Урок естествознания. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: искусство, Казахстан


Раздел (сквозная тема):

В контексте сквозной темы «Искусство».

Тема урока:

Почему надо беречь памятники истории и культуры?

Цели обучения, которым посвящен урок:

3.3.1.2.Объяснять важность сохранения памятников истории и культуры

3.1.4.1.Графически представлять правила пользования бытовыми приборами

3.3.5.1.Объяснять значение неофициальных символов Казахстана (монументы «Алтын адам», «Байтерек», Триумфальная арка «Мәңгілік ел» и т.д.)

3.3.2.1.На основе изучения различных материалов определять образ жизни тюрков

Развитие навыков:

3.1 Древние культуры и цивилизации

1.3 Здоровье и безопасность

3.5 История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм

3.2Исторические корни Казахстана

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

  • знать, для чего нужны памятники;
  • описывать некоторые памятники истории и культуры;

Большинство учащихся смогут:

  • называть архитектурные и скульптурные памятники своей малой Родины.
  • проводить для одноклассников воображаемую экскурсию по своему городу;

Некоторые учащиеся смогут:

  • составлять памятку: «Что я могу сделать, чтобы на Земле сохранились памятники истории и культуры», как защитить
    памятники от вандализма, в частности, нанесения на стены зданий граффити – надписей или рисунков.

Языковая цель:

Учащиеся могут: подтверждать свои ответы примерами из жизни; пользоваться информацией из текста учебника.

Предметная лексика и терминология: память, памятник, уважение к прошлому.

Серия полезных фраз для диалога/письма. Памятники воспитывают уважение к истории страны. Памятники связывают нас с прошлым.

Обсуждение. Для чего нужны памятники? Какие бывают виды памятников истории и культуры? Какие памятники истории и культуры есть в нашем городе?

Письмо. В тетради ученика описать один из памятников истории и культуры.

Материал прошедших уроков:

Мой родной город.

 

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

0-1 мин

Создание положительного эмоционального настроя: Мотивация. Стартер.

Встали ровненько, красиво.
Посмотрю-ка, я на вас!
Молодцы, все встали прямо.
Ах, какой хороший класс!
Здесь затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаю вам удачи
За работу, в добрый час!
-А сейчас тихо сядут девочки, а ещё тише мальчики.

 

 

Середина урока
2-5 мин

 

 

5-35 мин

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация ЗУНов:

Целеполагание. На прошлом уроке мы говорили,что «Современные казахи – потомки древних саков, гуннов и тюрков, что еще с незапамятных времен сотрясали Вселенную грохотом копыт своих аргамаков.

Казахи – народ, унаследовавший и сохранивший на земле предков большую отчую юрту Тюркского мира», – это слова нашего Президента Н.А.Назарбаева о казахах и их месте в истории.

Ребята! Выделите ключевые слова в этом высказывании.

-Как понять слово унаследовавший? От какого слова произошло? Наследие, Наследство- имущество, переходящее к другим людям, в данном случае от предков – к потомкам. Значит, потомки должны сохранить это имущество и передать своим потомкам.

-А что можно сохранить и передать на долгие века?

(Памятники истории и культуры) Значит, какова тема урока. (К, И) Совместно с детьми определяем тему: «Почему надо беречь памятники истории и культуры?» и цели урока.

-Как вы думаете, какова цель урока? (Объяснять важность сохранения памятников истории и культуры.)

Проверка д/з: (П) Прием «Куб с вопросами» по теме. Тюрки и их образ жизни

Прием «Известное и неизвестное». Найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна.

  1. Часть тюрков жила оседло, на одном месте, об этом говорит появление городов.
  2. Остатки арыков и каналов доказывают, что население занималось земледелием.
  3. По находкам оружия, орудий труда и украшений можно судить о развитии ремесел: кузнечного, ювелирного и др.
  4. На большей территории Казахстана тюрки занимались кочевым скотоводством.
  5. Вспомните, какие виды скота разводили кочевники.

Работа над новой темой. Рассказ учителя. В одной легенде рассказывается, что однажды молодого батыра Жоламана враги взяли в плен и лишили его памяти. Он превратился в манкурта – существо, ничего непомнящее из прошлой жизни. Манкурт не знал, кто он, своего рода-племени, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери. Его мать Найман-ана долго искала сына, но, когда она нашла его, он ее не узнал. Более того, он убил ее по приказу своих хозяев.

Сегодня словом «манкурт» называют человека, потерявшего связь со своими историческими и национальными корнями, утратившего память о своих предках.

-Ребята! О чем заставляет задуматься легенда о манкурте? Может ли человек прожить без памяти? Составим кластер на тему «Память».

-Что подсказывает вам ваше сердце, когда вы слышите это слово?

И так далее. (Слайд)

- Как вы считаете, ребята, может ли человек прожить полноценную жизнь, если в ней не будет того, что вы сейчас перечислили?

Ответы учащихся.

- Мы узнаем о видах памятников истории и культуры Казахстана и научимся составлять памятку о бережном отношении к памятникам.

- Какие виды памятников есть в нашем городе? (Слайд)

Работа по учебнику. Прочитайте текст учебника, рассмотрите иллюстрации и узнайте, какие бывают виды памятников истории и культуры.

- Какие бывают виды памятников истории и культуры?

На иллюстрациях в учебнике изображены скульптура, здание, бюст, петроглифы (рисунки, высеченные на камне), вечный огонь, развалины древнего города, обелиски бывают.

- Как вы думаете, о чем могут рассказать эти памятники?

Ответы учащихся.

Учитель. (Слайд) Перед вами исторические и культурные памятники Туркестана, Алматы, Алматинской области, Уральска и Семея. Попробуйте назвать те, которые вам известны.

Варианты ответов:

  • мавзолей Ходжи Ахмета Ясауи в Туркистане;
  • областной краеведческий музей в Уральске (бывшая русско-казахская ремесленная школа);
  • петроглифы (рисунки, высеченные на камне) в урочище Тамгалы Алматинской области;
  • здание мечети в Семее;
  • Вознесенский собор в Алматы.

Просмотр слайд-презентации из электронного приложения (до заданий).

В 2007 году группа казахстанских учёных определила 7 уникальных явлений культуры, сыгравших значительную роль в историиКазахстана. Национальными сокровищами признаны 7 объектов: наскальные рисунки урочища Тамгалы, археологическая находка «Золотой человек», музыкальный народный инструмент домбра, казахская юрта, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, наскальные мечети Мангистау и монумент Байтерек.

Остановимся на некоторых из них. Группа уч-ся представит кратко об этих уникальных памятниках.

«Золотой человек»

В 1969 году в ходе раскопок кургана близ Алматы были найдены останки сакского воина в золотом камзоле, украшенном фигурами зверей. Этот человек, являвшийся потомком видного сакского предводителя, предположительно жил в V — VI веках до н. э. и умер в возрасте 18 лет. В его могиле обнаружено более 4000 изделий, выполненных из листового золота, а также серебряная чаша с 26 письменными знаками. Местонахождение «Золотого человека» не афишируется, а копия находки экспонируется в Государственном музее золота и драгоценных металлов в г. Астана. «Золотой человек» стал одним из национальных символов Казахстана. Вопрос:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

На юге Казахстана, в городе Туркестан находится Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — одна из главных мусульманских святынь региона. Трёхкратное посещение мавзолея приравнивалось к паломничеству в Мекку. Мавзолей возведен в XIV веке Тамерланом на месте погребения поэта и проповедника Ходжа Ахмед Ясави. Мавзолейный комплекс состоит из дворцовых залов, мечетей, библиотеки, жилых и хозяйственных помещений. Этот ансамбль, признанный шедевром зодчества, включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Вопрос:

Урочище Тамгалы

В 170 км от Алматы, на берегу реки Или находится ущелье Тамгалы, стены которого испещрены наскальными рисунками. 4500 петроглифов изображают сцены охоты и шаманизма, языческих божеств и трёх Будд. Существует легенда о происхождении буддийских рисунков. Она гласит, что в X веке, когда буддисты отправились в поход в Семиречье и остановились на берегу реки Или, произошло землетрясение. На землю попадали большие куски скал, и как в сказке на глазах у героев возник мост. Буддисты расценили случившееся как божественный знак, и на отколовшемся куске скалы высекли три «портрета» Будды. Вопрос:

Наскальные мечети Мангистау
По преданию, на пустынных просторах полуострова Мангистау жили и были погребены 360 мудрецов, причисленных к лику святых. Здесь сохранилось множество вырубленных в скалах мечетей и подземных некрополей. Вход в некрополь выполнен в виде арки, вблизи которой устроено несколько просторных ниш для захоронения умерших святых. Стены подземных сооружений испещрены надписями о кратковременности жизни.
Юрта. БабинМ.

(Г) Работа в группах по заданиям в учебнике:

  1. Один из мудрецов говорил: «Тот, кто строит памятник, думает о будущем». Вы согласны с ним? Приведите свои аргументы.
  2. Придумайте сказку о стране, где не берегли старинные памятники.
  3. Составьте памятку в группе: «Что я могу сделать, чтобы на Земле сохранились памятники истории и культуры».

Выступления групп.

(ФО) Прием «Поучительный вывод». Из того, что вы узнали на уроке, сделайте вывод, который был бы важен для вашей жизни в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

Тетрадь
ученика

 

 

 

Учебник
Учебник
Электронное
приложение
Листы с заданиями
для групп
Для 1-й группы:
иллюстрации
с достопримечател
ьностями родного
города (села)

 

Для 2-й и 3-й
групп – листочки
для написания рас-сказа и эссе
Для 4-й и 5-й
групп – листы
ватмана для
написания аргу-ментов и памятки
Электронное
приложение

 

 

 

 

 

Конец урока
35- 40 мин

Итог урока: ФО) Прием «Одноминутное эссе».
Выполним задание. Напишите не менее трех причин, почему надо беречь памятники истории и культуры или «Что самое главное я узнал сегодня? Работа в тетради для самопроверки
Учитель. Память – это самое святое, что есть у человека. Человек поэтому и человек, что обладает исторической памятью. Помните своих предков, уважайте и любите своих родителей, свою Родину. Только тогда вы сможете воспитать достойное поколение, которое будет помнить и чтить вас. Все памятники культуры и искусства, расположенные на территории Казахстана, являются достоянием нашего государства.
Запомни названия исторических памятников, о которых шла речь на уроке. Найдите дополнительное инфо о памятниках РК.
Д/з: Напишите эссе «Мой любимый памятник». Выберите любой памятник (в нашем городе, стране).
Напиши 7–8 предложений, что вас привлекает в этом памятнике.
(ФО) Прием «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Лесенка успеха

Дифференциация

Оценивание

Межпредметные
связи

В процессе работы на уроке учитель индивидуально помогает учащимся строить монологическое высказывание на заданную тему. Мотивированные дети разыгрывают ситуации общения.

Формативное оценивание.
Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею».
Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.
Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.
Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).

– литература
– самопознание

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Создание положительного эмоционального настроя: Мотивация. Стартер.

Встали ровненько, красиво.
Посмотрю-ка, я на вас!
Молодцы, все встали прямо.
Ах, какой хороший класс!
Пожелаю вам удачи
За работу, в добрый час!
-А сейчас тихо сядут девочки, а ещё тише мальчики.

Актуализация ЗУНов:

Целеполагание. На прошлом уроке мы говорили,что «Современные казахи – потомки древних саков, гуннов и тюрков, что еще с незапамятных времен сотрясали Вселенную грохотом копыт своих аргамаков. Слайд
 Начать урок со слов нашего Президента Н. А. Назарбаевао казахах и их месте в истории: Казахи – народ, унаследовавший и сохранивший на земле предков большую отчую юрту Тюркского мира»
Ребята! Выделите ключевые слова в этом высказывании.

-Как понять слово унаследовавший? От какого слова произошло? Наследие, Наследство- имущество, переходящее к другим людям, в данном случае от предков – к потомкам. Значит, потомки должны сохранить это имущество и передать своим потомкам.

-А что можно сохранить и передать на долгие века?

(Памятники истории и культуры) Значит, какова тема урока. (К, И) Совместно с детьми определяем тему: «Почему надо беречь памятники истории и культуры?» и цели урока.

-Как вы думаете, какова цель урока? (Объяснять важность сохранения памятников истории и культуры.)

Проверка д/з: (П) Прием «Куб с вопросами» по теме. Тюрки и их образ жизни

  1. Часть тюрков жила оседло, на одном месте, об этом говорит появление городов.
  2. Останки арыков и каналов доказывают, что население занималось земледелием.
  3. По находкам оружия, орудий труда и украшений можно судить о развитии ремесел: кузнечного, ювелирного и др.
  4. На большей территории Казахстана тюрки занимались кочевым скотоводством.
  5. Вспомните, какие виды скота разводили кочевники.

Работа над новой темой. Рассказ учителя.

В одной легенде рассказывается, что однажды молодого батыра Жоламана враги взяли в плен и лишили его памяти. Он превратился в манкурта – существо, ничего непомнящее из прошлой жизни. Манкурт не знал, кто он, своего рода-племени, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери. Его мать Найман-ана долго искала сына, но, когда она нашла его, он ее не узнал. Более того, он убил ее по приказу своих хозяев.

Сегодня словом «манкурт» называют человека, потерявшего связь со своими историческими и национальными корнями, утратившего память о своих предках.

-Ребята! О чем заставляет задуматься легенда о манкурте? Может ли человек прожить без памяти? Составим кластер на тему «Память».

-Что подсказывает вам ваше сердце, когда вы слышите это слово?

И так далее. (Слайд)

- Как вы считаете, ребята, может ли человек прожить полноценную жизнь, если в ней не будет того, что вы сейчас перечислили? Ответы учащихся.

Значит, от слова память и произошло слово памятник.

- Сегодня мы узнаем о видах памятников истории и культуры Казахстана

- Сначала вспомним, какие виды памятников есть в нашем городе? (Слайд) Наш город сравнительно молодой и памятники современные и мы их должны сохранить и передать своим потомкам.

Работа по учебнику. Прочитайте текст учебника, рассмотрите иллюстрации и узнайте, какие бывают виды памятников истории и культуры.

- Какие виды памятников истории и культуры изображены на иллюстрациях учебника?

На иллюстрациях в учебнике изображены скульптура, здание, бюст, петроглифы (рисунки, высеченные на камне), вечный огонь, развалины древнего города.

- Как вы думаете, о чем могут рассказать эти памятники? Ответы учащихся.

Учитель. (Слайд) Перед вами исторические и культурные памятники других городов РК: Туркестана, Алматы, Алматинской области, Уральска и Семея. Попробуйте назвать те, которые были вам известны ранее. Варианты ответов:

  • мавзолей Ходжи Ахмета Ясауи в Туркистане;
  • областной краеведческий музей в Уральске (бывшая русско-казахская ремесленная школа);
  • петроглифы (рисунки, высеченные на камне) в урочище Тамгалы Алматинской области;
  • здание мечети в Семее;
  • Вознесенский собор в Алматы.

Просмотр Слайд-презентации из электронного приложения (до заданий).

В 2007 году группа казахстанских учёных определила 7 уникальных явлений культуры, сыгравших значительную роль в истории Казахстана, ставшие Национальными сокровищами. Признаны 7 объектов: наскальные рисунки урочища Тамгалы, археологическая находка «Золотой человек», музыкальный народный инструмент домбра, казахская юрта, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, наскальные мечети Мангистау и монумент Байтерек.

Остановимся на некоторых из них. Группа уч-ся представит кратко об этих уникальных памятниках.

 «Золотой человек»

В 1969 году в ходе раскопок кургана близ Алматы были найдены останки сакского воина в золотом камзоле, украшенном фигурами зверей. Этот человек, являвшийся потомком видного сакского предводителя, предположительно жил в V — VI веках до н. э. и умер в возрасте 18 лет. В его могиле обнаружено более 4000 изделий, выполненных из листового золота, а также серебряная чаша с 26 письменными знаками. Местонахождение «Золотого человека» не афишируется, а копия находки экспонируется в Государственном музее золота и драгоценных металлов в г. Астана. «Золотой человек» стал одним из национальных символов Казахстана. Вопрос:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

На юге Казахстана, в городе Туркестан находится Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — одна из главных мусульманских святынь региона. Трёхкратное посещение мавзолея приравнивалось к паломничеству в Мекку. Мавзолей возведен в XIV веке Тамерланом на месте погребения поэта и проповедника Ходжа Ахмед Ясави. Мавзолейный комплекс состоит из дворцовых залов, мечетей, библиотеки, жилых и хозяйственных помещений. Этот ансамбль, признанный шедевром зодчества, включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Вопрос:

Урочище Тамгалы

В 170 км от Алматы, на берегу реки Или находится ущелье Тамгалы, стены которого испещрены наскальными рисунками. 4500 петроглифов изображают сцены охоты и шаманизма, языческих божеств и трёх Будд. Существует легенда о происхождении буддийских рисунков. Она гласит, что в X веке, когда буддисты отправились в поход в Семиречье и остановились на берегу реки Или, произошло землетрясение. На землю попадали большие куски скал, и как в сказке на глазах у героев возник мост. Буддисты расценили случившееся как божественный знак, и на отколовшемся куске скалы высекли три «портрета» Будды. Вопрос:

Наскальные мечети Мангистау

По преданию, на пустынных просторах полуострова Мангистау жили и были погребены 360 мудрецов, причисленных к лику святых. Здесь сохранилось множество вырубленных в скалах мечетей и подземных некрополей. Вход в некрополь выполнен в виде арки, вблизи которой устроено несколько просторных ниш для захоронения умерших святых. Стены подземных сооружений испещрены надписями о кратковременности жизни.
Юрта. БабинМ.

Прием «Известное и неизвестное». У вас на партах лежат листы с текстом о памятниках. Найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна.

(П) А сейчас пошепчитесь с соседом и расскажите, что нового или интересного вы узнали из текста?

(Г) Работа в группах по заданиям в учебнике:

  1. Один из мудрецов говорил: «Тот, кто строит памятник, думает о будущем». Вы согласны с ним? Приведите свои аргументы.
  2. В группах придумайте сказку о стране, где не берегли старинные памятники.
  3. Составьте памятку в группе: «Что я могу сделать, чтобы на Земле сохранились памятники истории и культуры». Выступления групп.

(ФО) Прием «Поучительный вывод». Из того, что вы узнали на уроке, сделайте вывод, который был бы важен для вашей жизни в будущем.

Итог урока: ФО) Прием «Одноминутное эссе».
Выполним задание. Напишите не менее трех причин, почему надо беречь памятники истории и культуры или «Что самое главное я узнал сегодня? Работа в тетради для самопроверки
Учитель. Память – это самое святое, что есть у человека. Человек поэтому и человек, что обладает исторической памятью. Помните своих предков, уважайте и любите своих родителей, свою Родину. Только тогда вы сможете воспитать достойное поколение, которое будет помнить и чтить вас. Все памятники культуры и искусства, расположенные на территории Казахстана, являются достоянием нашего государства.
Запомни названия исторических памятников, о которых шла речь на уроке. Найдите дополнительное инфо о памятниках РК и
Д/з: Напишите эссе «Мой любимый памятник». Выберите любой памятник (в нашем городе, стране). Напиши 7–8 предложений, что вас привлекает в этом памятнике.
(ФО) Прием «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Презентация