Конспект разработки урока по внеклассному чтению по теме "Д.Мамин-Сибиряк. Сказки". 5-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: сказка, загадки, загадки про сказки, Д.Мамин-Сибиряк


Цель:

  • знакомство учащихся со сказками Д.Мамина-Сибиряка;
  • коррекция памяти, речи на основе воспроизведения прочитанного, пересказа;
  • воспитывать интерес к чтению, любовь к сказкам.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг писателя, загадки о природе, рисунки.

Ход урока

1. Оргмомент. (проверка готовности к уроку)

2. Речевая разминка

(«Учись отчётливо произносить звуки»)

на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

3. Работа над эпиграфом: «Верить в сказку – это счастье!»

4. Сообщение темы урока

Рассказ учителя о писателе.

а) Известный русский писатель Д.Мамин-Сибиряк родился в 1852 году на Урале в семье священника. Начальное и среднее образование получил в духовных учебных заведениях, но становиться священником и идти по стопам отца не захотел. Еще в юности он начал писать небольшие рассказы и очерки. Известность приобрел лишь в зрелые годы, создав рассказы о Сибири и Урале. Он писал для взрослых и для детей. Особенно ярко изображал природу. Для детей он написал рассказы и сказки. Часто безрадостные сюжеты писатель скрашивает грустным юмором и трогательным изображением персонажей – людей и животных.

б) Выставка и обзор книг, разменных на стеллаже.

5. Беседа с учащимися по прочитанным сказкам: «Про Комара Комаровича», «Про храброго зайца»

Ответы на вопросы.

- Почему на болоте поднялся переполох?

- Потому что там появился Медведь.

- Как пытался успокоить всех Комар Комарович?

- Пойти и съесть Медведя.

- Как вел себя Медведь?

- Не испугался.

- Каким оказался Комар Комарович?

- Хвастливым.

- Как вел себя Медведь?

- Спокойно, самоуверенно.

- Почему Медведь не хотел уходить с болота?

- Ему было стыдно.

- Кто пришел ему на помощь?

- Лягушка.

6. Чтение отрывка учащимися

7. Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

8. Анализ сказки «Про храброго зайца»

Ответы на вопросы.

- Чем эта сказка похожа на предыдущую сказку?

- Повествует о природе, о хвастливых животных.

- Чем похожи Комар и Заяц?

- Чем хвастался Заяц?

- Что же произошло?

- Что решили Зайцы?

- Что Заяц напугал Волка.

- Во что стал верить Заяц?

- Что никого не боится.

9. Обобщение ответов учащихся, объяснение пословицы «Погоди хвалиться: как бы тебе не осрамиться»

Учитель. Какие качества осуждает писатель? Какая мысль объединяет сказки и пословицу?

- Хвастовство, зазнайство

10. Работа с рисунками

Учащиеся рассказывают какие эпизоды они изобразили на своих рисунках.

11. Отгадывание загадок

У учащихся в руках ромашки, на каждом лепестке – загадка.

Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили?
(Гуси лебеди и баба Яга)

Колотил да колотил по тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль)

Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес.
(Буратино)

Ах ты Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Петушок золотой гребешок)

По тропе шагая бодро,
Сами воду носят ведра.
(По щучьему веленью)

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!…
(Снегурочка)

Он моторчиком жужжит
И над улицей кружит.
Он летит всё выше, выше,
У него есть дом на крыше.
(Карлсон)

Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(Теремок)

И мама лук, и папа лук,
Редиска - самый лучший друг.
А помидор немало слёз
Пролил из-за его волос.
(Чипполино)

Мальчик луковый - герой
Детской сказки небольшой.
Ты подумай не спеша,
Вспомни имя малыша.
(Чипполино)

12. Итог урока

Какое настроение преобладает в сказках?

(Выстроить ответ: веселье, уверенность, страх, тревога, торжество победы)

13. Рефлексия урока

- Мне больше всего понравилось……

- Я могу похвалить себя за……..

- На мой взгляд, не удалось………

- На будущее я учту……..