Системы работы с детьми на основе патриотического воспитания в начальных классах

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Патриотическое воспитание


Я против любого национализма,
за патриотизм каждого народа.
Д.С.Лихачев

Аннотация

В статье описан опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников. Ведущей моей целью по гражданско-патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Традиционные классные мероприятия тесно сопряжены с учебным процессом (событийных, творческих и познавательных), которые являются значимыми и эмоционально-ценностными для класса и родителей.

Цель: Развитие системы патриотического воспитания обучающихся класса, способной на основе формирования патриотических чувств и ценностям русской народной культуре.

Задачи:

  • сохранять и транслировать традиционные для российского народа ценности в процессе воспитания патриотизма;
  • формировать патриотические чувства и сознание обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • воспитывать гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны;
  • воспитывать любовь и уважение к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье;
  • воспитывать гуманность и человечность;
  • повышать правовую и политическую культуру;
  • создавать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка;
  • прививать навыки исследовательской и проектной работы;
  • формировать здоровый образ жизни.

Результат:

  • формирование социализированной жизнеспособной личности с активной гражданской позицией, обладающей социальными ценностными нравственными качествами с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию;
  • формирование у обучающегося бережного отношения к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанности и любви к родным местам, стремления к укреплению чести и достоинства Родины;
  • в социально-идеологическом плане - формирование духовно-нравственного единства с социумом (обществом), снижение степени идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации.

Опыт работы:

«Ближе всего к ученикам – их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – это огромная ответственность» 15 января 2020г Послание Президента В.В.Путина Федеральному Собранию.

«Что такое любить Родину? Это изучать её историю, хорошо учиться для того, чтобы влиять на её будущее, делать её лучше. Это значит уважать своих одноклассников, друзей, учителей и родителей. Уважать себя» 23 февраля 2020г. /Сергей Кравцов/

В Концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Практический интерес к данному вопросу на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания как нравственной основы государственности, как условия силы русского народа, единства и величия России, могущества государства. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится актуальна. Если толковать понятие «патриотизм» в изначальном смысле (греч. patre – Родина), то это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, который проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине, Отечеству, своей семье. Патриот – это тот, кто гордится страной, активно поддерживает программу стратегии, знает основные события истории России.

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание. Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Поэтому необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи. Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты. Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Придя в школу, ребенок становится членом классного и школьного сообщества. Здесь он делает первые шаги в познании мира, своей страны. Здесь он видит прообраз общественных отношений, окунается в жизнь, построенную по определенным правилам, имеющую определенную иерархию. Для ребенка школа олицетворяет общество. Именно в ней закладываются ценностные установки, приходит понимание своей связи с жизнью страны, событиями, происходящими в мире. Отношение к классу, школе является кирпичиком большого дома — отношения к Отечеству, ведь школа — это часть той страны, где живет ребенок. Создавая ситуации успеха в учении, повышая статус ребенка в группе, гармонизируя отношения в коллективе, проявляя заботу о благоприятном психологическом климате, в котором все чувствовали бы себя комфортно и защищено, мы тем самым закладываем основы ценностного отношения к школе.

Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. Провожу следующую работу: беседы на темы, посвящённые истории нашего края, его природных богатствах, о растительном и животном мире, о наших земляках, о людях сегодняшнего дня с последующим проведением тематических классных часов. Это и просмотр фильмов по окружающему миру, по урокам гражданственности с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших земляков, за красоту и бескрайние просторы нашего края. Хочется, чтобы мой ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным, уважающим старших и своих одноклассников, хорошо относился к окружающим его людям, вырос интеллектуально-развитым, одним словом, человеком с большой буквы. Хочется так воспитать своего ученика, чтобы он очень любил ту землю, на которой он родился, ту страну, в которой он живёт, учится, растёт, которая о нём заботится. И это, я считаю, одна из главных задач учителя, не меньшая, а может быть даже более главная, чем обучение. Я каждый год со своими детьми провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории нашей республики.

Классный час – одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

Классные часы: «Мы благодарны за Победу», «Твой дом», «Права и обязанности».

Таким образом, классный час является высшей формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям, природе, Родине. Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, учить не предавать друзей, близких им людей, воспитывать “чувство локтя”. Учитель начальных классов имеет большие возможности активизировать общение детей со своими родителями, бабушками, дедушками.

  • Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:
  • обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;
  • привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества;
  • формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;

Cовместно с родителями участвуем в благотворительных акциях «Благотворительный марафон» в фонд помощи Детского дома №6 г. Нижний Тагил, «Посылка солдату», «Дети Уренгоя – тундровикам», «Зелёная Россия», «Россия – мы дети твои!», концерт в Городском центре социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, МБОУС(К)ОШ №18, весенняя ярмарка по сбору вещей для воспитанников Детского дома №6 города Нижний Тагил. В Школе милосердия главное - дружеское общение, проживание совместных дел и событий: участие в тематических видеомостах.

Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Воспитание гражданина и патриота проходит и во время бесед с детьми.

Задачи беседы: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива. Материалом для бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.), происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей. В ходе такой работы были достигнуты результаты с положительной динамикой в деле по формированию чувства патриотизма у младших школьников.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что младший школьный возраст – наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя – хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге – патриотизма.

В планировании представлены направления: отражающие систему базовых национальных ценностей, позволяющие комплексно подойти к формированию личности каждого ребёнка.

1. Добро и зло.

2. Дружба, любовь – ненависть, честность – ложь, помощь и предательство и т.п.

Уже в 1-м класс представляем ряд мероприятий, которые направлены на формирование качеств доброты, вежливости. Продолжаем работу, говоря о честности и предательстве, об уважении и любви, сострадании и помощи… Читаем детские книжки о дружбе и помощи, обсуждаем их в классе. Участвуем в конкурсах и посещаем разные выставки и т.д.

3.Природные символы России.

Проводим конкурсы, праздники, изготавливаем книжки малышки на темы, связанные с природой России, ее достопримечательности. Говорим о березе, о ромашке, медведе. Беседуем о чистой воде, о птицах – наших друзьях, о Земле.

4. Моя Родина - Россия.

Знакомство с символами города, края, государства происходит в практической деятельности. Работа с разными источниками информации позволяет не только узнать историю, но и осознать значение символики.

5. Традиции в моей семье и моего народа.

На классных часах и родительских собраниях обсуждается роль семейных традиций, ценностей для укрепления семьи. Формированию толерантности, развитию терпимого отношения к окружающим людям способствуют такие активные методы воспитания, как анализ, моделирование и обыгрывание ситуаций общения. Воспитание имеет успех только тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Педагогическая культура родителей обучающихся – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания гражданственности, чувства патриотизма. Именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения ее членов, отношение к событиям – все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир. Семья должна стать активным участником педагогического процесса. Именно семья поддерживать семейные традиции, развить чувство «малой родины» как составляющей большой многонациональной «семьи» России.

Дети принимали участие не только в школьных мероприятиях, но городских. Участвовали в конкурсах «Широкая масленица», Рождественский вернисаж», «Пасхальный вернисаж».

6. День защитника Отечества.

День защитника Отечества – это праздник тех, кто может подставить плечо другу, кто способен поделиться последним и преодолеть все невзгоды и трудности.

7. День Победы.

Среди наиболее распространенных и действенных форм патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн, занятия в читальном зале детской библиотеки, посещение выставок и т.д.

8. Я - гражданин России.

Воспитанию чувства сопричастности и гордости за свою страну, край, город придается особое значение. Экскурсии по городу, уроки – путешествия, занятия в краеведческом музее оказывают положительное воздействие на детей.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, позволяющие формировать умения разрешать конфликтные ситуации, управлять своим поведением, осваивать способы создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия.

9. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейным датам и значимым событиям.

Одной из форм работы, где каждый ребенок может раскрыться, является проектная деятельность. Коллективные проекты позволяют не только формировать интерес к изучению своего города, но и воспитывать дружелюбие, уважение к мнению одноклассников. Формированию активной жизненной позиции, воспитанию чувства благородства и сострадания, заботы о людях пожилого возраста, инвалидах способствует участие в социальных акциях. Популярны семейные конкурсы, спортивные состязания. Цель этих мероприятий – создать ситуации успеха, способствовать формированию чувства ответственности за коллектив, ценностное отношение к своему здоровью, к здоровому образу жизни.

Планирование реализуется поэтапно (четыре класса – четыре этапа). Все они тесно связаны друг с другом. Каждый этап соответствует возрастным особенностям учащихся.

Ежегодно классный коллектив принимает участие в мероприятиях:

  1. Участие в мероприятиях, посвященных Дню города новый Уренгой (посещение выставки в городском музее, проведение интеллектуальных конкурсов, посвященных Новому Уренгою);
  2. Участие во Всероссийском акции «РодныеЯзыкиРоссии»;
  3. Участие в городском конкурсе декламации «Северный ветер»;
  4. День учителя «День сердца»
  5. Праздник ко Дню матери;
  6. Интеллектуальная игра «Дети – дорога – автомобиль»;
  7. Сбор материалов «Война семьи моей коснулась», акция «Бессмертный полк», «Солдатский платок», «Красная гвоздика»;
  8. Деловая игра по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Светофор»;
  9. Участие во Всемирном проекте «Час Земли» по экономии электроэнергии.
  10. Проектная деятельность по пропаганде ЗОЖ «Говорим здоровью -ДА!»
  11. участие в спортивных соревнованиях школьного, городского уровней;
  12. Групповые профилактические беседы социальных педагогов с игровыми иситуационными элементами «Дорога в школу и домой. Поведение в школе»;
  13. Спортивные праздники: «Мама, папа, я -спортивная семья», «Красота и здоровье», «Я научился плавать», «Я умею плавать»
  14. Шахматы – внеурочная деятельность
  15. Участие в городском и региональном конкурсе чтецов «Живая классика»;
  16. Участие в городском проекте «Живое слово» к празднику народов Севера;
  17. Защита проектов в рамках проекта «Научное общество учащихс
  18. Рождественские посиделки;
  19. Выставка творческих работ «Мастерица»;
  20. Экскурсии в музеи, на предприятия города
  21. Литературные концерты Е.Пинаева;

Ежегодно дети участвуют в конкурсах художественного чтения патриотических стихов о войне, мире, Родине, конкурсах рисунков по данному направлению.

В целях формирования общей культуры учащихся, развития их творческого потенциала организован посещение концертов в рамках городского проекта «Филармонический концерт», культурно-массовых мероприятий городской библиотеки «Смена» А также стали участниками проекта «Театр «Северная сцена» - школе» Являются активными посетителями Городского музея изобразительных искусств, выставок и экскурсий ДЭС, выставок проекта «Аркториум» МБОУ ДО ДДТ, краеведческого музея МБОУ ДО ДДТ, музея ООО «Газпром добыча Уренгой».

Показателем высокого уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются победы. А также каждым ребенком собрано портфолио достижений на различных уровнях участия.

Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в первую очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю не должно быть безразлично, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда результат этой работы будет достигнут. Работа по воспитанию затрагивает каждого ученика моего класса, напоминает детям о смысле слов «РОДИНА», «ОТЕЧЕСТВО», «ЗАЩИТНИК». Ведь задача школы - не только дать детям знания, но и воспитать в них глубокое убеждение, что они, являясь гражданами своей страны, должны уметь защищать Отечество, любить Родину, стать подлинными ее патриотами.

Подводя итог проделанной работы, можно сказать об успешности использования программы, о чём свидетельствуют результаты диагностических исследований роста личности школьников – положительная динамика отношений к нравственным ценностям, рост качества участия обучающихся в мероприятиях патриотической направленности, положительная оценка деятельности.

Список литературы

  1. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] / С.А.Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. – С. 17-20.
  2. Башмакова С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 66–68.
  3. Веденяпина, В.Л. Воспитание у младших школьников любви к Родине. Отчему дому, семье, родителям [Текст] / В.А.Веденяпина. // Начальная школа. - 2011. - № 2. – С.55-59.
  4. Ещеркина О.: Формирование гражданственности младших школьников. Издательство: Учитель, 2007.
  5. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе [Текст] / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. – 2007. - № 7. – С.29-33.
  6. Каркошкина Т: Формирование опыта нравственного поведения у школьников.1-4 классы. ФГОС Издательство: Учитель, 2020.
  7. Хохлова В. А. Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 606-607. — URL https://moluch.ru/archive/133/37178/ (дата обращения: 24.02.2020).
  8. Источик: http://www.nlr.ru/
  9. Источник: http://festival.1sept.ru
  10. Источник: https://www.prlihttps:/