Роль семьи в гендерной социализации дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Одна из актуальных проблем, которая стоит сегодня на повестке дня в семье и дошкольном учреждении - полоролевое воспитание детей. Исчезли, к сожалению, робкие, мягкие, нежные девочки, возник новый тип мальчиков - неповоротливых, трусоватых, плаксивых. И это типичное явление в современном обществе.

Пробелы в дифференцированном воспитании детей разного пола могут быть одной из причин разрушения семей в будущем.

Девочки, девушки, женщины - огрубевшие, сильные, порой не умеющие хозяйничать - с одной стороны, а с другой - мальчики, юноши, мужчины - неуверенные, слабые, неспособные постоять за свою семью. Такие несоответствия вряд ли предполагают длительность семейных отношений в будущем. Не случайно история различных народов, отраженная в сказаниях, художественных произведениях, повествует о том, что столетиями складывались разные типы воспитания мужчин и женщин.

Например, вот такие черты воспитывались в будущих мужчинах:

  • мужество, смелость, умение постоять за справедливость, защитить и защититься, преодолеть слабости;
  • пренебрежение к боли, страху («не хнычь, не жалуйся»);
  • сдержанность, немногословность, спокойствие («Не болтай лишнего, ты — мужчина»);
  • умение жертвовать собой в большом и в малом;
  • быть снисходительным, добрым, щедрым;
  • умение поделиться с близким, другом, чужаком, всем, что имеешь сам.

У девочки формировались такие качества, которые помогали бы ей в будущем стать заботливой матерью, умной и нежной женой, расторопной хозяйкой. Каждой девочке прививали навыки «женской работы»: умение шить, вышивать, накрывать на стол, го­товить. Занятия вышивкой, вязанием, плетением, художественным оформлением жилья развивали терпение, утонченность души, женственность. Кроме того, воспитывали в будущих женщинах мягкость, требующую защиты и поклонения.

На Руси правила хорошего тона складывались с незапамятных времен. Эти правила регулировали взаимоотношения людей, их внешний вид. В XVI веке появился сборник под названием «Домострой», который рассказывал и о том, как воспитывать детей. Уже в те времена понимали важность различного воспитания с учетом пола. По этому поводу в своде правил, в частности, говорится: «А пошлет Бог кому сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих. Учить их страху Божьему и вежливости, и всякому порядку. По возрасту учить их рукоделию: отец- сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин»

Основы характера закладываются в детстве. Сдержанная, спокойная атмосфера взаимоуважения в семье создаст предпосылки для нормального развития наших малышей.

Как и в те далекие времена, женские секреты раскрывает дочерям мама, а сыновей готовит к мужской жизни отец.

Уже с 3-х лет мама следит за формированием осанки и полоадекватной походки у ребенка, а еще раньше - уделяет внимание профилактике плоскостопия. Мама учит дочку правильно ходить, стоять, садиться, наклоняться. В 5-6 летнем возрасте конкретные жизненные ситуации могут стать поводом для бесед.

Рукоделие - понятие емкое. Чаще всею значение этого слова связывают с умением шить у девочки, с умением столярничать - у мальчика. Однако это слово имеет более широкое значение. Помимо общепринятого понимания, его можно связать, например, с умением девочки правильно подобрать себе прическу. С дошкольного возраста у девочки должно быть несколько расчесок, шампуни и лосьон для волос. С самого раннего детства под зорким оком мамы и бабушки девочка следит за чистотой своих волос и прической.

Мальчикам можно рассказать о значении слова «рыцарь», о том, что очень давно рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В возрасте 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, владеть мечом. Кроме военных наук, воспитывали так, чтобы они умели держать данное слово, были предупредительными и вежливыми, выручали друг друга в беде, заступаясь за слабого, обиженного, и главное - благородно и возвышенно относились к женщине. После того, как сын получил первоначальные знания на эту тему, можно поговорить о том, какого человека называют рыцарем в наши дни.

Занимаясь с детьми дома, также целесообразно использовать дифференцированный подход, предлагая следующие задания:

  • Подбери подходящую юбочку к костюму (девочке).
  • Подбери подходящую табличку для номера к машине (мальчику).
  • Выложи столько кубиков, сколько машин (мальчику).
  • Выложи столько кубиков, сколько кукол (девочке) и др.

Чтобы сформировать полоадекватное поведение девочек и мальчиков, недостаточно им только говорить или давать дифференцированные задания. Более эффективными в этой связи являются игра и труд. Девочкам и мальчикам нужны разные игрушки. Девочке нужны мебель, посуда, газовая плита, куклы с набором одежды по всем временам года, тряпочки, бантики, косынки, фартуки, и другие типично женские аксессуары: сумочки, бусы. С таким набором игрового материала девочка будет играть в то, что она видит у ма­мы и других взрослых женщин - она этого хочет. Так возникают игры в «Дом». «Магазин», «Детский сад», «Больницу», «Парикмахерскую», «Ателье» и др.

Мальчикам нужна «мужская» атрибутика: кроме фабричных машин, рули, пилотки, настоящие солдатские ремни, бинокли, бескозырки, игрушки-пистолеты, различные строительно-конструктивные игры. Принимая на себя роль военного летчика или солдата, мальчик в игре учится быть ловким, мужественным, смелым. При этом нужно поощрять и совместные игры, иметь общие игрушки полезные для девочек и мальчиков.

Важно приобщать девочек и мальчиков к общему труду: помогать маме поливать комнатные растения, выносить мусор. Далее должна идти дифференциация с учетом пола. С 5 лет можно приучать девочку к иголке с ниткой, а с 6 лет - к вязанию, вышиванию, имеете с мамой готовить салат, доверяя резать мелкие овощи, то есть приобщать с учетом возраста к чисто женской работе. Мальчиков отец учит строгать, пилить, забивать гвозди, дает элементарные понятия об электрическом токе.

Не последнюю роль в воспитании будущих женщин и мужчин играет детская художественная литература и фольклор. Детям правятся книжки К.Чуковского, С.Маршака, братьев Гримм и т.д. Родителям следует вдумчиво подбирать сказку или художественное произведение, которое полезно в первую очередь мальчику или, наоборот, девочке. Например, кто особенно нуждается в ненецкой сказке «Кукушка», где речь идет о материнстве? Конечно, девочка. А кого скорее заинтересует «Рассказ о неизвестном герое»? Не только заинтересует, но и будет очень необходимым всем мальчикам.

Сложен и многогранен процесс воспитания детей, и от родителей в большей степени зависит, какой девочкой и женщиной станет дочка, а каким мужчиной вступит во взрослую жизнь сын.

Литература

  1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. // Вопросы психологии. - 1987. - № 5.
  2. Градусова JI.B. Воспитание мужественности у мальчиков в игре. // Воспитание детей в игре. - М., 1999.
  3. Лосева О. К. Половое воспитание детей и подростков в семье. - М., 1990.
  4. Репина Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка // Как помочь ребенку войти в современный мир?// Под редакцией Т.В.Антоновой. - М., 1995.