Открытое интегрированное мероприятие "Мусор и отходы". Внеклассное мероприятие «Мусор: чем он отличается от отходов?»

Разделы: Общепедагогические технологии, Экология, Конкурс «Цифровой класс»

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


Слайд 1

Звучит песня «Как прекрасен этот мир» сл. и муз. С.Намина.

Выходят участники агитбригады.

Все: Здравствуйте!

1 ученик: А так уж и прекрасен сейчас наш мир?

2 ученик:  Наше настоящее – это огромные мусорные свалки вокруг городов, плохая экологическая обстановка, загрязнённые территории.

1 ученик: Общегородские свалки, мусорные полигоны переполнены смешанным мусором, до 80 % которого могло бы стать качественным вторсырьём при условии его раздельного сбора.

2 ученик: Так чем же мусор отличается от отходов?

1 ученик: Это нам и предстоит выяснить!

2 ученик: Обращаемся ко всем живущим

1 ученик: Ради жизни веков грядущих

Все: Сбережем, сохраним родную землю, сохраним жизнь!

Постановка проблемы

Звучит музыка на фоне музыкального сопровождения выходят ведущие

Слайд 2

Учитель: Ребята, здравствуйте! У нас с вами сегодня не обычное мероприятие.  Посмотрите на свои карточки, у кого на карточке есть номера 1,2 и 3 значит, они должны пройти соответственно за свои столы (первый, второй и третий).

Слайд 3 

А теперь познакомьтесь, это Зелёный Агент из спецслужбы по сохранению Планеты.

Перед человечеством с каждым днём всё острее встаёт проблема мусора. Многие умы нашей планеты бьются над её решением. Агент хочет, чтобы мы с вами тоже подключились к поиску решений.

Текст Агента: «Я собрал информацию, но пока её недостаточно. Поможете мне?»

Слайд  4

Учитель: Для начала мы предлагаем вам узнать врага в лицо. Что же такое мусор? Какие у вас версии?

Учитель резюмирует ответы: Да, вы правы. Можно сказать, что мусор — это те вещи, которые мы использовали и которые стали нам не нужны. То есть мусором рано или поздно становится любая вещь, а от ненужных вещей нам очень хочется избавиться.

Как вы думаете, ребята, чем мусор отличается от отходов?

Учитель: Раздельно собранные отходы — это НЕ МУСОР, это ВТОРИЧНОЕ СЫРЬЕ, из которого можно получать нужные нам товары. Почему же раньше такой проблемы не возникало, а сейчас она появилась? По-моему, Зелёному Агенту пора ввести нас в курс дела и рассказать то, что он уже разузнал.

Слайд 5

Агент: Самое лучшее решение проблемы мусора заключается в том, чтобы в ней участвовали многие люди. Есть государство, которое регулирует жизнь общества с помощью законов. Есть предприниматели, которые производят товары и оказывают услуги, чтобы обеспечить людей всемнеобходимым. Есть учёные, которые вносят вклад в технический прогресс и развитие цивилизации. И есть простые люди.

Нажатие Enter.

Интересы всех этих сторон часто различны. Однако у всех есть общий интерес – сохранить своё здоровье и благополучие. Проблема отходов представляет серьёзную угрозу этому интересу. И пока все участники пытаются решить проблему с какой-то одной стороны, преследуя только собственную выгоду, то это выглядит примерно так. На экран показать.

Нажатие Enter.

Агент: Узнаёте этот сюжет? Помните, какой результат был получен?

Учащиеся отвечают.

Учитель:Да. «А воз и ныне там».

Нажатие Enter.

В 21 веке для решения не только этой, но и других глобальных проблем, с которыми сталкиваются люди во всем мире, нужны одинаковые усилия самых разных участников.

Слайд 6

Сегодня мы с вами в этом потренируемся. Вы разделились на 4 группы (ученые, общество и бизнесмены) каждая из которых будет работать со своей темой в определённой роли. Нам понадобится небольшая разминка, и для начала я предлагаю ненадолго заглянуть в историю, чтобы понять, как люди поступали с тем, что становилось им ненужным. У вас на столах лежат листы с перечнем видов отходов в трех исторических временах. Задача заключается в том, чтобы выбрать свои виды отходов из предложенного списка. Возможно, вы найдете и внесете в список отходы, которые были во все времена. Пауза на решение.

Слайд 7

Учитель: Проблемы мусора не существовало, пока люди вели кочевой образ жизни. Давайте себе представим, какие отходы могли быть у древних людей?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Да, в основном это остатки животных и растений - абсолютно природные материалы, которые можно было бросить в месте стоянки, и уже через несколько месяцев от них практически ничего не оставалось. Отходы людей были включены в природный круговорот. Да и добытого мамонта старались использовать по полной программе, почти ничего не оставляя.

Нажатие Enter.Учитель: В какой-то момент люди перестали кочевать и стали образовывать поселения и города. Давайте порассуждаем, что произошло с отходами. Изменился ли их состав и, как вы думаете, как люди с ними поступали?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Да, состав изменился. Люди стали делать запасы и вести торговлю – появились новые инструменты, а также сосуды и ёмкости. Они служили долго, но всё равно время от времени разбивались, и от них нужно было как-то избавляться. Природе стало требоваться больше времени, чтобы справиться с тем, от чего избавлялись люди.

Учитель: В средневековых городах от отходов избавлялись, выбрасывая их из окна на улицы и скидывая в водоёмы, из которых, кстати, брали питьевую воду. Что-то делать с мусором людей побудила забота о собственном здоровье. Европу охватывали вспышки чумы и холеры, уносившие жизни огромного количества людей.

Нажатие Enter.

Учитель: Чем больше инструментов и материалов осваивал человек, чем больше изобретал вещей и технологий, тем разнообразнее становились отходы, их количество росло и продолжает расти. Давайте проверим, так ли это?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Мы перестали сами делать вещи, поэтому нас практически не интересует, откуда они берутся. Вещи перестали быть долговечными. Но что делать с ненужными вещами, чтобы не заполнить свалками всю планету?

Оценивание работы по пятибалльной шкале.

Слайд 8

Учитель: Интересно, что в 21 веке наши способы обращения с отходами мало чем отличаются от тех, которые применялись сотни лет назад. Чаще всего мы просто прячем мусор, думая, что таким образом избавляемся от него. Как сделать так, чтобы мусора было как можно меньше? Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

Слайд 9 Видео

Слайд 10.

Задание. На экране слайд с видами контейнеров для отходов. Надо из предложенного материала собрать свой контейнер. 3 контейнера - для пластика (желтый), бумаги (синий), стекла (зеленый). Команды отвечают, а потом вслух озвучивают.

В этот момент работа со зрителями. Определяем, что можно или нельзя класть в контейнеры.

Проверяем содержимое контейнеров. По пятибалльной шкале оцениваем.

Слайд 11 с музыкой.

3 Задание. Играем в игру устами младенца с командами. Пять баллов получаем, если отвечаем с первой фразы и т.д. Первая команда читает высказывания второй, вторая - третьей, а третья читает  первой.

I

  1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
  2. Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.
  3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
  4. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.
  5. Ее нельзя выбрасывать, т.к. она сама по себе в природе не разлагается. (Ответ: пластмасса)

II.

  1. Ее изобрели китайцы
  2. У нас ее получают из дерева
  3. Она легко горит
  4. Из нее получается очень много мусора
  5. На ней обычно рисуют и пишут (Ответ: бумага)

III.

  1. Его делают из песка.
  2. Чаще всего оно прозрачное.
  3. Когда падает, оно разбивается.
  4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
  5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Ответ: стекло)

IV.

  1. Это получается, когда что-нибудь железное становится старым или ломается.
  2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
  3. Это можно сдать и получить деньги.
  4. Из этого можно сделать что-то новое.
  5. Это бывает цветным, и  за него можно получить деньги. (Ответ: металлолом)

V.

  1. Это то, без чего мы уже не сможем жить.
  2. Этим мы пользуемся каждый день.
  3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
  4. Это убивает рыбу в воде, растения на Земле.
  5. С помощью этого вещи становятся чище. (Ответ: синтетические моющие средства)

VI.

  1. Это всегда черного цвета.
  2. Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
  3. Это очень вредное.
  4. У человека оно вызывает болезни, а одежда становится грязной.
  5. Этого много образуется при горении. (Сажа)

VII.

  1. Этого почти не видно.
  2. Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
  3. От этого у людей бывает астма и бронхит.
  4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
  5. В городе, где этого много не растут лишайники. (Газовые отходы)

VIII

Это легче воды.

  1. Это образует пленку на воде и не тонет.
  2. В речке этого становится много, когда моют машину.
  3. Это мешает дышать рыбам.
  4. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло)

IX.

  1. Без этого жизнь на Земле невозможна.
  2. Это – часть воды
  3. Человек без этого умрет очень быстро
  4. Это вещество есть в таблице Менделеева
  5. Его количество с каждым годом уменьшается (Кислород)
  1. Это нужно всем.
  2. Без этого человек не может жить долго.
  3. На земле этого очень много.
  4. Но многие страдают от недостатка этого.
  5. Это бывает твердой, жидкой, газом(Вода)

Устанавливаем сроки разложения отходов. У каждой команды по таблице 

Ответы на экран. Подсчет правильных ответов.

Слайд 12

Они переживут твоих внуков

Как долго продукты нашей жизнедеятельности будут загрязнять окружающую среду? Какие из них могут найти наши внуки, а какие – правнуки? Ведь сегодня мы используем такие предметы, которые созданы учёными-химиками. В природе нет таких микроорганизмов, которые могли бы их расщепить. Десятки и даже сотни лет они разлагаются под действием воды, ветра, солнечных лучей и кислорода воздуха.

Слайд 13

Гифка: Устанавливаем сроки разложения отходов

Посмотрите, как выглядят мусорные полигоны.

Слайд 14

«Привет потомкам»

Задание. За определенное время участники заполняют колонку «Предполагаемые сроки разложения» в карточке. Побеждает команда, чей ответ ближе к верному (по 1 баллу за каждое наименование).

Наименование мусора

Предполагаемые
сроки
разложения

Правильные ответы

Бумага

 

1 месяц

Шерстяной носок

 

1 год

Деревянная палка

 

4 года

Одноразовая бумажная посуда

 

5 лет

Крашеная доска

 

13 лет

Алюминиевая банка

 

500 лет

Пластиковая бутылка

 

500 лет

Стеклянная ёмкость

 

Никогда

Команды озвучивают ответы. Ведущий объявляет правильные сроки разложения.

Слайд 15

Правильные ответы

Слайд 16

Почти самый опасный мусор. Долго разлагается, выделяет вредные вещества при окислении, преобладает на нашей планете.

Слайд 17

Товары, сделанные из стекла, могут и вовсе храниться вечно, ведь стекло, созданное в потоках лавы миллионы лет назад, до сих пор там находится. В основном стекло состоит из кварца, а точнее кварцевого песка (SiO2) - одного из самых стабильных и долговечных минералов на нашей планете.

Слайд 18

Конец игры. Подсчет результатов.

План игры:

  1. Выбрать виды отходов в ПЕРВОБЫТНЫЙ СТРОЙ, СРЕДНИЕ ВЕКА и в СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. По пять баллов.
  2. Из предложенного материала собрать свой контейнер. 3 контейнера - для пластика (желтый), бумаги (синий), стекла (зеленый). Команды отвечают, а потом вслух озвучивают.
  3. Проверяем содержимое контейнеров. По пятибалльной шкале оцениваем.
  4. Устами младенца по три задания каждой команде. Максимум 15 баллов.
  5. «Привет потомкам». Определить сроки разложения отходов. 8 баллов максимум

Итого - 23 балла максимум за всю игру.

Приложения

Технологическая карта мероприятия

Текст к выступлению учащихся

Оборудование к игре

Презентация