«Аспекты воспитания поликультурной личности в условиях реализации инновационных образовательных технологий»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: нравственное воспитание


Сегодня воспитание имеет огромное значение в современном обществе, так как именно оно является фундаментом для формирования личности и играет важную роль в семье, школе, обществе. Но один из самых актуальных вопросов остается вопрос поликультурного воспитания подрастающего поколения.

Еще В.А.Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья,  выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать.

Основа нравственного убеждения закладывается в детстве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь в процессе, когда  он видит, делает, наблюдает.

Начальная школа является тем звеном, где через урочную и внеурочную деятельность, можно заложить основы воспитания и образования детей в поликультурном обществе.

Во время учебного процесса я провожу работу, направленную на формирование и сохранение культурного многообразия народов России, развитие у школьников духовных ценностей, уважения и доброжелательного отношения к культуре и традициям народов других стран, формированию умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий. На уроках дети узнают о традициях, культуре и обычаях различных народов, знакомятся с фольклором, литературой, географией, историей, народными промыслами, жизнью людей в различных местностях, особенностями поведения и характера народов.

На уроках литературного чтения я знакомлю детей с героями и образами русских народных сказок, поняв их  структуру,  символику, учащиеся  на деле убеждаются  в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок. Учащиеся, знакомясь со сказками разных народов, приходят к выводу, что все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку. В качестве домашнего задания учащимся я предлагаю составить рассказ на тему "Почему в сказках разных народов представления об идеалах сходны?”

В поликультурном образовании одинаково важны как уникальные ценности, отличающие один народ от другого, так и универсальные, общечеловеческие. Истоки культурных ценностей содержатся, прежде всего, в религиозных традициях.

На одном из уроков ОРКСЭ в 4 классе мы беседовали с детьми о знаменитом изречении из Евангелие, так называемым «Золотом  правиле», общим нравственным идеалом, который проповедуются всеми религиями мира - «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Я спросила учеников: Можете ли вы ответить, почему люди должны следовать этому правилу и заботиться о других?

Дети отвечали:

  • Если вести себя иначе, можно попасть в беду.
  • Если заботишься об окружающих, то они, скорее всего, будут заботиться о тебе.
  • Если ты добрый и честный человек, о тебе будут хорошо думать окружающие.
  • Если мы делаем добро – оно к нам возвращается, и если мы делаем зло – оно к нам тоже вернется.

На этом же уроке я поясняю детям: по «Золотому правилу» стараются жить разные народности, что подтверждается многочисленными пословицами и поговорками «Не рой другому яму – сам в неё попадешь», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь».

А на занятии по теме «Добро и зло» смотрели мультфильм «Серафим Саровский». Во время обсуждения ученики сделали вывод, что сердечное тепло, любовь к ближнему и всепрощение побеждает все.

На уроках ОРКСЭ я стараюсь воспитывать у детей уважительное отношение к другим вероисповеданиям. Я объясняю им что мы  живем  в  многонациональной стране, в России две главенствующие конфессии : Христианство и Ислам. Люди разных вероисповеданий уважают интересы друг друга. В 4 «А» классе учится ученица, которая исповедует ислам. В своем проекте на тему: «Религиозные праздники», она познакомила своих одноклассников с исламским праздником Курбан-байрам. Во время беседы с учащимися мы обнаружили некоторые различия в религиях, но пришли к единому мнению, что все они несут добро и любовь миру.

Одно из занятий кружка «Зернышки добра» было посвящено отношениям между людьми. Я рассказала детям о притчи из Библии «Вавилонская башня». На земле был только один язык и все люди понимали друг друга.

Однажды все люди собрались и договорились совместными усилиями выстроить огромную башню — высотой до небес. Этим они хотели увековечить память о себе, желая славы.

Богу не понравились человеческое тщеславие и гордыня. Для того, чтобы остановить постройку и наказать гордецов, он смешал языки, и люди перестали понимать друг друга. В результате строительство башни не было закончено.

Действительно, для того, чтобы работать вместе, людям необходимо взаимопонимание. Если они не могут договориться даже о простых вещах, дело никогда не сдвинется с места.

Но бывает и так, что люди вроде бы и говорят на одном языке, но друг друга не понимают. Почему же это происходит? Да просто каждый говорит о своем, а других слушать не хочет. Обычно причина этого — такие негативные качества человеческого характера, как гордыня, эгоизм, тщеславие.

И я предложила детям поработать в группах, приготовить аппликацию храма.

Идея такого задания состояла в том, что группа может его выполнить, лишь сотрудничая и распределяя обязанности. Таким образом работа в парах, группах, создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что выполнить задание может только в процессе совместных действий, если работать будут все члены группы, общаясь и помогая друг другу, уважая мнение каждого.

В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей - мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит все большее количество детей разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

На одном из классных часов  я задала  вопрос:

Ребята,

1. Поднимите руки – кто родился зимой…, весной
2. Встаньте те, у кого глаза голубые…, карие…, зелёные…
3. Встаньте в шеренгу по росту – от самого маленького до самого высокого. Вот видите, какие вы все разные. А что вас объединяет?

 Дети отвечали.

- мы учимся в одном классе;

- мы живём в одном селе.

В конце занятия я подвела итог: Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего. В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы. Все мы разные. Почему иногда мы некоторых отвергаем, подсмеиваемся над ними? Все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений.

В моем классе обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. И мне приходится уделять много времени на воспитание в одноклассниках любви и милосердия к нему. Объясняя им, что только живя бок о бок с разными людьми, здоровыми и больными, гениями и глупыми, мы научаемся любви, без которой никуда в этой жизни. На одном из классных часов мы познакомились со сказкой «Цветик-семицветик», в которой говорится о том, что девочка всегда жила для себя, а в конце изменилась - помогла мальчику-инвалиду выздороветь.

Главный результат в воспитании поликультурной личности, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. Человек будет счастлив только в нравственной системе ценностей. И если, владея этими ценностями, учащиеся будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество, а значит, сильным будет и наше государство.