Перенос слова. Ознакомительный урок 1-й класс. УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, технологическая карта, УМК «Школа России», перенос слова


Технологическая карта урока

Тип: Урок открытия нового знания

Цель урока: Познакомить учащихся с правилами переноса слов с одной строки на другую по слогам

Планируемые результаты

Предметные:
- умеют переносить слова с одной строки на другую по слогам

Метапредметные:
Регулятивные:
- совместно с учителем принимают и сохраняют учебную задачу;
- составляют алгоритм переноса слов;
- сравнивают с образцом.
Познавательные:
- умеют самостоятельно делать выводы на основе обобщения;
- умеют делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
- умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, участвовать в диалоге

Личностные:
- проявляют познавательный интерес с изучению предмета;
- проявляют инициативность, находчивость, активность

Ресурсы урока:

  1. Учебник Русский язык 1 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;
  2. Задания для фронтальной и индивидуальной работы;
  3. Мультимедийная презентация по теме урока;
  4. Справочный материал в виде карточек-инструкций для переноса слов

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Организационная часть
- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.
Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.
Минутка чистописания
– Наш урок мы начинаем с минутки чистописания. Сегодня мы повторяем, как правильно писать букву “О” с другими буквами.
(Показ написания элементов и соединений.)
- Давайте откроем тетради, возьмем «ручки в ручки» и приготовимся писать в воздухе.
Ученики смотрят слайд и прописывают букву с соединениями в воздухе

Зачем нам нужно тратить время на это занятие?
Ответы учащихся

– А теперь пропишем букву «О» каждый в своей тетради

Учащиеся прописывают букву «О» в своих тетрадях

Актуализация необходимых знаний

Словарная работа:
- Что такое слог?
- Как определить, сколько в слове слогов?
- Прочитай слоги.
(Показ слогов на слайде)
- При произношении слова, подбородок опустится на ладонь столько раз, сколько гласных букв в слове.

Ответы учащихся
Ученики проговаривают правило «Сколько в слове гласных, столько и слогов»
- Составь из этих слогов трёхсложные слова. Ответы учащихся
- Поставь ударение, подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки.
- Как называются слоги с безударными гласными?
Ответы учащихся
- Как называется слог, в котором ударный гласный звук?
Под диктовку запиши словарные слова и раздели их по слогам:
Ре-бя-та, ря-би-на, са-по-ги.
Учащиеся записывают слова и делят на слоги
- Запишем новое словарное слово и запомним его правописание: собака
Разделим его по слогам: со-ба-ка
Учащиеся записывают слово и делят на слоги
– Для чего мы с вами делим слова на слоги? - Где нам может пригодится умение делить слов на слоги?
– Подумайте и сформулируйте свой ответ.

Высказывания учащихся

Ответы учащихся

– Тема урока: «Перенос слов»
– Чем продолжим заниматься сегодня и на следующем уроке?
– Будем учиться делить слова на слоги, переносить слова на следующую строку.
(Показ темы урока на слайде)
 
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Хо-дим в шко-лу по ут-рам.
(Показ слайда)
Учащиеся вместе читают вслух стихотворение

Физминутка:
Звучит детская песня «У жирафа пятна…»

Учащиеся танцуют и показывают движения под слова песни

Организация познавательной деятельности

- Давайте напишем слово «ученик» на  доске (учитель продолжает запись до конца строки). 
- Что же мне делать, ребята?
Ученики записывают слово и видят, что новое слово на строке не помещается.
- Помогите мне перенести слово «ученик».
Фронтальный опрос
Учащиеся отвечают, что слово надо перенести на другую строку.
Ответы учащихся
- Задание было одно? Да
- А выполнили его как? По-разному
- Почему так получилось? Что мы пока не знаем? На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

- Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно переносить слова и познакомимся с правилами переноса
-Рассмотрите слайд, какое первое правило мы должны помнить, чтобы правильно перенести слово? 
СЛО-ВО
СТРО-КА
СУБ-БОТА
Как переносятся слова
«Слова переносятся с одной строки на другую по слогам».
- Рассмотрите следующий слайд, какое еще правило мы должны узнать?
ИГОЛ-КА
БЕ-ЛАЯ
НИТ-КА
Учащиеся проговаривают правило вслух
«Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку». Учащиеся проговаривают правило вслух
- Спишите слова, разделяя черточками для переноса.
(Показ слайда со словами)
Два ученика работают на обратной стороне доски, остальные в своих тетрадях

- Проверьте, правильно ли выполнили задание ребята?
- Кто из вас выполнил все правильно?

Ответы учащихся

Рефлексия деятельности

- Давайте поработает в группах по четыре человека. У вас лежат карточки с буквами. Составьте слово «ПЕРЕМЕНА» Учащиеся составляют в группе слово «ПЕРЕМЕНА»
- А теперь разделите его на слоги для переноса.
- Теперь каждая группа показывает нам это слово
Учащиеся поднимают карточки со слогами
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Мы её достигли?
- Как мы будем использовать полученные знания?
- Какое задание было самым интересным?
- Что было трудным?
- Как правильно переносить слова с одной строки на другую?
Ответы учащихся

- Вот и прозвенел звонок мгновенно.
Значит будет …
Перемена, перемена
Вновь урокам есть замена,
Нужно сил набраться впрок,
Чтоб сидеть ещё урок.

 

Дети отвечают: «Перемена!»