Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка на ступени начального общего образования по УМК «Forward»

Разделы: Иностранные языки

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: английский язык, универсальные учебные действия, УУД, УМК «Forward»


Универсальные учебные действия – это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь. Этот краткий тезис содержит в себе три принципиально важных положения:
По своей природе УУД представляют собой:

  •  способы осуществления разных видов деятельности.
  • По своему масштабу УУД соотносимы не столько с предметом или с учебной деятельностью, а с жизнедеятельностью человека.
  • УУД не существуют и, соответственно, не развиваются вне деятельности человека.

Универсальное учебное действие – это путь достижения цели, опирающийся на культурно выработанный способ, в основании которого лежит конкретный алгоритм, порядок шагов.
ФГОС предлагает такую типологию УУД, в соответствии с которой все они могут быть разделены на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
К регулятивным УУД относятся: владение действиями, связанными с принятием и удержанием учебных целей, планированием, контролем, оценкой и рефлексией.

К коммуникативным УУД относятся: использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества и тд.

К познавательным УУД относятся: владение способами решения проблем творческого и поискового характера; использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

С точки зрения подходов к формированию универсальных учебных действий их можно разделить на две группы:


Первая группа УУД – универсальные способы действия. Такие способы описаны и закреплены в культуре как наиболее точные, правильные, нормативные алгоритмы выполнения тех или иных действий. Например, способы осуществления логических операций (классификация, обобщение, подведение под понятие и др.), способы доказательства (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и др. В целом, к данной группе относятся все познавательные УУД (логические и информационные) и часть коммуника-тивных. Педагогическая задача по отношению к данной группе УУД заключается в передаче учащимся способа действий и формирования на его основе умения. Для этого используются специальным образом доработанные предметные задания.

Вторая группа УУД – структурные элементы учебной деятельности. Это способы, обеспечивающие осуществление учебной деятельности на разных ее этапах:

  • обнаружение проблемы и постановку цели;
  • расшифровку цели в задачах;
  • планирование последовательности решения этих задач;
  • выбор рационального (с точки зрения данной цели) способа действия;
  • осуществление контроля;
  • оценивание результата;
  • рефлексию собственной деятельности.

К этой группе УУД относятся все регулятивные универсальные учебные действия и часть коммуникативных. Конкретно – те коммуникативные УУД, которые обеспечивают осуществление групповой деятельности: определение общей цели, распределение обязанностей и ролей, выработку общей позиции по поводу путей достижении цели и т.д. Основным инструментом формирования таких УУД является урок, выстроенный по системно - деятельностной технологии.

В процессе сценирования начала урока важно обратить внимание на следующие моменты:

Этап актуализации знаний. Если он проходит до постановки проблемы, задания этого этапа должны четко выводить детей на проблему. Если этот этап проходит после проблематизации, задания должны помогать вспомнить все, что необходимо, чтобы решить данную проблему.

Постановка проблемы. Есть разные способы постановки проблемы: разрыв в знаниях (невозможность ответить на поставленный вопрос), отсутствие способа решения предложенной задачи, отсутствие аргументов в защиту своего мнения, практическая задача, которую нужно решить, применив теоретическое знание. В любом случае, проблема – это противоречие, «белое пятно», разрыв, неопределенность. Убедитесь, что вы действительно поставили перед учащимися учебную проблему. Проверьте себя: вытекает ли из данной проблемы цель урока?

Цель урока чаще всего формулируется через действие или в виде проблемного вопроса, на который нужно найти ответ. Цель обязательно нужно записать и сформулировать «образ результата». Чаще всего это осуществляется через вопрос: «Как мы поймем, что достигли цели?».

Критерии оценивания. Ваши дети смогут самостоятельно оценить друг друга или себя, а также примут вашу оценку как объективную в том случае, если они в начале урока узнали, по каким критериям их будут оценивать. В некоторых случаях критерии могут вводиться в конце урока, одновременно с оцениванием, но это скорее исключение.

Цель – задачи – план урока. Из поставленной цели должен логично вытекать вопрос: «Что мы должны для этого сделать?» (это и есть задачи), а далее – «В каком порядке и как мы будем это делать?» (это план). И задачи, и план обязательно нужно проговаривать с детьми, желательно – фиксировать в виде символического пути (вопросов, шагов, таблицы, схемы и др.), который нужно сегодня пройти, чтобы прийти к результату.

В целом информация о видах УУД представлена на рис. 1


Рис.1

Первая группа УУД (универсальные способы действия)

Формирование логических УУД.

«Forward» 4 класс

Умение сравнивать.

Какие из этих существительных можно использовать с неопределенным артиклем, а какие – нет? Почему?

Butter, egg, flour, salt, apple, milk, sugar, orange.

  1. Определение цели сравнения: употребление неопределенного артикля.
  2. Определение объектов для сравнения: данные слова (butter, egg, flour, salt,apple, milk, sugar, orange)
  3. Определение аспектов сравнения и выделение признаков сравнения: исчисляемые и неисчисляемые существительные
  4. Соотнесение результата с поставленной целью: с исчисляемыми существительными используется неопределенный артикль an/a, с неисчисляемыми – без артикля.

Ответ: butter, an egg, flour, a flower, salt, an apple, milk, sugar, an orange.

Умение анализировать.

Odd one out! Какое слово лишнее в каждом столбике?

  1. Определение цели и объекта анализа: определить лишнее слово в каждом столбике, ответ обосновать.
  2. Выделение аспекта анализа: с точки зрения значения слова.
  3. Выделение существенных признаков:
    • Grow-расти, send-посылать, ball-мяч, take-брать
    • Flower-цветок, computer-компьютер, plane-самолет, beautiful-красивый
  4. Соотнесение результата с поставленной целью: в первом столбике лишнее слово ball название предмета, имя существительное, все остальные слова обозначают действия и являются глаголами; во втором столбике лишнее слово beautiful- качество, признак предмета, имя прилагательное, все остальные слова обозначают предметы и являются именами существительными.

Вторая группа УУД (структурные элементы деятельности)

Тема: Употребление Present Continuous Tense.

Актуализация.

Выберите из предложенных слова, связанные с темой «Present Continuous Tense», и заполните схему.

Usually – обычно, always-всегда, now-сейчас, at the moment – в данный момент, yesterday –вчера, this morning/ afternoon- этим утром/днем

Свяжите данные слова в высказывание. Что у вас получилось? Какой вариант правильный и почему?

Present Continuous

now

At the moment

This morning/afternoon

Когда действие происходит сейчас, в настоящий момент, используется настоящее продолженное время (Present Continuous)

Проблематизация.

Прочитайте предложения. Выберите правильную форму глагола.(Read and fill in the gaps with the correct forms of the verbs in brackets)

  • Му friend usually _______(phone) me in the evening. Do you hear it? He____(phone) me now.
  • I don’t want to go out now. I _____(watch) a very interesting programme on TV. I ________(watch) this programme every week.
  • Look!My dog _____(dance)! He usually ______ (dance) when I give him some sugar.

Как вы думаете, почему возникли разные версии? Что нового для нас в этих предложениях?

Итак, тема сегодняшнего урока «Употребление Present Continuous» .

Какое новое понятие появилось в формулировке темы? Как вы думаете, чем отличается Present Continuous от Present Simple?

Целепологание.

Как мы можем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока? (научиться различать Present Continuous от Present Simple). Сформулируйте наши задачи сегодня, используя опорные глаголы (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать и т.д.)

  1. Выяснить, чем отличается Present Continuous отPresent Simple;
  2. Научиться употреблять глаголы в правильном времени.

Это и есть наш план на сегодня. Результатом нашей работы станет:

  • Предложения, в которых нужно раскрыть скобки, употребляя времена (Present Continuous или Present Simple);
  • Cхема с указанием отличительных слов для Present Сontinuous.

Презетация