Логопедическая работа при дизартрии

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: дизартрия


Речь предназначена для общения. Однако, чтобы передать смысл того, о чем говорится, речь должна быть разборчивой. Для этого, прежде всего, нужно, чтобы мышцы органов артикуляции были достаточно сильными и подвижными, т.е. тренированными, наработанными. Если мышцы органов артикуляции оказываются неподготовленными к речи, возникает речевое нарушение, называемое дизартрией.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточности иннервации речевого аппарата. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Наступает оно из-за того, что язык, губы, небо, голосовые связки, диафрагма, т.е .все органы человека ,участвующие в акте речи, не могут двигаться в полном объеме. Причиной этой неподвижности является парез мышц артикуляционного аппарата.

Дизартрии бывают нескольких видов, в значительной мере отличающихся друг от друга. Характер отличий зависит от того, какие именно области мозга пострадали у ребенка. Общим признаком всех дизартрий является неразборчивая речь, т.е. нечеткое произношение звуков, слов, фраз. Ограничен в движениях, прежде всего, основной орган артикуляции - язык. При высовывании он отклоняется в сторону, чаще всего вправо, его движения являются неловкими. Затруднены движения других частей речевого аппарата: губы плохо выдвигаются вперед, не растягиваются в достаточной мере в «улыбку», маленький язычок в глубине рта (небная занавеска) провисает и не закрывает во время речи проход в нос. Воздух, который необходим для речи, при таком положении небной занавески утекает через носовую полость. Это влечет за собой носовой оттенок речи (гнусавость). Кроме того, при дизартрии из-за пареза голосовых связок страдает голос. Он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым. Таким образом, неразборчивость речи при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи - ее мелодики или просодии, как принято это называть в логопедии. Вследствие этого для дизартрии характерна невыразительность речи, монотонность интонаций.

Иногда дизартрия выступает в крайней степени выраженности. Тогда устная речь у ребенка не развивается вовсе. Это бывает в тех случаях, когда имеется не парез, а паралич артикуляционных мышц, и они совсем не способны двигаться. Такое состояние речевой функции обозначается как анартрия. Анартрик способен лишь к определенным голосовым реакциям, отдаленно напоминающим звуки человеческой речи, а также к передачи голосом, хотя и приблизительно, общего ритма слова или фразы. При этом, как правило, выражен носовой (гнусавый) оттенок голоса. Понять речь ребенка-анартрика практически невозможно. Анартрия - тяжелейшее расстройство речи, характеризующееся ее полным отсутствием, но,в отличие от других видов речевых нарушений, когда ребенок молчит, это молчание обусловлено, образно говоря, «техническими» причинами. По состоянию же мышления, внутренней речи он мог бы говорить.

Дизартрии часто сочетаются с непроизвольными неприятными для окружающих гримасами лица, возникающими при попытках что-либо сказать. Эти гримасы также вызваны нарушением в нервном «питании» мышц лица со стороны мозга и могут ввести в заблуждение, создавая внешнее впечатление умственной неполноценности ребенка. Однако чаще всего оно ошибочно, и нужно проявлять большую осторожность, чтобы не сделать поспешных выводов и не навешать на ребенка несправедливых ярлыков.

Дети-дизартрики (даже анартрики) имеют, как правило, нормальный интеллект. С ними необходимо много и терпеливо заниматься. В будущем большинство таких детей может избрать себе любую специальность, если она не связана с необходимостью совершения сложно построенных специальных движений, требующих особой точности, пластичности и координированности. При правильном обучении дети, страдающие дизартрией (в том числе, анартрией), могут научиться читать и писать.

Естественно, что лечение детей с дизартрией, которая, подчеркну еще раз, не самостоятельное заболевание, а лишь часть заболевания, возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия. Назовем самые важные из них:

1. Лекарственные средства, влияющие на деятельность головного мозга и направленные на уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения ЦНС.

2. Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений конечностей, а также органов артикуляции.

3. Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма в целом.

4. Лечение сопутствующих заболеваний.

5. Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Во всех видах лечения ребенка-дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Трудно переоценить тот вклад, который они вносят своим терпением, аккуратностью и точностью выполнения рекомендаций специалистов.

Прежде всего, это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать, для чего даются те или иные речевые упражнения, понимать их смысл и представлять себе ожидаемые результаты.

В основном логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:

  • массаж органов артикуляции (логопедический массаж);
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • работу над выразительностью речи.

Массаж органов артикуляции-языка, губ, мягкого неба, гортани-проводится теми же приемами, что и массаж тела: поглаживание, разминание, похлопывание, пощипывание, покалывание мышц.

Более детальные описания такого массажа можно найти в методических пособиях Е.Ф.Архиповой. Не останавливаясь на подробностях логопедического массажа, отмечу наиболее важное: язык массируется в основном продольными движениями от корня (задней части) к кончику языка, по середине и с боков. Кончик языка массируется отдельно (он наиболее «рабочая» его часть) круговыми движениями по часовой стрелке. Инструментом такого массажа может служить ручка от зубной щетки закругленной формы, упругая соска-пустышка. Губы массируются в направлении от центра к уголкам без сильной растяжки мышцы. Для массажа удобнее всего использовать пальцы обеих рук: указательные и средние. Сначала массируется верхняя губа, затем нижняя, потом обе вместе (указательные пальцы на верхней губе, средние-на нижней). Тот, кто проводит массаж, стоит за спиной ребенка, сидящего на стуле. Мягкое небо (небная занавеска) массируется поглаживающими движениями сверху вниз и круговыми разминающими по часовой стрелке.

Применяется два основных вида массажа: активизирующий и расслабляющий. Выбор того или другого требует предварительной дифференциальной диагностики состояния мышц органов речевой аппарата. Активизирующий массаж производится при вялости артикуляционных мышц (вялые параличи или парезы). Расслабляющий массаж для мышц с повышенным тонусом, т.е. для напряженных мышц (спастические параличи или парезы).

Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они не для тела, рук, ног, а для органов артикуляции. Большая часть этих упражнений относится к языку, как к основному рабочему органу:

1. Движения языка вверх-вниз: положить язык на верхнюю губу, опустить на нижнюю, облизать губы, обмазанные, например, вареньем, двигая язык по кругу.

2. Движения.языка вправо-влево, т.е. к уголкам губ (достать варенье со щеки).

3. Подъем языка на альвеолы (бугорки) за верхними зубами с многократным энергичным произнесением звука «Д».

4. Движения губ: смыкание-размыкание, вытягивание трубочкой вперед, растягивание в улыбку.

5. Движение для маленького язычка (небной занавески): энергичные короткие выкрики на звуке «а, а, а,…»; питье воды маленькими глоточками (чем меньше глоток, тем активнее движения мышц гортани).

Чтобы заинтересовать ребенка, следует обращать упражнения в формы игры. Например, движения языка к уголкам губ можно представить, как игру в часики; удары языком по альвеолам-как игру в дятла, который долбит дерево, или в плотника, забивающего гвозди молотком и т.д.

Для выработки правильного речевого дыхания полезно различного рода дутье через рот: сдувание с ладони ватки, пушинок, дутье на горячий чай, свечу, задувание именинных свечей и пр. Полезно использовать и упражнения, входящие в системы дыхательных лечебных комплексов Бутейко, Стрельниковой и других авторов. Однако нельзя забывать, что они могут быть полезными не во всех случаях. Применять их следует по назначению специалистов

Логопедическая работа по исправлению дефектов произношения звуков у детей-дизартриков мало отличаются от той, которая применяется для устранения дислалий.

Встречаются такие формы дизартрии, когда тонус и объем движений мышц органов артикуляционного аппарата относительно сохранны, однако речь становится неразборчивой.

Таким образом, логопедическая работа при дизартрии чрезвычайно трудоемка, многопланово и требует длительных систематический усилий специалистов, а также родителей ребенка, обученных доступным им видам помощи своим детям. Наконец, исправление речевых расстройств при дизартрии возможно только в сочетании с правильным лечением, разработкой общей двигательной сферы и рациональным режимом жизни ребенка. К сожалению, приходится признать и то, что при соблюдении этих условий далеко не всегда удается добиться желаемого эффекта. Иногда тяжесть органического поражения мозга не позволяет продвинутся вперед, несмотря на все усилия специалистов и родителей.

Вместе с тем родители детей-дизартриков, которым не удается помочь радикально, должны помнить, что их ребенок способен развиваться умственно, и нужно приложить все силы, чтобы обеспечить ему необходимые условия для такого развития.