Урок по теме "Окислительно-восстановительные реакции"

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии, Мастер-класс

Класс: 8

Ключевые слова: неограническая химия, окислительно-восстановительные реакции


Класс – 8 (базовый уровень)

Учебные задачи:

  • Сформировать понятие окислительно-восстановительных реакций.
  • Сформулировать принцип классификация химических реакций по признаку изменения степени окисления элементов.
  • Дать понятие «окислитель» и «восстановитель».
  • Показать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления.
  • Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов.
  • Научить записывать уравнения ОВР, расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций методом электронного баланса.

Планируемые результаты на базовом уровне у восьмиклассников:

Предметный результат: ученик научиться характеризовать ОВР; определять окислитель и восстановитель; составлять ОВР, используя метод электронного баланса.

Метапредметный результат: ученик овладеет умениями работать с текстовой информацией (учебник); осуществлять логические операции при определении коэффициентов в ОВР методом электронного баланса; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности.

Личностный результат: ученик убедится на практике в значимости правильно излагать свои мысли, формулировать вопросы; понимать о значении ОВР в природе и жизни человека.

Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик для успешного овладения материалом урока:

  • иметь опыт работы с различными источниками информации (таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости, ряд активности металлов, ряд электроотрицательности);
  • знать основные типы химических реакций;
  • уметь записывать уравнения химических реакций; определять значения степени окисления химических элементов;
  • уметь обращаться с химическим оборудованием;
  • делать выводы по результатам эксперимента.

Метод обучения: фронтальный, проблемный.

Средства обучения:

  • Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян, М:.Дрофа. 2017.
  • Рабочая тетрадь.
  • Источники информации: таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости, ряд активности металлов, ряд электроотрицательности.

Оборудование для проведения эксперимента: спиртовка, держатель для пробирок, спички, р-р гидроксида натрия, р-р сульфата меди (II), штатив с пробиркой, инструкция для проведения опыта.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент. (1 минута)

Приветствие учеников.

2. Актуализация знаний. (Продолжительность данного этапа составляет 8 минут)

Вокруг нас происходит множество химических
реакций. Например: горение угля.

Записываем уравнение химической реакции на доске и в тетрадях:
С + О2 = СО2

Проведём эксперимент:
у вас на столах оборудование и, согласно инструкции (приложение № 1), проведите опыт, запишите цепочку превращений и решите её, записав уравнения химических реакций. Во время проведения опыта не забывайте о технике безопасности при работе со спиртовкой, стеклом.
CuSO4→Cu(OH)2→ CuO→Cu
1. CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4
2. Cu(OH)2 → CuO + H2O
3. 4Cu+2O–2 → 2Cu2O0 + O20

Вспомните, что такое степень окисления, как определить степень окисления в сложных веществах?

Задание: в каждом уравнении определите степень окисления каждого элемента в формулах.

3. Изучение нового материала. (Продолжительность данного этапа составляет 12 минут)

Таким образом, видим, что степень окисления у элементов изменяется в уравнении (3). Такие реакции называются окислительно-восстановительными (реакции, в ходе которых у химических элементов изменяется степень окисления).
Мы познакомились с ещё одним типом классификации химических реакций – по изменению степени окисления элементов.

Записываем определение ОВР.

Делаем вывод: в ходе ОВР происходят два процесса:
Восстановление – это процесс присоединения электронов атомами, молекулами, ионами.

Что происходит со значением степени окисления? (уменьшается). Такая частица называется «окислитель»

Составляем конспект в тетради:
H20 + 2e → 2H–1
C0 + 4e → C–4
Cu+2 + 2e → Cu0
Степень окисления уменьшается.

Окисление – это процесс отдачи электронов атомами, молекулами, ионами.

Что происходит со значением степени окисления? (увеличивается). Такая частица называется «восстановитель»

2H–1 - 2e- → H20
C–4 - 4e → C0
Cu0 - 2e → Cu+2
Степень окисления увеличивается.

Таким образом, видим, что все ОВР находятся во власти электронных переходов от одного атома к другому атому как внутри молекулы
(2Cu+2O–2 → 2Cu0 + O20),
так и между ними (С0 + О20 → С+4О2–2).

 

Для определения окислительно-восстановительных свойств элемента можно использовать схему:

Записываем в тетрадь схему.

Задание: определите, какие процессы относятся к процессам окисления, а какие к процессам восстановления:
S → (SO4)2–
S → (S)2–
Sn → (Sn)4+
K → K+
Br2 → 2Br
2H+ → H2
V2+ → (VO3)
(IO3) → I2
(MnO4) → (MnO42)2–

Записываем в тетрадь:


Процесс окисления
Процесс восстановления
Процесс окисления
Процесс окисления
Процесс восстановления
Процесс восстановления
Процесс окисления
Процесс восстановления
Процесс восстановления

4. Проблемный вопрос. (Продолжительность данного этапа составляет 6 минут)

Во многих ОВР очень трудно расставить коэффициенты. Для этого используют метод электронного баланса, который основан на сравнении степеней окисления в исходных и конечных веществах.

Работа  с  текстом  учебника  §44, стр. 265.
Составление  плана расстановки коэффициентов методом электронного баланса (приложение № 2)
Вывод: окисление всегда сопровождается восстановлением, а восстановление окислением. Не бывает одного процесса без другого.

Вопрос: Где человек использует ОВР?
ОВР сопровождают многие процессы, осуществляемые в промышленности и в различных сферах быта: горение газа в газовой плите, приготовление пищи, стирка, чистка предметов домашнего обихода, изготовление обуви, парфюмерных, текстильных изделий и т.д.
Зажигаем ли мы спичку, горят ли в небе причудливые фейерверки – все это окислительно-восстановительные процессы.
Для целей отбеливания и дезинфекции пользуются окислительными свойствами таких наиболее известных средств, как пероксид водорода, перманганат калия, хлор и хлорная известь.
Если требуется окислить с поверхности изделия какое-либо легко разрушающееся вещество, применяют пероксид водорода. Он служит для отбеливания шелка, перьев, меха. С его помощью также реставрируют старинные картины. Ввиду безвредности для организма пероксид водорода применяют в пищевой отрасли промышленности для отбеливания шоколада.
Дезинфицирующее действие перманганата калия тоже основано на его окислительных свойствах.
Хлор как сильный окислитель используют для стерилизации чистой воды и обеззараживания сточных вод. Хлор разрушает многие краски, на чем основано его применение при белении бумаги и тканей. Хлорная известь – это один из самых распространенных окислителей как в быту, так и в производственных масштабах.
В природе окислительно-восстановительные реакции чрезвычайно распространены. Они играют большую роль в биохимических процессах: дыхании, обмене веществ, нервной деятельности человека и животных. Проявление различных жизненных функций организма связано с затратой энергии, которую наш организм получает из пищи в результате ОВР.

Записываем в тетрадь основные тезисы.

5. Закрепление. (Продолжительность данного этапа составляет 14 минут)

1. Из приведенных схем укажите реакции, которые можно отнести к ОВР:

1) CaCO3 → Ca + CO2

2) 2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2

3) 2CuS + 3O2 → 2CuO + 2SO2

Записываем в тетрадь уравнения химических реакций:
Не ОВР

ОВР

ОВР

2. Расставьте коэффициенты в уравнениях
химических реакций методом электронного баланса

 

Записываем в тетрадь уравнения химических реакций (приложение № 3).

Происходит само- и взаимопроверка, под непосредственным контролем
учителя.

6. Домашнее задание. § 44; № 4,5,6,7 стр. 268-269 (1 минута)

7. Рефлексия. (Продолжительность данного этапа составляет 3 минуты)

Осуществляет как коммуникативное взаимодействие, так и индивидуальную форму работы. В качестве индивидуальной работы учащимся предлагается заполнить лист достижений и лист оценивания.
Лист самооценки (учащимся нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка и записать в таблицу):
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…

В ходе фронтальной беседы учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. Фиксируют степень соответствия поставленной
цели и результатов деятельности.
Называют правила, понятия, способы действий и т.д., вызвавшие затруднение.
Фиксируют способ исправления возникших затруднений.

 

1 этап урока

2 этап урока

3 этап урока

 

 

 

 

Оценивают собственную деятельность на уроке (заполнить таблицу):

1 этап
урока

2 этап
урока

3 этап
урока