от фашистов Новгород, при въезде в город бойцы поставили огромный щит, на котором укрепили изображение Невского, скопированное с картины Корина. Рядом поставили еще один щит с надписью: «Кто с мечом к нам войдет от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет русская земля». Эти слова Александра Невского стали боевой клятвой советских воинов. И в наши дни триптих П.Корина вселяет в нас чувство гордости за свой народ, восхищение его славной историей.

Текст на фоне музыки С.С. Прокофьева «Русь под игом монгольским»:

Эта битва стала поворотным моментом в борьбе русского народа против чужеземного господства. Согласно летописям русское войско насчитывало примерно 150 тысяч человек. Помимо княжеских дружин, было собрано большое народное ополчение. «И покрыли полки поле на 10 верст от множества воинов, и была сеча ожесточенная и великая и бой упорный… от начала мира сечи такой не было у великих князей русских».

Куликовская битва началась около полудня 8 сентября 1380 г. поединком наиболее сильных и отважных воинов. Из вражеских рядов выехал Челубей, «велик и страшен зело». С русской – Александр Пересвет, бывший брянский боярин. Разогнав коней, богатыри «ударились копьями друг против друга, и копья их переломились, и пали оба с коней своих на землю, и так скончались оба. Поединок стал сигналом к началу общей битвы».

Возглавил русское войско великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской (внук Ивана Калиты), который «пересел со своего коня на другого и снял с себя царскую одежду и надел другую». Это была военная хитрость, – под великокняжеским знаменем в доспехах Дмитрия Ивановича и на его коне сражался боярин Михаил Андреевич Бренк, отвлекая на себя значительные силы врага. Великий же князь сражался в боевых порядках Передового полка, личным примером вдохновляя ратников. С тех пор за ним в веках утвердилось почетное звание «Донской». Войска Золотой Орды под командованием хана Мамая были разбиты.

Призыв Д.Донского к русским полкам на поле Куликовом: «Лучше честная смерть, чем позорная жизнь» - часто звучал на полях сражения с фашистами. Борьбу русских против полчищ Золотой Орды поддерживала и православная церковь – влиятельная сила феодального русского общества. Основатель и игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский благословил Московского князя «битися с татарами» и дал ему Александра Пересвета и Андрея Ослабя, в прошлом знаменитых воинов, отличившихся во многих сражениях и ставших героями Куликовской битвы.

В нашем городе есть храм Дмитрия Донского – на территории мужского монастыря на ост. «Стрелка».

Но победа над татарами еще не освободила страну от владычества Золотой Орды. Долго еще стонала русская земля от ее опустошительных набегов. И лишь в 1480 г., вновь придя на Русь, увидев сильное войско Московского государства, простояв на реке Угре несколько месяцев – ушли навсегда в свои земли. Так закончилось татаро-монгольское иго (1223–1480) и существование самой Золотой Орды как единого государства. Она распалась на несколько ханств. Два из них – Казанское и Астраханское – оказались ближайшими соседями Московской Руси. Приблизительно с этих пор Московская Русь стала называться Россией.

Защита русской земли. Кто только не нападал на нашу землю.22 октября 1612 года начался штурм московского Кремля силами земского ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, где засел осаждённый польский гарнизон. Под княжеским стягом несли икону Казанской Божией Божьей матери. Сопротивление поляков было сломлено. Именно после этого события Михаил Романов объявил икону святыней рода Романовых и утвердил праздник – 4 ноября (22 октября).

(Фрагмент документального фильма об освобождении Москвы от поляков).

С этими событиями связан и подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. В 1612 году юный Михаил Федорович Романов скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки, они хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проник в костромские пределы и хотел захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего царя. Сусанин повел поляков в противоположную сторону и предупредил Михаила об опасности. Раздраженные поляки убили Сусанина.

«Убейте! Замучьте! – моя здесь могила,
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет, и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».

Подвиг Сусанина увековечен в думе К.Рылеева «Иван Сусанин», в одноимённой опере Глинки, в картинах художника В.Верещагина.

В честь победы над полякамиПожарский воздвиг на Красной площади собор, в который была принесена чудотворная икона Казанской Божьей Матери, ей молился фельдмаршал Кутузов в Казанском соборе, накануне Бородинского сражения (иллюстрации 5). «Казанская» - одна из главных святынь всего русского народа и русского государства – это талисман русского воинства. Многие убеждены, что именно она спасла Москву в трагические дни 1941 года, когда после поражения русской армии на Волоколамском шоссе путь в столицу был открыт для врага.

Во время блокады Ленинграда иконой обнесли городские стены, и свершилось чудо – город превратился в неприступную крепость.

У Казанской Божией матери тихо теплятся огни.
Жены, дочери и матери к ней приходят в эти дни.
И цветы к её подножию ставят с жаркою мольбой,
Матерь, Дева, сила Божия охрани ушедших в бой.
Над врагом победу правую дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою и от смерти их спаси.

Видеоряд с иконой Казанской Божией Матери, на фоне духовной песни «Свечечка» слова и музыка К.Адамсона в исполнении И.Скорик.

Русский солдат явление историческое, как говорил Ф.М.Достоевский: «Это эмблема России – подлинный образ её». Как ни кто другой это чувствовал, понимал и высоко ценил главнокомандующий русской армии М.И.Кутузов. Его встречали с надеждой и воодушевлением «Едет Кутузов бить французов». Видимо, предводителю русского войска недостаточно знать только военную науку. Он должен быть национальным героем, которому доверяет и которым дорожит армия. Этому национальному чувству научить невозможно. Это дар. Полководческий гений Кутузова определяется исключительно этим необыкновенным драгоценным даром. Это почувствовали даже враги – французы. Один из них написал: «В нём было что-то национальное, делавшее его столь дорогим для русских».

На фоне арии Кутузова из оперы С.Прокофьева «Война и мир» - портрет М.И.Кутузова работы Р.М.Волкова; «Кутузов на Бородинском поле» - С.Герасимова; «Совет в филях».

Любимый ученик А.Суворова Кутузов, бесспорно, величайший из спасителей России. Для всякого русского его имя стоит в одном ряду со священными именами Александра Невского, Дмитрия Донского. Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Всю жизнь он воевал для славы России. Гений в переводе с латыни – «дух». Величие духа – вот качество прославленного русского полководца, сказавшего однажды: «Главное не крепость взять, а войну выиграть». Он выиграл свою главную войну – защитил Россию от грозы двенадцатого года».

 Пушкин писал, что только М.Кутузов мог предложить Бородинское сражение, только он мог отдать Москву неприятелю, только он мог остаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты: ибо только он один облечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!».

25 августа, накануне Бородинского сражения по рядам русской армии пронесли икону Смоленской Божьей Матери для ободрения духа и благословления на подвиг. По свидетельству очевидцев – это были величественные минуты. Икону несли в сопровождении священнослужителей в полном облачении, с зажженными свечами. (Фрагмент фильма «Война и мир»):

Солдаты, заслышав молебное пение, обнажали головы, осеняли себя крестным знаменем и опускались на землю. В какой-то момент они поспешно расступились, и к иконе подошел главнокомандующий Кутузов. Он привычным, широким жестом перекрестился и тоже опустился на колено. За Кутузовым последовал весь генералитет.

(На фоне музыки П.Чайковского «Увертюра 1812 год» показ фрагмента фильма С.Бондарчука «Война и мир» - Бородинское сражение, в фильме звучит музыка Овчнникова).

И роман Л.Толстого «Война и мир», и фильм С.Бондарчука, и опера С.Прокофьева, и музыка П.Чайковского явились прекрасным памятником героической эпохи русского народа. В.Каверин писал: «Почему в годы Великой Отечественной войны вся страна кинулась читать «Войну и мир»? Потому что в этой книге написано не только о том, как мы победили, но и кто мы, и почему мы снова непременно должны победить». Это высказывание можно отнести и ко всем перечисленным произведениям искусства.

«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И мы погибнуть обещали
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.

Изведал враг в тот лень не мало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
 М.Лермонтов «Бородино»

Войска горели желанием сразиться с французами в открытом поле. Сражение произошло при селе Бородино. У Наполеона было 170000 человек. Русское войско под Бородиным состояло из 113000 человек. Сражение длилось 12 часов. Обе армии не сдали своих позиций. Но, когда князь Кутузов узнал, что почти половина русской армии легла на поле битвы, он приказал русским войскам отступить и двинуться к Москве.

В ознаменование великой Победы над Наполеоном было поставлено множество памятников и мемориалов в разных городах России. Памятники Кутузову в Смоленске и Москве, Александровская колонна на дворцовой площади Санкт-Петербурга, Триумфальная арка в Москве и многие другие.

Московский и Коломенский митрополит Филарет (Дроздов) еще во времена Пушкина и Гоголя говорил: «Памятник есть безмолвный проповедник, который в некотором отношении может быть превосходней говорящего, потому что никогда не прекращает порученной проповеди, и таким образом она доходит до целого народа и до многих последовательных родов». (На фоне духовной песни «Чистота» на слова иеромонаха Романа в исполнении автора Ирины Скорик – видеоряд с изображением Храма Христа Спасителя).

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа. 10 апреля 1832 года уже Император Николай I утвердил проект Храма, составленный архитектором К.А.Тоном. Он лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы, неподалёку от Кремля. 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового Храма.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма, в которой принимали участие художники Российской Академии Художеств В.Суриков, И.Крамской, В.Верещагин и другие.

Скульптурное и живописное убранство Храма представляет собой редкое единство: на стенах помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, а также русские князья, положивших свои жизни за свободу и целостность России. На мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма начертаны имена доблестных героев в борьбе с Наполеоном.

26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма. С 1901 года в Храме был учреждён собственный хор из 52 певцов, среди регентов выделялись знаменитые композиторы А.А.Архангельский и П.Г.Чесноков. В Храме звучал голос Ф.И.Шаляпина.

Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением её Славы, её Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий. Храм был взорван в 30-е годы XX века.

И сегодня восстановленный памятник продолжают свою «проповедь». Он – символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды. Но «рассказывает» он не только о героических делах предков, в 1812 году, но и о своей «погибели, в 1936 году, о своих разрушителях. Такой проповеди у этого собора раньше не было (иллюстрации 6).

Продолжение статьи

Литература

  1. Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Шостакович Седьмая симфония. Москва «Музыка» 2004.
  2. Валеев В.Х. «Мемориальные доски рассказывают». Саратов, Приволжское книжное издательство, 1985.
  3. Завадская Е.»За землю русскую». Москва 1987.
  4. Кибовский А. История России в картинах современных художников. М.: «Благотворительный фонд памяти Марии», 2007.
  5. Кутузов и Наполеон – великие полководцы. Кузьмина Л.М. и Хрычева Т.Ю. Москва ОЛМА Медиа Групп 2012.
  6. Мастера исторической живописи. «Вече», Москва, 2001.
  7. Малинин Г.А. «Памятники и памятные места Саратовской области». Саратов, Приволжское книжное издательство, 1979.
  8. Рябцев. Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры Росси XVIII- XIX веков. М., Владос, 1998.
  9. Сергеев М. Статья в газете «Саратовские вести» «Знал бы об этом сам Хользунов. Вдоль по улице с именем героя». 22 марта 2008 год.
  10. «Слово о полку Игореве» в гравюрах В.А.Фаворского.
  11. Учебно-методический журнал «Искусство». Издательский дом 1 сентября Москва. №7/2007.