Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как средство повышения качества знаний

Разделы: Математика, Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4

Ключевые слова: математика, младшие школьники


Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности ребёнка. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность каждого ученика становится основным центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы и учителя. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов и способностей. Именно эти процессы обучения и определяют активность школьника в познании себя и окружающего мира.

Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу ребёнка, побуждать их, затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности в обучении. Существуют различные пути активизации учебной деятельности:

  • активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики обучения Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой современной жизни, определяющее во многом то направление, в котором следует совершенствовать учителю учебно-воспитательный процесс.
  • психологические особенности современных младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности и развитию познавательных способностей.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым актуальным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется и на уроках, и вне разными средствами обучения. Одним из них является занимательность.

Занимательный математический материал используется как одно из самых основных средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на уроках и во внеурочной деятельности. Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использовать в  конце его, когда наблюдается снижение  умственной активности детей. Элементы занимательности: игра, кроссворды, инсценирование сказок,  тренажёры на различные темы, всё необычное и неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой, даже самый трудный учебный материал.

Сознательное и прочное усвоение знаний на уроке учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился интересным и познавательным и активным в обучении ученика. От того насколько осознано, активно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, логика, воображение, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. С этой целью мы используем в своей практике различный, современный и интересный занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами своих товарищей и любовь к предмету.

В процессе учебной деятельности младшего школьника большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как внимание. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно и радостно.

Проблемой активизации познавательной деятельности еще в прошлом занимались такие педагоги, как Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, Г.И.Щукина и многие другие. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики у младших детей.

Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. К уроку отбираются задания логически-поискового характера, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития и интереса, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, закономерности, делать выводы. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания можно разбить на несколько направлений:

  • задания на развития внимания;
  • задания на развития памяти;
  • задания на совершенствования воображения;
  • задания на развития логического мышления.

Формировать познавательную деятельность личности недостаточно на уроках усвоения новых знаний. Поскольку учащиеся в начальной школе любят играть, поэтому в урок необходимо вносить элементы игры или игру.

Такими уроками являются: урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка, КВН и другие. Кроме того, наиболее эффективные средства развития интереса к учебному предмету, используем на уроке математики – это дидактическая игра, логические задания, задачи в стихах, математические кроссворды, ребусы, анаграммы, задачи повышенной трудности, самостоятельная  и проверочная работы.

Поскольку в условиях модернизации школьного образования акцентируется особое внимание на ученика, необходимо применение современных педагогических технологий, которые способны формировать активную и познавательную личность .

Задания повышенной трудности способствуют развитию внимания, памяти и мышления. Эти задания помогают внести в учебный процесс элемент занимательности, игры и вызвать у детей интерес к предмету.

Некоторые из таких заданий, которые с интересом выполняют дети в классе, можно предлагать сильным ученикам для индивидуальной работы дома и использовать их на внеклассных занятиях.

Например:

Задание 1: нарисуй ещё одну цифру. Сумма чисел на картинке должна равняться 25.

Задание 2: раздели квадрат двумя линиями так, чтобы сумма чисел в каждой части была равна 7.

В учебный материал включаем содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей.

Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» - писал В.А.Сухомлинский.

В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируется его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности. Они активно применяется на начальном этапе обучения.

Учитель является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, превращая их в игру.

Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Таким образом, включая в урок математики задания создаются условия для развития познавательных интересов, формируется стремление ребёнка к размышлению и поиску. И это вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

В результате этих упражнений обучающиеся достигают успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяются в учебной работе. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то он просто закрепляется.

Активность всегда выражает определенную направленность личности, сосредоточенность сознания на значимых для ученика объектах, Учитель стремиться направить активность познания ребенка на выполнение учебных задач. Однако активность младших школьников в процессе усвоения учебного материала может быть различной  к требованиям учителя. Учитель сосредотачивает внимание на логических операциях мышления, активность мысли ученика сосредоточена на примерах и описаниях. Ему кажется, что легче и важнее запомнить пример, чем правило, или наоборот, учитель стремится сосредоточить активность сознания ученика на фактическом материале, формируя умение применять правило в изменившихся фактических условиях, дети продолжают говорить о правилах и понятиях, не умея их разъяснять самостоятельно подобными примерами.

У каждого ученика активность познания определяется его пониманием задач обучения и места школы в его жизни, трудностью или легкостью усвоения учебного материала, умением выполнять требования учителя, навыками учебного труда, духовными интересами и запросами.

В своей работе мы используем: задачи на смекалку, задачи-шутки, задачи с геометрическим содержанием, логические упражнения со словами, математические игры и фокусы, кроссворды и ребусы, магические квадраты, комбинаторные задачи и т.п. Систематическое использование заданий на развитие познавательных способностей младших школьников повышает уровень развития интеллекта учащихся, развивает память, внимание, мышление, восприятие, расширяет математический кругозор, что делает процесс обучения интересным, плодотворным, занимательным и познавательным.

Чтобы познавательный интерес у детей младшего возраста постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста и собственного достоинства и  интерес к предмету.

Список литературы

  1. Волина В. Праздник числа – М., 1993.
  2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.
  3. Селиванов В.В. Путешествие в мир психологии. - Смоленск, 2009.
  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль, 1997.
  5. Якимский И.С. “Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе” (М.: Просвещение, 2000 год).
  6. «Математика» (методическое письмо), 1-4 классы В.Н. Рудницкая, 2008 год, “Беседы с учителем” (методика обучения) Л.Е.Журовой, 2009 год, “Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование” (М.: Сфера, 2003 год), журнал “Начальная школа”, Учитель учителю Серия начальные классы «Из опыта работы учителей. Начальная школа 21 века». 2009 год.
  7. «Обобщение опыта»  Чернышева Н.Г. 2012 год.