Развитие лидерских качеств у кадет

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Класс: 6

Ключевые слова: кадеты, лидер


Цель: определить значение слова «лидер», выявить психологические характеристики лидера, сформулировать правила развития собственного лидерства - формировать положительное отношение к первенству.

Задачи:

Обучающие:

  • Приобретение кадетами новых знаний в области теории лидерства;
  • Формирование мотивации детей к проявлению лидерских качеств;
  • Способствовать освоению кадетами новой социальной роли в обществе.

Развивающие:

  • Создание условий для развития качеств лидера;
  • Развитие творческих способностей, познавательных умений и освоение приёмов самостоятельной и коллективной работы;
  • Предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявлять и поддерживать индивидуальность.

Воспитывающие:

  • Привитие навыков общения и коммуникации;
  • Формирование положительного отношения к социально – значимым и общечеловеческим ценностям.

Оборудование: ручки, листы бумаги, ситуационные задачи, мультимедиа, телевизор, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.

План занятия:

1. Организационный этап (2 мин.)
Приветствие. Проверка наличия кадет, внешнего вида и порядка на рабочем месте. Определение порядка работы на занятии.
2. Мотивация деятельности кадет (применение приема «Перевод с русского на русский» (слова ПЕРВЫЙ)). Наводящие вопросы о теме занятия.
3. Целеполагание (5 мин)
- сформулировать тему занятия и рабочие вопросы;
- подвести к постановке темы(почему эти знания необходимы кадетам(военная составляюшая) и поставить главные вопросы (могу ли я… ? и Что необходимо сделать?…);
4. Актуализация и пробное действие
- демонстрация слайдов с известными людьми, выступления кадет с докладом, проведение викторины;
- разминка (физкультминутка)
5. Практическая деятельность
- проведение живой анкеты на выявление качеств лидера;
- обсуждение необходимости работы в команде;
- просмотр видеоролика «Тележка», обсуждение;
- подведение итогов, организация регулятивной активности кадет (Занятие подходит к концу, сделана ли наша работа? Какие мы ставили цели?);
6. Рефлексия (4 мин.)
- воспитатель проводит рефлексию содержания занятия (что мы делали? Выкладывает на доску листы с напечатанными ответами)
- вывод об активности;
- воспитатель задает вопросы на понимание основного содержания занятия(спрашивает 2-х кадет), организует рефлексию достижения результата(Занятие достигло цели? Кто согласен-поднимите руку);
- организует эмоциональное завершение занятия (Занятие достигло цели! Мы не зря потратили время!);
- прослушивание стихотворения Р.Рождественского (Какой в нем призыв? К чему призывает нас автор? Захотелось вам стать лидером?);
- занятие закончено (спасибо за участие, интересные мнения, четкие ответы).

Ход занятия

Слайд 1

1. Организационный этап

Воспитатель (далее-В.): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об очень интересной теме, которую вы сами мне назовете. Не забываем правило: если вы что-то хотите спросить, или ответить на мой вопрос, поднимаем руку. Итак, начинаем работу.

2. Мотивация деятельности кадет

В.: Ребята, часто мы слышим слова: первый учитель, первый космонавт, первый футболист, первый солист и т.д. А как бы вы перевели с русского языка на русский язык слово «первый»? (порядковый номер, номер при счете…)

Воспитатель задает вопросы до тех пор, пока дети не приходят к правильному ответу (как только ответ получен, следующий вопрос уже не нужен):

  1. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем классном часе, как можно назвать одним словом все, что Вы перечисляли?
  2. Как мы обычно называем человека, который всегда впереди?

Ответы кадет: (Другие значения слова «первый» - «лучший, лидирующий»)

 Вы правы, ребята, сегодня мы поговорим о лидерстве и ответим на вопросы:

Слайд 2

- Кто такой лидер?

- Какие качества присущи лидеру?

3. Целеполагание

В.: Как вы думаете, почему нам важно это знать и понимать? Зачем нужны эти знания именно нам?

Ребята, большинство из вас мечтает стать офицером.

Но возможно не каждый из вас задумывался над тем, что военный человек непременно должен обладать качествами лидера, быть готовым к лидерской деятельности, особенно находясь на командных должностях, как в мирное, так и военное время. Воину-лидеру можно поручить ответственную боевую задачу, он всегда служит примером для сослуживцев и молодых воинов, а в сложной ситуации может заменить погибшего командира и принять командование на себя.

Поставим перед собой цель – во время работы ответить на вопросы:

- Могу ли я стать лидером?

- Что мне необходимо сделать, чтобы стать лидером?

 Ребята, а как вы считаете, кто такой «Лидер»? Ответы кадет

Слайд 3

В.: Сначала давайте разберемся с происхождением этого слова. Слово ли́дер пришло в наш язык от английского языка (leader) и в переводе означает — ведущий, первый, идущий впереди, способный пробудить интерес к делу.

- Подумайте и назовите имена людей, которых вы считаете первыми, то есть лидерами (это могут быть известные полководцы, мореплаватели, спортсмены, ученые, деятели литературы, культуры, науки, артисты, это также может быть и ваш товарищ по парте). Ответы кадет

Исходя из ваших примеров, можно сделать вывод, что лидерство проявляется в разных сферах деятельности.

Слайд 4

Посмотрите на слайд, здесь представлены лидеры в политике, военной сфере, в спорте, культуре, в бизнесе.
А теперь послушаем ребят, которые подготовили 2 выступления о лидерах в военной сфере, которых они выбрали сами (А.В.Суворов, Г.К.Жуков).(Выступления кадет по 3 минуты)

Слайд 5-7

- Итак, из того, что уже было здесь сказано можно с уверенностью сказать, что лидер – это человек, обладающий наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способный вести за собой других людей, все с этим согласны?

Хорошо, а теперь продолжите формулировку:

«Лидерами не рождаются……. – лидерами становятся!»

Слайд №8

В: Согласны ли вы с этим утверждением?

Примерные ответы кадет:

  • лидерами не рождаются, ими становятся в процессе жизни, нужно лишь быть сильным по характеру и целеустремленным;
  • для того, чтобы стать лидером, нужно учиться на «отлично», быть активным во всем и общительным;
  • а я думаю, что нужно от рождения иметь задатки организатора и уверенного в себе человека, который сможет убедить в чем-то других;
  • нужно много знать, многим интересоваться, чтобы привлекать людей.

В: Значит, лидерский потенциал можно формировать и развивать. Как показывает опыт, многие известные мировые лидеры сформировали себя сами, и развили в себе определенные лидерские качества. А какими качествами, по-вашему, должен обладать лидер?

Ответы кадет

- Спасибо, давайте с вами поучаствуем в шутливой викторине. На слайде будут появляться герои мультфильмов, а ваша задача будет назвать качества лидера, которые они проявили в той или иной ситуации.

Слайд 9-16

В: Хорошо, ребята, а физические качества могут влиять на лидерство? (рост, фигура, внешний вид, голос, взгляд…),

Приведите примеры известных людей, которые, несмотря на физические недостатки, стали лидерами.

Слайд 17

- Наполеон Бонапарт (прошел путь от мл.лейтенанта до бригадного генерала, а затем стал императором Франции) – имел небольшой рост,

- Ф.Рузвельт (президент США во время 2-й мировой войны) – был прикован к инвалидной коляске, при этом 4 раза избирался на пост президента.

Слайд 18

Из всего вышесказанного можем сделать вывод: острый ум, твердая воля, целеустремленность, кипучая энергия, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие обусловливают способность человека стать лидером.

Слайд 19

У любого лидера есть качества, которые помогают ему достигнуть цели или наоборот- тормозят этот процесс. Как вы думаете, какие качества могут помешать стать лидером? Ответы кадет

- Спасибо, обобщим сказанное в следующем слайде:

  • Низкая самооценка
  • Склонность к обману
  • Нежелание понимать и прощать людей
  • Неуверенность в своих силах
  • Отсутствие ясных целей
  • Лень

4. Физминутка

- Но любые лидеры тоже устают. И мы с вами не исключения, поэтому давайте встанем и немного разомнемся. Кадет…, кадет…, организовать проветривание кабинета.

Замкомзвода, начинайте разминку: Взвод встать! Смирно! Вольно! Становись в проходах, выровняться в затылок, набрать дистанцию на вытянутую руку перед впереди стоящим! Начинаем разминку!(включается музыка, дети выполняют движения)
Отлично! Продолжаем занятие.

5. Практическая деятельность

В.: Поскольку вы поставили цель - узнать о том, сможете ли вы стать лидером, а также что необходимо сделать, чтобы добиться этого, я предлагаю пройти тест на выявление лидерских качеств. У каждого на парте есть лист бумаги.

Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Записывать нужно тот ответ, который первым приходит в голову.

Слайд 19-20

1. Что для вас важнее в игре?
А. Победа. Б. Развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А. Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б. Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А. Да. Б. Нет.

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А. Да. Б. Нет.

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А. Да. Б. Нет.

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А. Да. Б. Нет

7. Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А. Да. Б. Нет.

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А.Нет. Б. Да.

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А. Да.Б. Нет.

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А. Да. Б. Нет.

А теперь подсчитайте у себя общее количество «А» и «Б» ответов.

  • Высокий уровень лидерства А = 7-10 баллов.
  • Средний уровень лидерства А = 4-6 баллов.
  • Низкий уровень лидерства А = 1-3 балла.

Подтвердились ли ваши догадки?

Ребята, вы убедились, что стать лидером нелегко, но чтобы достичь успеха вам надо воспитывать в себе лидерские качества.

Слайд 21

Лидерство это прежде всего работа над самим собой!

В: А как вы считаете:

1. Нужны ли лидеру другие люди? (да, иначе среди кого же он будет лидером?)
2. Может ли лидер справляться с трудностями один, без поддержки других людей?( нет, иначе он не лидер, а одиночка)
3. А какие люди могут помочь лидеру? (те, которых он смог повести за собой, его команда)

Да, ребята, правильно, лидер может состояться только среди людей, из которых он создал свою команду.

Предлагаю вам сейчас просмотреть и затем обсудить видеоролик «Тележка». В этом ролике вам встретится понятие «Перформер», в переводе с англ. языка–это человек, который стремится что-то улучшить, довести начатое до конца без давления со стороны, повести людей за собой, т.е. также является лидером.

(Дети внимательно смотрят видеоролик «Тележка»)

В. Скажите, есть ли в этой команде лидер? (есть) Что он делал в видеоролике. Как вела себя команда в начале фильма, а в конце фильма? Как вы думаете, достигнут ли они результата, конечной цели. Какой вывод после просмотра ролика мы можем сделать (что невозможно одному человеку вести и контролировать всю работу, ни один лидер не справится в одиночку, ему необходима команда, которая помогает двигаться к общей цели).

Ребята, согласитесь ли вы со мной, что наш класс - это одна команда. А какая цель у нашей команды, как вы считаете? (Ответы кадет)

Подведение иогов

Наше занятие подходит к концу. На какой вопрос надо ответить в конце любой работы? (сделана ли она: достигла ли цели?)

Вспомните какие же цели мы ставили? (во время работы ответить на вопросы:

- Могу ли я стать лидером?

- Что мне необходимо сделать, чтобы стать лидером?)

6. Рефлексия

В. организует рефлексию содержания занятия.

Итак, ребята, давайте вспомним – что мы сегодня делали?

В. по мере ответов кадет, выкладывает на доску листы с напечатанными ответами. (1 - перевод с русского на русский слова ПЕРВЫЙ, 2- поставили ЦЕЛЬ занятия, 3 - вспомнили определение слова ЛИДЕР, 4- слушали ДОКЛАДЫ товарищей, 5 - отвечали на вопросы ВИКТОРИНЫ - мультфильма, 6-вспомнили лидеров-военных деятелей), 7 - провели ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ, 8 - ответили на вопросы ТЕСТА, 9 - обсудили лидерские КАЧЕСТВА, 10 - обсудили роль КОМАНДНОЙ работы по видеоролику ТЕЛЕЖККА.

В. организует рефлексию активности на занятии- задает вопросы:

В чем, из всего перечисленного, вам понравилось участвовать?: Цифра1? (считает поднятые руки и записывает рядом с табличкой количество - например - 4 (человека).


В.- уточняет: вы можете выбрать не одну цифру, ведет подсчет по всем цифрам.

В. В результате ваших ответов на доске появилась карта вашей активности - Вы очень активно работали на занятии!

В. Задает вопрос на понимание основного содержания занятия:

- Но главное – можете ли вы сказать – что нужно делать, чтобы стать лидером? Кто готов сформулировать ответ?

(Спрашивает одного-двух кадет, которые работали наиболее результативно).

Ответ: необходимо обладать рядом специфических черт характера, иметь определенную цель, уметь заинтересовать, организовать людей. Уметь работать в команде. Лидерство возможно в различных направлениях. Для лидерства необходимы знания и умения. Военный человек непременно должен обладать качествами лидера.

В. организует рефлексию достижения результата:

Можем ли мы считать, что занятие достигло цели? Кто согласен-поднимите руку.

В. организует эмоциональное завершение занятия:

Спасибо, я тоже считаю, что занятие наше достигло цели, мы не зря потратили время. В завершении предлагаю Вам послушать стихотворение поэта Роберта Рождественского в исполнении в/ефр. Красилова Александра. В этом стихотворении звучит призыв. Какой? Вы ответите сами, если услышите.

Если Вы есть – будьте первыми.
Первыми, кем бы Вы ни были.
Из песен – лучшими песнями,
Из книг настоящими книгами.
Первыми будьте и только,
Ведь в этом же смысл бытия,
Лучше второго художника
Первые маляра.
Спросят Вас оробело:
«Что же тогда получается:
Если все пойдут первыми,
Кто же пойдет замыкающим?»
А Вы трусливых не слушайте,
Вы их сдуйте как пену.
Если Вы есть – будьте первыми,
Если Вы есть – будьте лучшими.
Если Вы есть, попробуйте
Великую ношу первых.
Как самое неизбежное
Взвалите себе на плечи.
Если Вы есть – будьте первыми,
Первым трудней и легче!...

В.: выдерживает небольшую паузу после прочтения.

В. (можно отвечать с места и одновременно) - К чему призывает нас автор?

Захотелось ли Вам стать лидерами?

Спасибо всем, за участие в занятии, за интересные мнения, четкие ответы. Занятие закончено!

Афоризмы:

  • Инновация отличает лидера от догоняющего (Стив Джобс)
  • Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем (Конфуций)
  • Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими (Публий Корнелий Сципион)
  • Хотите подчинить себе других – начинайте с себя (Вовенарг)
  • Два главных качества лидера: во-первых, он куда-то идет; во-вторых, он способен убедить других идти за ним (Эндрю Маккензи)
  • Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном (Наполеон Бонапарт)
  • Лидер – это человек, который может заставить других делать то, что им не нравится, и при этом делать вид, что им нравится это делать (Гарри Трумэн).
  • Лидер действует открыто, босс – за закрытыми дверьми. Лидер ведет за собой, а босс управляет(Теодор Рузвельт)

Задание ?.

В: Ребята, а давайте зададим себе вопрос: «Всегда ли лидерство бывает со знаком плюс? Лидерство бывает необходимым для общества(положительное) и вредным (отрицательное) для общества. Я буду читать вам определения, а вы должны назвать: положительная (синий цвет) или отрицательная(красный цвет) это характеристика лидера? (Поднять сигнальную карточку: красного или синего цвета).

 учитывает мнение других людей;
 готов пожертвовать своим временем ради помощи другим;
 стремится изменить человека, сломать его волю;
 строг, требователен, но находит возможность поощрять окружающих;
 не признает критики;
 умеет находить ответы на многие вопросы, которые касаются окружающих;
 не терпит никакого сопротивления;
 прислушивается к критике, исправляет ошибки;
 не уважает никого, кроме себя;
 пользуется своей властью;
 расширяет свои знания;
 может предать;
 интеллигентный во всем;
 не повышает голоса;
 с удовольствием наказывает;
 упорный в выполнении задач;
 помогает выполнять задачи другим;
 постоянно применяет насилие;
 постоянно кричит.