Тема урока: "Площади четырёхугольников". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8

Ключевые слова: площадь фигуры, площадь четырехугольников


Предмет: геометрия.

Класс: 8.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point.

Цели и задачи урока:

Учебные:

  • проверить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
  • закрепить умения учащихся применять формулы нахождения площадей фигур при решении задач прикладного характера.

Развивающие:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • формирование навыка исследовательской деятельности;
  • повышение уровня математической культуры учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность и умение работать в группе.

Планируемые результаты:

личностные:

  • умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и чётко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
  • самооценка результатов деятельности, осознание границ применения нового знания;
  • умение работать в команде;
  • ценностно-эмоциональное отношение к изучаемому математическому содержанию с общекультурных позиций;
    представление о значении математической науки как сфере человеческой деятельности;

метапредметные:

  • умение выделять главное, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, применять индуктивные способы рассуждений;
    осознанное чтение текста;
  • представление о математике как средстве моделирования явлений окружающего мира;

предметные:

  • понятие площади фигур;
  • умение использовать формул для вычисления площадей плоских;
  • умение устанавливать закономерность в применении формул;
  • умение изображать геометрические фигуры;
  • использовать различные языки математики (словесный – символический – графический).

Структура урока:

1. Организационный момент.
2. Устная работа с классом.
3.  Решение задач прикладного характера.
4.  Итог урока.
5.  Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщение темы урока (слайд 1).

Ребята, сегодняшний урок мы посвятим решению задач на вычисление площадей плоских фигур. Но задачи, которые мы будем решать на уроке отличаются от ранее рассмотренных, так как они встречаются в окружающей нас действительности, решать их нас «заставляет» сама жизнь. Они встречаются в различных областях человеческой деятельности, их решают люди разных профессий.

Эпиграфом к нашему уроку служат слова слова А.Н.Колмогорова «Знания по геометрии или умение пользоваться формулами необходимы почти каждому мастеру или рабочему» (слайд 2)

2. Устная работа с классом

(слайд 3)

Каждая команда получает кроссворд.

Ответ на кроссворд (слайд 4)

3. Решение задач прикладного характера

В каждой семье, наверное, есть мечта построить свой дом или купить готовый. Сегодня мы с вами попробуем помечтать и осуществить в эту мечту. Вы заранее разделились на 3 семьи. Каждой семье достался дом одинакового размера и земля, на которой он находиться оказалось не огорожена. Что первым делом нужно сделать, как вы думаете? (Поставить забор) (слайд 5)

Наше первое задание вычислить длину забора.

  • Участок земли имеет прямоугольную форму. Стороны прямоугольника 25 м и 70 м. Найдите длину забора (в метрах), которым нужно огородить участок, если в заборе нужно предусмотреть ворота шириной 5 м.

Теперь давайте на ваших планах начертим этот забор, выбрав масштаб 1 : 500.

На любом участке к дому, что должно вести (в идеале)? Дорожка. Но делать ее просто посыпав камнем неинтересно, давайте покроем ее специальным покрытием или гравием. Сначала положим на нее гидроизоляцию. Измерьте размеры вашей дорожки на плане.

  • Определите, сколько необходимо закупить пленки м2 для гидроизоляции садовой дорожки, изображенной на рисунке, если её ширина везде одинакова.
  • Сколько гравия потребуется для покрытия садовой дорожки, если на 1 дм в квадрате площади требуется 200 г гравия?
    На территории двора хотелось бы иметь бассейн. Давайте выберем место для бассейна и начертим его на плане.
  • Глубина бассейна составляет 2 метра, ширина — 5 метров, а длина — 10 метров. Найдите суммарную площадь боковых стен и дна бассейна (в квадратных метрах).

Расположите его на своих чертежах.

Ну, а теперь перейдем к дому.Слайд 6

Крыша на доме старая и требует замены.

  • Требуется заменить старое покрытие на новое (металлочерепица). Необходимо узнать, сколько квадратных метров нового покрытия нужно заказать.

Если внимательно посмотрим на форму крыши, то увидим, что она состоит из 2 знакомых нам фигур, причем это равные фигуры (какие?). Чтобы найти площадь всей крыши нужно найти площадь всех фигур, из которых она состоит. Длина одного ската  крыши 12м, высота одного ската крыши 3м.

Ребята, знание геометрии необходимо в различных областях человеческой деятельности. Формулы площадей плоских фигур нам приходится повторять на протяжении всей жизни. И сегодня мы рассмотрим значение геометрии в профессии дизайнера.

Дизайнер. Это слово вошло в русский язык несколько десятилетий назад. В английском языке designer – проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образов, моделей, узоров.)

Как вы думаете, кто такой дизайнер? (слайд 7)

Давайте, послушаем сообщение об этой профессии, видах дизайна (ученики заранее готовят небольшие сообщения по этой теме).

В настоящее время наиболее востребованы дизайнеры по интерьеру. Для чего мы вспомнили о дизайнерах, вы сейчас поймете. Мы станем с вами дизайнерами по интерьеру.

  • Подсчитать сколько краски потребуется для покраски стен комнаты, если её размеры 6 х 8 х 3 м, при этом учтите, что есть дверь размером 2 х 0,8, два окна размерами 2 м х 2 м и шкаф размером 1,5х2м (на 1кв.м. расходуется 200 г краски)?

Cлайд 8

Дополнительные задачи (если останется время)

Сколько плиток паркета 0,5м х 0,5м нужно купить для пола?»(слайд 9)

Игра «Мозаика»

  • В комнате находился шкаф. Давайте украсим его мозаикой. Сколько стекла потребуется для создания такой мозаики? Размеры стекла в двери 2×1 м.
  • 1 группа - зелёного цвета
  • 2 группа - красного цвета
  • 3 группа - желтого цвета

4. Итог урока

Как вы считаете, актуальны ли в наше время слова Андрея Николаевича Колмогорова: «Знания по геометрии или умение пользоваться формулами необходимы почти каждому мастеру или рабочему».

Сегодня на уроке мы с вами создали ситуацию, в которой вы поставили себя на место дизайнера, я думаю, что вы смогли увидеть и оценить значение математических знаний в производительном труде, научились самостоятельно применять полученные знания на практике.

Оценка знаний: Оценки за выполненную работу выставляются с учетом вклада каждого ученика и количества допущенных ошибок.

5. Домашнее задание. Творческая работа

слайд 10

Подсчитать, какая сумма денег необходима для ремонта. (данные для расчетов взять в магазине, Интернете, спросить у родителей и т.д.).