Отличие сложного предложения от простого

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, предложение, сложное предложение


Цели урока:

  • Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, определять границы незнания.
  • Метапредметные: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, соотносить информацию, представленную в разных формах, умения изучающего чтения (задавать вопросы, составлять план, пересказывать с опорой на план и т.д.)
  • Предметные: формирования понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания в предложениях разной структуры.
  • Коммуникативные: развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении, умение работать в группах, паре.
  • Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Языковая разминка

- Найдите орфограммы в следующих словах:

Слайд

  • дождя
  • осенний
  • алмазными
  • искрится
  • лес

- Какое слово вы не смогли проверить? Как называются такие слова?

-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом алмаз.

- Что означает это слово?

- Запишите в тетради, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Слайд

  • алмаз
  • алмазными

- Знаете ли вы, что родственники алмаза-сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3 тысяч лет до нашей эры.

- Составьте словосочетания с этими словами.

Слайд

  • весенний лес
  • каплями дождя
  • искрится лес
  • алмазными каплями

- Какая пара слов не является словосочетанием? (искрится лес)

- Чем она является в предложении ? (грамматической основой)

- Какое это будет предложение по наличию второстепенных членов?

- Распространите предложение данными словосочетаниями - Искрится лес.

Весенний лес искрится алмазными каплями дождя.

- Дайте полную характеристику предложения.

- По цели высказывания. Повеств.

- По интонации. Невоскл.

Что мы знаем о простом предложении ?

3. Работа по слайду, с использованием таблицы

- Дайте характеристику предложения.
- По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные
- По интонации:восклицательные, невосклицательные
- По наличию второстепенных членов: распространённые нераспространённые
- По наличию однородных членов в предложение (с однородными или без)
- В предложениях запятая ставится, если есть однородные члены, союз а, но, повторяющийся союз и.

4. Работа с предложениями с однородными членами

-Найдите в предложениях однородные члены и определите знаки препинания.

Слайд.

- Сколько грамматических основ в последнем предложении?

- Какое это предложение? Сложное.

- Как ставится запятая в сложном предложении?

5. Формулирование темы и цели урока

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.
1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

6. Работа с учебником

Стр.64 упр.66

- Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.
А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения).

- Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).

- Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).

- Посмотрите на первое сложное предложение. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

7. Первичное закрепление

Слайд

8. Обобщение

9. Закрепление

- Продолжите предложения так, чтобы получились простые предложения с однородными членами и сложные.
Бабушка подоила корову ………………………. .

Итог

- Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?

- Из чего состоит сложное предложение?

- Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Презентация