Организация проектной деятельности на уроках изобразительного искусства

Разделы: Руководство учебным проектом

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: проектная деятельность


Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века первопроходцами в данной области принято считать Шульгина В.Н., Крупенина М.В., Игнатьева Б.В.

Бахтин Михаил Михайлович - русский философ и литературовед пишет в своих трудах: «личностное знание - это логически сформулированные мысли, и каждый, выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими».

Первые работы и исследования за рубежом появились в конце 19 века в США. Родоначальники метода выдвинули идею «Обучения посредством делания». Они были убеждены в том, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.

В методе проекта также нашли воплощение мысли датского просветителя, историка, писателя и педагога - Грундтвига (Северин Н.Ф.). Этому удивительному человеку метод обязан следующими идеями:

  • «Школа должна основываться на фантазии и творчестве»
  • «Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но и так, же почему?»
  • «В работе над проектом ребенок выступает в роли исследователя, а учитель - консультанта и вдохновителя».

Сегодня мы возвращаемся к данной технологии, то чем занимались в начале 20 века отечественные педагоги - исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе обучающихся, используется сейчас на более высоком уровне, в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением.
Мир, в котором мы живем, находится в постоянном изменении. И чем дальше развивается человечество, тем перемены становятся все интенсивнее и существеннее.

Самая актуальная проблема на сегодняшний день проблема - что ожидает наших школьников в будущем? Всем известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.
Школа будущего - школа «информационного века», в которой педагоги делают все, чтобы каждый обучающийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать все новые задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Стоящие перед современным образованием цели и задачи также меняются- с «усвоения знаний» акцент переносится на формирование «компетентности происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированное обучение объединяет в себе разные педагогические технологии - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Особое место среди них занимает проектная деятельность.
Развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения.

Проектное обучение создает атмосферу творчества.

В идее проектной методики привлекает то, что обучающиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет обучающимся возможность использование известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение их активности. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также дает возможность исследовательских методов в обучении.
Использование мною проектной работы, целью которой является развитие обучающихся, позволяет привлекать школьников с разными учебными способностями, придает им уверенность, положительно влиять на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес.

План работы над проектом.

Предварительная подготовка учителя.

  • Определить тему проекта.
  • Продумать ключевые понятия темы.
  • Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
  • Представить возможные итоговые работы.
  • Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

Первый этап (проектировочный)

  • Сообщается изучаемая тема, и предлагается обучающимся назвать основные вопросы по этой теме.
  • Учитель уточняет или задает наводящие вопросы, обращает перечень вопросов, сформулировав несколько тем.
  • Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
  • Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
  • Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация, публикация- обговорить структуру, если реальная модель, как она может быть представлена (рис, описание модели, макет)
  • Предлагается объединиться по творческим группам, составить перечень вопросов по теме. Определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.

Второй этап (практический)

  • Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести школьники.
  • Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
  • Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.

Заключительный этап.

  • Еще раз обговаривается критерии оценки итоговой работы.
  • Оглашается последовательность выступления групп.
  • После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания

Для меня метод проектов это инструмент для решения следующих задач:

  • Повышение интереса к предмету;
  • Повышение мотивации к обучению, активизация познавательной и творческой   активности;
  • Формирование механизма самореализации личности.

Исследования в проекте помогают ребёнку проявить его личностные качества, умение отстаивать свои позиции в решении исследовательских и творческих заданиях, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, находить нестандартные решения, разрешать противоречия и не бояться трудностей. А самое главное в ходе работы над проектом, ребёнок открывает в себе скрытые возможности, повышается его самооценка и мотивация к обучению.

Понятие проектная деятельность и её виды

Современный человек, чтобы достичь успеха, должен многое уметь: работать в команде, самостоятельно выбирать нужный материал, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать коммуникационные навыки.

Модернизация образования невозможна не только без современного технического оснащения образовательных учреждений, но и прежде всего без внутренней перестройки учителя, стремящегося заинтересовать и повести за собой ребёнка. Педагог должен не стоять на месте, а двигаться вперёд, стремится освоить новые технологии обучения. Сегодня главная задача педагога не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать.
Мне близко такое определение метода проектов в современном понимании: «метод, предполагающий определённую совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов».

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную деятельность (индивидуальную, групповую, парную), которую выполняют в течение определённого отрезка времени. С помощью данного метода ученики получают не только ту или иную сумму знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, развивается умение находить и решать проблемы. Привлекая для этой цели знания из других областей, развивается умение прогнозировать результаты и возможные последствия применения разных вариантов.

Метод проектов - это система обучения. Модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающихся.

Можно обозначить основные компоненты проектной деятельности обучающихся, как дидактического метода:

  • Наличие социально значимой задачи (проблемы) - информационной, исследовательской, практической. Работа над проектом, разрешение данной проблемы;
  • Реализация первого этапы работы над проектом, как планирование действий по разрешению проблемы, иными словами - проектирование самого проекта;
  • Обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
  • Наличие значимого продукта (выхода проекта), как результата работы над проектом;
  • Представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

Цели и задачи проектной деятельности. Типы проектов и их содержание

Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.

Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

Цели проектной деятельности:

  • Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
  • Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
  • Развитие исследовательских умений.

Важной целью проектирования является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.

Следует считать, что цели проектирования достигаются, когда эффективность педагогических усилий учителя и воспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы и (или) у каждого учащегося:

  • Информационной обеспеченности (представления, знания, тезаурус, понимание);
  • Функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);
  • Технологической умелости (способность выполнять ранее усвоенные трудовые операции, грамотно используя инструменты и материалы, достигать заданный уровень качества, понимание свойств материалов, обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.);
  • Интеллектуальной подготовленности (способность вербализировать трудовые операции, понимание постановки учебных (теоретических и практических) задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для рационального планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми);
  • Волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к учебной ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнить задание (работу) на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и др.)

Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни обучающихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности.

Воспитание любви к труду, как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.

Задачи проектной деятельности:

  • Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет;
  • Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

От задач проектной деятельности, напрямую зависит её типология.

Типология проектов и их содержание

Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Виды проектов:

  • Монопредметный проект - проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
  • Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
  • Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.


Согласно классификации Полант Е.И., выделяют пять типов проектов:

  • Исследовательский (продуманная структура, цели, актуальность предмета исследования, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие);
  • Творческий (результат проявляется в альбоме, газете, реферате. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или гимназии);
  • Ролевой-игровой (распределение ролей, обусловленные характером и содержанием их деятельности);
  • Информационный (сбор информации о событиях, явлениях);
  • Практико-ориентированный (результат ориентирован на социальные интересы участников. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства).

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Данного мнения придерживается автор книги «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» Пахомова Н. Ю.

Типология проектов производится по доминирующему в проекте принципу, рассмотрим содержание каждого типа более подробно:

  • Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
  • Информационные. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки", пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео, пр.) - презентация.
  • Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, открытки, дизайнерского оформления и т.д.);
    • Договаривается с группой или учителем о жанре,
    • Развивает - проект - в подчинение жанра конечного результата,
    • Стремится получить творческий продукт,
    • Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.

Рассматриваемая проектная деятельность относится именно к этому типу.

  • Игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все - таки является ролево - игровая, приключенческая;
  • Практические. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
    Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.


Метод проектов один из эффективных методов обучения, с одной стороны, его направленностью на развитие способностей, познавательных потребностей и мотивов обучающихся, а с другой стороны, он представляет, хорошие возможности для творческой самореализации учителя.

И так, из всего сказанного выше приходим к заключению:

Метод проектов - это система учебно - познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных или коллективных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов работы. Применение данного метода предполагает  использование учителем при осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами.

Основные требования к использованию метода проектов.

Этапы работы над проектом и трудности проектирования.

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

Практическая значимость предполагаемых результатов;

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.

Структурирование содержательной части проекта;

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
  • Выдвижение гипотез их решения;
  • Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • Обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Этапы работы над проектом и трудности проектирования.

Работа над проектом включает:

  • Выбор темы;
  • Формулирование варианта проблем;
  • Распределение задач по группам;
  • Групповая или индивидуальная разработка проекта;
  • Защита проекта.

«Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.), с последующей защитой проектов, оппонирования.

Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Она способствует формированию ключевых компетенций обучающихся:

  • Коммуникативной – овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности (устной и письменной) в различных ситуациях; освоение и использование различных знаковых систем при изложении материала;
  • Информационной - освоение необходимых знаний, умение осуществлять библиографический поиск и работать с различными источниками информации, работать с большими объёмами информации;
  • Интеллектуальной - умение анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам, прочитанным произведениям;
  • Организационной - умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать деятельность, осуществить её; владение навыками самоконтроля и самооценки.

Вся деятельность обучающихся сосредоточивается на следующих этапах:

  • Подготовка
  • Планирование
  • Исследование
  • Результаты и вывод
  • Оценка результатов и процесса.

Подготовка:

  • Определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;
  • Выдвижение гипотезы их решения;
  • Обсуждение методов исследования;

Планирование:

  • Определение источников информации;
  • Определение способов сбора и анализа информации;
  • Определение способа представления результатов;
  • Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
  • Распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Исследование:

  • Сбор информации;
  • Решение промежуточных задач.

Результаты и/или выводы:

  • Анализ полученных данных;
  • Формулирование выводов.

Оценка результатов и процесса:

  • Оформление конечных результатов;
  • Подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Содержание работы над проектом отражено в таблице этапы и содержание работы над проектом.

Трудности при проектировании:

  • Постановка ведущих и текущих целей и задач;
  • Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
  • Осуществление и аргументация выбора;
  • Самостоятельные действия;
  • Сравнение полученного с требуемым;
  • Корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
  • Объективная оценка деятельности и результата проектирования.

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства.

Принципы организации проектной деятельности

Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

В процессе работы над созданием учебного проекта учащиеся переживают конкретные ситуации преодоления трудностей, приобщаются к проникновению вглубь явлений, процессов, конструируют новые объекты.

На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения изделия - от идеи до окончательного изготовления продукта.

Цель, которую преследует учитель, преподающий уроки художественно-эстетического цикла, при формировании у обучающихся проективных умений, - вызвать в каждом ученике веру в искусство, как средство выражения сообразно индивидуальным наклонностям и потребностям.

Дети должны осознать наличие тесной взаимосвязи между материалом и целью, для которой он предназначен. И лишь тогда, когда они полностью поймут природу того или иного материала, им станет понятна его связь с формой. А чем шире и разнообразнее круг материалов, используемых обучающимися в работе, тем богаче приобретаемый ими опыт.

Проектная деятельность охватывает различные виды декоративно - прикладного искусства. Это лепка, бумажная пластика, папье-маше, декоративная роспись, аппликация, полуобъемные и объемные сувениры, изготовление различных декоративных панно и т.д. Например, занятия лепкой и скульптурой, организованные с обучающимися, предоставляют в этом смысле хорошую возможность для овладения навыками работы с различным материалом и инструментами, которыми пользуются и во многих других видах трудовой деятельности. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески. Занятия лепкой развивают чувство материала и пластичность формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Приобретение навыков труда, овладение разнообразными ремесленными процессами формируют у обучающихся подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности. Ребята ощущают потребность приобретения необходимого опыта, чтобы испытывать удовлетворение и чувство радости при виде результатов собственного труда. Ведь разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, всевозможные поделки, сделанные своими руками, помогают приобщиться к ремеслам и творческому самовыражению, становятся стимулом для дальнейшего творчества. Учитель инициирует рождение и развитие проекта, вместе с учеником «проживает» его, помогает ученику осуществить самостоятельное исследование.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих школьников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Педагогу, работающего с проектной методикой необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, поэтому нужна такая организация учебной деятельности, которая способна соответствовать его потребностям.

Мой личный опыт убеждает, что при организации работы по проектной методике необходимо учитывать и психологические моменты, к которым следует отнести:

  • «Коммуникативно-деятельные факторы: деятельность, оценки партнеров в деятельности, процесс общения, стили общения», которые присутствуют в коллективных технологиях метода проектов. Необходимо поддерживать механизм достижения успеха;
  • Возможность проявить себя (чтобы самовыражение ребёнка стало максимальным и неформальным), которую на практике можно реализовать через деятельность.

В методике преподавания изобразительного искусства в 5-7 классах метод проектов использую достаточно широко. Следует отметить, что в его основе лежат принципы коммуникативного подхода в обучении.
Среди основных требований к использованию данного метода (по Полат Е.С.) следует выделить самостоятельную деятельность, структурирование и использование исследовательских методов, значимость результатов. Секрет успешности метода проектов состоит в построении деятельности в контексте трех основных принципов: мотивации, функциональности, образовательной ценности.

Метод проектов позволяет осуществлять дифференцированный подход в художественном обучении. Сущность его можно обозначить словами Клодин Орио: «Все способны».

На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие - с мыслью, культуру гуманитарную - с культурой технической, труд - с творчеством, художественную деятельность - с проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.

Принципы организации проектной деятельности:

  • Проект должен быть посильным для выполнения;
  • Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
  • Вести подготовку обучающихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у обучающихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать обучающихся имеющих опыт проектной деятельности);
  • Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором обучающийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей - рефлексия. Дневник должен помочь обучающемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. обучающийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
  • В том случае, если проект групповой каждый обучающийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
  • Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

  • Повышение мотивации обучающихся при решении задач;
  • Развитие творческих способностей;
  • Смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • Формирование чувства ответственности;
  • Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и обучающимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.

Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: обучающийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для каждой стороны задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам обучающийся.

Характерной особенностью проектной деятельности является наличие значимой социальной или личной проблемы для ученика, разрешение которой требует интегрированного знания, исследовательского поиска, определённых проективных умений.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках изобразительного искусства.

Этапы и содержание работы над проектом.

Этапы работы над проектом

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочейгруппы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимостидополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся. Помогаетв определении цели проекта. Наблюдает за работой обучающихся.

Планирование

1.Определение источников необходимой информации.
2. Определение способов сбора и анализа информации.
3. Определение способа представления результатов (формы проекта)
4.Установления процедур и критериев оценки результатов проекта.
5. Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.
Выбирают и обосновывают своикритерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой обучающихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интерьвью, опросы,наблюдения, эксперементы ит.п.).
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходевыполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач.

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся.

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе обучающихся)

Представление (защита) проекта, оценка его результатов.

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученныхрезультатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет сдемонстрацией его материалов, письменный отчет).
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач) ипричин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. Принеобходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия обучающихся, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.