Методическая разработка урока по истории по теме «Внешняя политика СССР во второй половине 30-х гг. XX века». 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 11


Форма проведения урока: лекция.

Цель: используя исторический материал выяснить причины провала политики коллективной безопасности в Европе, что привело к началу Второй мировой войны.

Задачи:

  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своей страны; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.
  • Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
  • Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
  • Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.

Оборудование и средства обучения: презентация «Внешняя политика СССР во второй половине 1930-х гг», проектор, ПК для учителя, экран.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Этап урока: мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, дети!

Рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста.

Начинаем наш урок.

Презентация

За окном  сентябрь, на дворе осень и совсем недавно, 2 сентября, мир отмечал знаменательную дату.

- Какую дату отмечал мир 2 сентября этого года? (Предполагаемый ответ обучающихся: окончание Второй мировой войны).

Да, окончание Второй мировой войны.

Вторая мировая война окончилась 2 сентября 1945 г. Но сегодня мы будем говорить о событиях, которые произошли на много раньше, но которые имеют непосредственное отношение к данному дню. Давайте посмотрим на экран.

(Слайд 1)

Как вы думаете, о каких событиях сегодня пойдет речь на нашем уроке?

(Предполагаемый ответ обучающихся: Международные отношения в середине 30-х годов.) Молодцы, так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?( Предполагаемый ответ обучающихся: о борьбе с фашизмом и о том почему к концу 30-х годов не удалось создать международный союз против фашистских государств, что и привело к началу Второй мировой войны).

Абсолютно верно на данном слайде мы видим футбольный матч 1938 года между командами Англии и Германии, видим футболистов Англии и которые вскидывают руку в фашистском приветствии во время исполнения гимна Германии. Как такое произошло? Сегодня мы попытаемся ответить на данный вопрос.

(Слайд 2)

Этап урока: актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

(Слайд 3)

К середине 30-х годов уже сложился блок фашистских государств. Давайте посмотрим на карту. Подскажите мне в каких государствах Европы в это время победил фашизм? ( Предполагаемый ответ обучающихся: Германия, Италия, Япония).

(Слайд 4)

25 октября 1936г. Германия и Италия оформили Берлинским соглашением союз под названием «Ось Берлин–Рим».

Продолжением этой политики стало подписание 25 ноября 1936г Германией и Японией «Антикоминтерновского пакта». В 1937г. к пакту присоединилась фашистская Италия.

А какой стране еще в это время победил фашизм? Предполагаемые ответы обучающихся: не знаем (возникли затруднения).

Этап урока: выявление причины затруднения

Почему мы не может это сделать? Предполагаемые ответы обучающихся: еще не изучали, недостаточно владеем информацией о данном периоде истории.

Этап урока: построение проекта выхода из затруднения

Каков план нашей работы по получению новых знаний? Предполагаемые ответы обучающихся: чтение текстов учебника, изучение иллюстрации, анализ новой информации, обобщать, строить теоритические предположения, сравнивать, делать выводы.

Этап урока: реализация построенного проекта

Давайте посмотрим с вами на карту Европы 30-х годов.

(Слайд 5)

В 1936г. началась гражданская война в Испании. Германия и Италия участвовали в интервенции против республиканской Испании. СССР сначала поддерживал позицию «невмешательства», затем стал оказывать помощь республиканцам. Испанская республика пала. Испания присоединилась к «Антикоминтерновскому пакту».

Этап урока: первичное закрепление во внешней речи

Откроем учебник &19 и прочитаем документ о борьбе против фашизма в Италии.

Работа с текстом учебника. Ответим на вопросы:

  1. Как советские добровольцы относились к своей борьбе против фашизма в Италии?
  2. Что говориться в документе об этом?
  3. Как в документе раскрыто отношение итальянцев к войнам-интернационалистам?

Предполагаемые ответы обучающихся. Войны рассматривали борьбу с фашизмом как свою личную задачу и воевали не за интернационалисты деньги как наемники, а как настоящие патриоты своей страны, Ставя перед собой задачу победить фашизм а не получить деньги за свои услуги.

(Слайд 6)

Вернемся к ситуации в Европе. В 1938г. Великобритания с Германией подписали декларацию о ненападении. Аналогичную декларацию подписала Франция с Германией. Надо сказать что эта политика получила в Итории « Политика умиротворения агрессора» т.к. Англия и Франция делали все возможное для удовлетворения пожеланий Германии, надеясь что армия Германии направит свой удар на восток, а не на запалд.

(Слайд 7)

Вернемся к слайду иллюстрирующему действительное состояние дел в 1938 г. Не удивительно что английская сборная застыла в фашистском приветствии, в это время среди англичан было много сторонников А.Гитлера, даже среди членов английской королевской семьи.

(Слайд 8)

Апогеем этой политики стало Мюнхенское соглашение 1938г., по которому Германия получает значительную часть Чехословакии, а позднее и совсем оккупирует ее.

(Слайд 9)

Захватническая политика Японии создавала второй очаг напряженности и угрозы войны.

(Слайд 10)

В июле 1938г японские войска у озера Хасан силами пехотного полка выбили с высот Безымянная и Заозерная советских пограничников. Ответным ударом части Красной Армии освободили высоты. В августе конфликт был урегулирован.

(Слайд 11)

В май 1939 г на монголо-манчжурской границе в районе реки Ханхин-Гол шли широкомасштабные боевые действия с участием с обеих сторон стрелковых дивизий, танковых бригад, авиации. Частями Красной Армии командовал комкор Г.К.Жуков. Потери японцев составили 18 тыс чел., советско-монгольских – более 2,4 тыс. чел. Военные действия на Ханхин-Голе завершились в сентябре 1939г.

Таким образом, в случае войны Советскому союзу пришлось бы вести борьбу не только в Европе, но и в Азии. Нужно было приложить все силы к тому, что бы избежать в будущем войны на два фронта.

(Слайд 12)

По мере углублением международного кризиса в Европе в советской внешней политике определились два направления. Предотвращения войны с Германией. Создание коалиции для борьбы с потенциальным агрессором.

(Слайд 13-14)

Этап урока: включение в систему знаний и повторение

Давайте просмотрим документальную хронику и комментарии историков по данным событиям.

Итак, советско-германский договор о ненападении был подписан в августе 1939г. Создать систему международной безопасности и остановить агрессию фашизма не получилось.

Домашнее задание: § 19, пересказ, вопрос №4 письменно (Слайд 15).

Этап урока: рефлексия учебной деятельности на уроке

По итогам урока прошу поделиться вашими впечатлениями.

Утверждения рефлексии:

  • У меня были трудности, не все успел(а).
  • Было много нового, у меня многое получилось
  • Мне было интересно и все получилось, хочу знать больше 

Источники информации

  1. История России. 10 класс. В 3-х частях. /Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., и др./Под ред. Торкунова А.В. М.: Просвещение, 2016. 175 с.
  2. Всеобщая история к 19- нач. 21 веков: учебник для 11 класса. Углубленный уровень / Н.В.Загладин. М.: ООО «Русское слово-учебник», 2019. 416 с.
  3. Канун и начало войны: Документы и материалы. Л., 1991. С.137-138.
  4. https://my-ussr.ru/soviet-posters/prewar-period/150-posters-of-the-ussr-during-the-prewar-period-external-and-internal-threats.html
  5. http://media.ssu.samara.ru/editions/history/uchebnie/ussr_1930/su_main/su_se/se_pages/se_page1.html
  6. http://hamster02.narod.ru/index3.html
  7. https://ege59.ru/2017/01/25/vneshnyaya-politika-sssr-v-30-e-gody/
  8. https://topwar.ru/32405-sovetsko-germanskiy-dogovor-o-nenapadenii-ot-23-avgusta-1939g-chast-1.html