Реализация проектно-исследовательской деятельности в социокультурных проектах "Математическое образование в школе" как эффективный механизм реализации инновационной работы в школе.

Разделы: Математика

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, одаренные дети


С целью создания образовательной среды, обеспечивающей подготовку учащихся к творческой преобразующей деятельности в социокультурном пространстве в нашей школе реализуется проект «Математическое образование в школе». Данный проект был разработан в качестве механизма реализации инновационного проекта ОУ «Наиболее полное удовлетворение индивидуальных, интеллектуально творческих потребностей субъектов ОП в условиях внедрения углубленного изучения отдельных предметов». Работа методического объединения политехнических предметов основана на проектно-исследовательской деятельности, которая формирует проблему «Математику - самый короткий путь к самостоятельному мышлению». Специфика социокультурного проектирования состоит в том, что оно дает возможность воссоздать целостный образ креативной личности, открывает для образования новую перспективу не массового однотипного обучения, а подготовку специалиста нового типа: компетентного, конкурентоспособного, социокультурно- ориентированного, созидающего.

Социокультурное проектирование в образовании, реализуемое через мотивированное включение школьников в разработку проектов, является в настоящее время альтернативным путем, позволяющим комплексно преодолеть недостатки традиционного образования. При этом оно обладает рядом дополнительных достоинств, к которым можно отнести следующие:

  • социальную направленность проектной деятельности, позволяющую реализовывать проекты, изменяющие социально-культурную обстановку в школе, регионе, обществе (реальную включенность учащихся не только в осмысление своего социокультурного окружения, но и в преобразование его);
  • возможность постановки целей, решения и реализации идей, значимых в данном социуме, которую принесет разработанный и внедренный проект;
  • постепенное освоение технологии личностного проектирования своего образования, будущей профессиональной деятельности, решения жизненно важных проблем;
  • свободное творческое самовыражение школьников, не ограниченное рамками предмета и временем (большой выбор тем и идей проектов);
  • необходимость использования при разработке проектов не только знаний из разных предметов, но и выход далеко за рамки содержания традиционного образования (использование значительной по объему и сложности дополнительной литературы при разработке проектов, большая вариативность в применении различных алгоритмов проектирования, применение своих творческих способностей и научных знаний и т.д.);
  • проявления таких качеств, как самостоятельность, ответственность, креативность, оригинальность;
  • собственный практический опыт в области исследования, проработка материала на основе собственного опыта и переживаний, учитывая значимость данного социокультурного проекта для данного ОУ, села, региона.

Цель работы в качестве учителя математики в социокультурной среде - создание условий для сельских школьников для становления человека — гражданина, интегрированного в современное общество:

  • через систему дополнительного образования с привлечением социальных партнеров дать возможность выбора учащимися социально и личностно продуктивных сфер и способов самореализации, сотрудничества и сотворчества;
  • воспитание творческой личности, подготовленной к жизни;
  • формирование у учащихся мировоззренческих позиций, толерантности, культуры мира, культуры ненасилия;
  • формирование и воспитание в учащихся таких традиционных отечественных ценностей, как сострадание, милосердие, гражданское самосознание, любовь к Родине;
  • включение детей и подростков в социально значимую деятельность;
  • через систему экологического образования сформировать у учащихся бережное отношение к природе, развить экологическое мышление.

Деятельность учителя в социокультурной среде должна строиться на следующих принципах:

  • принцип личностноориентированного, дифференцированного обучения;
  • демократизации гуманизации и толерантности;
  • принцип признания уникальности личности, индивидуальности каждого ребёнка
  • принцип выбора: учащиеся должны жить, учиться в условиях постоянного выбора цели, содержания, форм процесса жизнедеятельности в классе и школе;
  • принцип доверия и поддержки;
  • принцип сотрудничества и сотворчества;
  • принцип технологизации обучения;

В деятельности педагога в социокультурной среде я выделяю следующие этапы:

  • диагностика среды
  • анализ ее воспитательных возможностей
  • проектирование педагогических действий
  • организация педагогических ситуаций
  • анализ и оценка успешности деятельности педагога, коррекция деятельности

1. Актуальность проблемы

Перспективы независимого развития страны определяются культурой, наукой и образованием. Математическое образование есть часть, как общего, так и специального образования, играющая фундаментальную роль в процессе освоения естественнонаучных и технических знаний. Без математической подготовки невозможно стать специалистом в области финансов, экономики, социологии, лингвистики и ряда других сфер гуманитарной деятельности. Сознательное владение компьютерной техникой также невозможно без математических знаний.

А. Роль математики в развитии личности

Математическое образование является одним из важнейших факторов, формирующих личность человека, его интеллект и творческий потенциал. В любой сфере человеческой деятельности, помимо специальных знаний, зачастую требуются:

    • умение логически мыслить, правильно и последовательно выстраивать аргументацию, ясно и отчётливо выражать свои мысли;
    • умение критически оценивать созданное ранее, анализировать ситуацию, отделять важное от несущественного, связывать внешне далёкие друг от друга предметы и обстоятельства;
    • способность наглядно изображать объекты на бумаге (доске, экране) или представлять их в пространстве. Все эти и многие другие полезные качества могут быть привиты и воспитаны, прежде всего, в процессе изучения математики.

Б. Социальная функция математики

Минимальные математические знания и навыки нужны каждому человеку в его повседневной жизни. Без них невозможно полноценно общаться с другими людьми и, тем более, осуществлять с ними какие-либо практические взаимодействия.

В. Математика как аппарат и предмет научного исследования

На протяжении всей истории человечества математика являлась средством познания окружающего мира, аппаратом, с помощью которого осуществляются расчёты и ведутся исследования практически во всех естественных науках и целом ряде гуманитарных наук. Самостоятельный интерес представляет математика и как отдельная наука, в которой есть свои законы и свой предмет исследования. История человечества показывает, что развитие самой математики обеспечивает прогресс во всех остальных научных исследованиях, опирающихся на математические методы.

Проблема работы математического образования чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где:

  • хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в учебные заведения;
  • есть свои традиции;
  • дается  современное  образование;
  • уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Система работы с обучающимися в такой школе – это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся.

Задатки, способности, знания и умения

Задатки. Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора – для изобразительных способностей). Но задатки только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.

О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью. Способным обыкновенно называют того человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие.

Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, организационные, технические способности.

Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т.е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности (хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).

Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т.п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей.

Для развития способностей человека требуется усвоение, а затем и творческое применение знаний, навыков и умений, выработанных и накопленных обществом.

Усваивая систему знаний, учащиеся одновременно овладевают умственными операциями (анализ, синтез, обобщение), что и развивает их умственные способности. Отсутствие нужных знаний и навыков — сильнейший тормоз развития способностей.

Уровни развития способностей

Необходимо определить значение таких понятий как способности, талант, одаренность каждого ученика.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Выявление и развитие способностей учащихся

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Категории детей, имеющих способности в области политехнических наук:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с обучающимися, имеющими способности в области математики, физики и информатики:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  • Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
  • Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

2. Содержание программы

Цель программы:

  • Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.
  • Развитие информационной культуры учащихся;
  • Создание условий для оптимального развития способностей в области математики, физики и информатики.

Задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам;
  • использовать индивидуальный подход в работе с учащимися на уроках политехнического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, соревнования позволяющие учащимся проявлять свои возможности.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ научных источников;
  • творческие работы;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы.

Формы работы с учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • кружковые занятия;
  • интеллектуальные конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в предметных олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • научно-исследовательские конференции;
  • предметные недели.

2. Направления программы

А. Роль математики в развитии личности:

  • Диагностика обучающихся – выявление способностей учащихся;
  • Обеспечение ситуации успеха обучающимися на каждом уроке;
  • Воспитание сознательной деятельности учащихся на уроках математики, физики и информатики;
  • Воспитание привычки осознанного выполнения заданий;
  • Внеклассная работа с обучающимися.

Б. Социальная функция математики:

  • Подбор и решение практико-ориентированных задач;
  • Приобщение учащихся к исследовательской работе;
  • Создание информационно-образовательную среду каждому учащемуся;
  • Формирование информационной культуры у учащихся.

В. Математика как аппарат и предмет научного исследования:

  • Использование системы заданий повышенной сложности:
  • задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.
  • задания на составление учебных проектов.
  • задания на прогнозирование ситуаций.
  • Приобщение учащихся к исследовательской работе;
  • Привлечение учащихся к робототехнике.

Основной принцип работы направлений – принцип «обогащения».

Ресурсное обеспечение программы:

  • наличие учебной аудитории;
  • библиотечный фонд – наличие литературы;
  • цифровые ресурсы – ИКТ;
  • технические средства обучения.

Критерий эффективности:

  • Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
  • Отсутствие неуспевающих по предмету.
  • Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы политехнического цикла как экзамен с успешной его сдачей.
  • Учащиеся становятся призерами олимпиад и научно-практических конференций различного уровня.
  • Результаты реализации программы.

3. Этапы реализации программы

I этап – аналитический ( 2013-14 уч.г.)– при выявлении способностей к точным наукам учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно предмету – в области математического развития. В связи с этим следует вовлекать учащихся в различные виды умственной, поисково-познавательной и творческой деятельности.

II этап – диагностический (2013-14 уч.г.) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. (2013-16 уч.г.) С этой целью в школе организована секция политехнических наук «Эврика» научного общества учащихся «Алаьа», куда вошли самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний цикла политехнических наук ребята.

Адаптивной  называется образовательная система, способная каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний с возможностями ученика и с реальностью социальной среды.

В настоящее время складывается принципиально новая реальность социокультурного заказа на образовательную подготовку учащихся. Отличительная черта этой реальности, по мнению П.Г.Щедровицкого, состоит в том, что подлинным заказчиком образовательного процесса становится семья. Она все более реально начинает участвовать в финансировании, проектировании и определении содержания образования. Он выделяет следующие типы отношений семьи с системой образования:

  • родители отдают детей учиться для того, чтобы они освоили сумму некоторых знаний и умений и после окончания школы могли найти работу сразу или после дополнительной профессиональной подготовки;
  • родители убеждены, что их детей надо учить тому же, чему в свое время учили их самих;
  • родители считают, что школа должна быть «камерой хранения» для их детей. Самое главное для них то, что дети заняты делом, остаются под приглядом как минимум полдня;
  • родители ставят перед школой сверхзадачу. Для них главная за­дача школы не в обучении, не в подготовке к конкретной специальности, не в воспроизводстве привычного пакета учебных предметов. Перед школой ставится задача создать условия для развития такой системы личных способностей, знаний и уме­ний, которая позволила бы ребенку в дальнейшем полноценно включиться в мир, меняющийся на глазах.

Ключевыми позициями учащихся на уроке в адаптивной среде стали:

  • активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке учится сам и учит других.
  • Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке - дирижёр, создающий условия для развития учащихся.
  •  Ключевая позиция - сотрудничество, сотворчество.

Создание необходимых методик отслеживания основных результатов учебно-воспитательного процесса.

В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов. Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей.

С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.

Развитие пространственного мышления учащихся путем составления задач в материалах деревянного зодчества предков.

Главными задачами обучения геометрии состоит в усвоении учащимися ее теоретических основ, овладении навыками применения их на практике, развитии логического мышления учащихся, способности к доказательным, аргументированным рассуждениям, последовательному, точному и ясному выражению мыслей. Однако при изучении школьного курса геометрии решается и целый ряд других задач обучения: развитие пространственного представления и воображения учащихся, геометрического «видения» окружающего мира и т.д. Поэтому, изучая характер мышления ученика, мы обращаем внимание, прежде всего на то, как мыслит ученик: понятиями или образами.

В настоящее время в качестве одного из главных критериев математического развития личности многие психологи рассматривают уровень развития пространственного мышления.

В последнее время отмечается снижение геометрической подготовленности учащихся. Это проявляется в первую очередь в низком уровне развития пространственного мышления. Если учитель не решает ее еще тогда, когда ведет уроки в средней школе, то через несколько лет его уроки стереометрии с теми же учениками будут терять большую часть своей эффективности. Для повышения мотивации интереса геометрии мы составляем авторские задачи вместе с учащимися.

Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, в определенной степени даже его целью, ибо, в конечном счете, художник ищет истину в красоте, а ученый – красоту в истине. Но почему-то с давних времен до наших дней не прекращаются исследования этого непознанного чуда, почему человек издавна стремился окружить себя красивыми вещами. Уже давно в своих творениях люди предпочитают правильные геометрические формы – квадрат, круг, равнобедренный треугольник, пирамиду, правильную усеченную пирамиду…

Геометрию определяют как науку, изучающую пространственные и пространственно-подобные формы и отношения реального мира.

Представления якутов о вертикальных и горизонтальных направлениях способствовали развитию у них элементарных геометрических знаний и представлений. Об элементарных геометрических знаниях и представлениях предков свидетельствуют жилища, хозяйственные постройки, ювелирные изделия, посуда и т.д.

Деревянное зодчество предков имеет свой ярко выраженный особый характер, устойчивые и ярко выраженные архитектурно-строительные традиции, свой мир образов и форм. В формах и образах народной архитектуры отражалась философия народа, история его духовной и материальной культуры. Об этом отмечают доктора архитектуры Елена Александровна и Александр Викторович Ополовниковы, что через архитектуру старинных построек наши предки лаконичным языком выразили представление об окружающих предметах и явлениях, о красоте нелегкой, но мудрой жизни.

Определенные геометрические формы обладают силой глубокого проникновения в душу. Через геометрические формы и их ритм раскрывается метафизическая значимость мира. За символизмом геометрических форм стоит восприятие разнообразных форм природы, как проявление множественности, отражающей единство. Поэтому, чтобы искать и находить во всем некий высший смысл: чтобы мир не лежал перед нами плоской пустыней, ставил перед собой задачу, придумать и составить авторские задачи на нахождение основных элементов и параметров пропорциях юрты и тем самым находить единство духовного мира наших предков с формами геометрии. Для составления задач я применил красивые соотношения гигантских пирамид и при этом делать сравнительный анализ конструкции юрты по вычислениям и по подлинно существующим и построенным нынче юртам- постройкам.

Гигантские пирамиды Египта – фактические фигуры из камня, устремленные к солнцу. Своими громадными размерами, совершенством геометрической формы, они поражают наше воображение. Недаром эти творения рук человеческих относили к одному из семи чудес света.

Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Главными были «Ка» и «Ба». «Ка» являлась духовным двойником человека, с которым человек встречается после смерти. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место. Гробницу умершего называли, «служителем Ка». «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. «Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом». Он покидал человека после его смерти и направлялся на небеса, это была внутренняя энергия человека, его божественное содержание.(3)

Среди грандиозных пирамид Египта особое место занимает великая пирамида фараона Хеопса (Хуфу). Форма и размеры пирамиды были выбраны не случайно. Здесь каждая деталь, каждый элемент формы выбирались тщательно и должны были продемонстрировать высокий уровень знаний создателей пирамид. Ведь они строились на тысячелетия, «навечно».

Правильная четырехгранная пирамида является одной из хорошо изученных геометрических фигур, символизирующих простоту и гармонию формы, олицетворяющую устойчивость, надежность, устремление вверх.

Задача 1. Золотая пропорция в пирамиде.

Рассмотрим размеры пирамиды Хеопса. Длина стороны основания пирамиды принята равной 233,16 м ≈ 500 локтям. 1 локоть – 0,4663 м. Высота пирамиды Н ≈146,6-148,3 м. Отношение сторон в треугольнике OMN пирамиды равно:

Отношение длины апофемы боковой грани к половине стороны её основания отвечает золотой пропорции. На это соотношение обратил еще в 1885 году Ребер. Два других отношения равны корню квадратному из золотой пропорции.

Основным исходным элементом геометрии пирамиды Хеопса является треугольник в ее вертикальном сечении, в котором отношение катетов равно отношению гипотенузы к большому катету и равно 1,272 = √Ф, а отношение гипотенузы к малому катету равно золотой пропорции Ф = 1,618.

Существует только один треугольник с таким отношением сторон, которое отвечает геометрической прогрессии. Если обозначить стороны такого треугольника буквами X, Y, Z, то

Есть основание утверждать, что египетские архитекторы заложили в форму пирамиды Хеопса именно этот замечательный и единственный треугольник, основанный на золотой пропорции, но знали ли они указанные выше уравнения, остается загадкой.

Угол наклона граней пирамиды еще в 1837 году определил английский полковник Вайз: он равен 51º 50´. Его величина отвечает тангенсу, равному 1,27306. Эта величина, отвечающая отношению высот пирамиды к половине ее основания, близка к корню квадратному из золотой пропорции

Пирамида несет нам как послание с далеких веков фундаментальные знания по математике.

Невидимая пирамида… Быть может, колоссальный египетский монолит, ставший для нас символом забытой мудрости – всего лишь кристаллизованная тень совершенной пирамиды и витало в мыслях предков. Возможно, то, что мы ищем, есть пирамида, существовавшая в умах древних зодчих и наших предков, когда они закладывали первый камень в долине Гизе или первый венец жилища юрты-балагана.

Якутские плотники умели видеть красоту в ничем не приукрашенной стене сруба, прекрасной в своем природном естестве, бесконечно многообразной по текстуре и светотени, пластичной и живописной. Но не в замысловатых формах нарочитой красивости кроется истинное искусство, истинное творчество, математический склад ума. Оно – в умении лаконичным архитектурным языком выразить свое собственное мироощущение, свое представление об окружающих предметах и явлениях, о мудрой красоте нелегкой жизни. От не восприятия этой красоты человек страдает сам, как от недостатка воздуха.

Мы ставим перед собой задачу- показать многоликость прекрасного, которое кроется не только во всемирно известных архитектурных шедеврах, но и порой в незаметных простых вещах, жилищных постройках предков. Надо научиться только их видеть. Выполнения задачи я начал с изучения конструкций юрты, их пропорций. Также я изучал материалы о пирамидах.

  • искать красивую пропорцию в параметрах пирамиды;
  • применяя параметр пирамиды составить авторские задачи;
  • определить , какие геометрические понятия использовались при решении задач;
  • делать сравнительный анализ вычисления с существующими постройками;
  • выявить определенную гипотезу.

Успешное внедрение авторского инновационного опыта обучения математики и сочетание интеллектуальной и творческой деятельности, теории и практики помогло создать для детей среду, где они могут реализовать свои способности, развить все необходимые компетентности. Учащиеся на уроках находят интересные темы для исследования, работают над ними, разрабатывают проекты и реализуют их. Их труд высоко оценивается компетентной экспертной комиссией самых престижных научно-исследовательских конференций.

Участие во Всероссийских, международных олимпиадах

Участие НПК различного уровня

Участие в различных конкурсах по предмету

1. Республиканская олимпиада по предпринимательству - 3 место, 2012г.
2. Участие на Всероссийской олимпиаде «Надежда энергетики», 2013 г.
3. Предметная олимпиада центральных ВУЗов РФ, Дальнего Востока - победители, 2014, 2015 гг.
4. Международная дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок» - 2 место, 2015

1. Республиканская НПК «Шаг в будущее» - 4 место, 2012г.
2. Региональная НПК»Шаг в будущее» - 2 место, 2013г.
3. Всероссийская НПК «Интеллектуальное возрождение» в г. Санкт-Петербург - 2 место. 2013г.
4. Участие в региональном НПК «Шаг в будущее», 2014 г.
5. Региональная НПК «Шаг в будущее» - 2 место, 2014г.
6. Участие в республиканской НПК «Шаг в будущее», 2015г.

1. Республиканская НПК «Мой бизнес-план» в рамках Федерального проекта «Популяризация предпринимательской деятельности в молодежной среде» - 3 место, 2011, 2012гг.
2. Участие на региональном математическом бою-«Лучший интеллектуал» 2012 г.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения поисковых задач. Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика этой деятельностью, и от умения ее выполнять. Представляется необычайно полезным прививать школьникам вкус к исследованию. Как никогда каждому учителю дана широкая возможность самостоятельная возможность разработки индивидуальных программ, свобода выбора направления образовательного процесса. Так как математика считается одним из трудных предметов обучения и чтобы освободиться от абстрактности предмета, реализовать практические и прикладные значения математики мы организовали творческую группу «Алаьа», в которой вошли учитель математики и учитель русского языка и литературы и учащиеся школы. Работа группы предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности, которой образовалась по принципу общности интересов учащихся и учителей.

Организуется совместная деятельность партнерских отношений обучающих и обучаемых, дети включаются в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе деятельности. Обеспечивается диалогическое общение не только между учителями и учениками, но и между учащимися и сих родителями в процессе добывания новых знаний. Корень профессионализма творческой группы «Алаьа» прячется в области сопряжения предметного и ценностного восприятия мира. За последние годы учащиеся систематически становятся дипломантами и в региональных и в республиканских научно-практических конференциях. Итак вся деятельность направлена на реализации целей и задач проекта школы и основана на интересе увлекательности, поиске и творчестве, что дает большие возможности для самореализации учащийся в дальнейшей жизни.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической  гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».