Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач» (по математике, русскому языку, окружающему миру). 3-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 3


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17–15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Инфознайка», дистанционный интеллектуальный конкурс «Перспектива» (математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, английский язык).

Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

Занятия во внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач» проводятся для учащихся 3 классов 1 час в неделю, всего 34 часа.

Основная цель – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам. Данная цель достигается через решение следующих задач:

  • развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
  • решение нестандартных логических задач;
  • раскрытие творческих способностей ребенка;
  • создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

  • увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
  • повышение интереса учащихся к предметам: математика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Программа Занятия «Решение нестандартных задач» состоит из трех разделов:

I раздел. Математика.

II раздел. Русский язык.

III раздел Окружающий мир.

Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания прошлых лет игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», математического конкурса-игры «Кенгуру», «ЭМУ», дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I раздел. Математика.

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», конкурса-игры «Кенгуру», «ЭМУ», дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Анализ олимпиад по математике.

II раздел. Русский язык.

Выполнение заданий по русскому языку для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», «ЭМУ»

III раздел. Окружающий мир.

Выполнение заданий по окружающему миру для 1-4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс (34 часа)

 

Наименование разделов и тем

Количество
часов

Теория

Практика

Математика – 12ч.

1

Умножение и деление. Табличные случаи деления

1

+

+

2

Куб и его изображение

1

+

+

3

Решение олимпиадных задач

1

 

+

4

Единицы длины и массы

1

+

+

5

Кратное сравнение чисел и величин

1

+

+

6

Прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники

1

+

+

7

Натуральный ряд и другие числовые последовательности

1

+

+

8

Решение олимпиадных задач

1

 

+

9

Площади фигур

1

+

+

10

Решение олимпиадных задач

1

 

+

11

Симметричные фигуры

1

+

+

12

Решение олимпиадных задач

1

 

+

Русский язык -11 ч.

 

Раздел №1 - Фонетика

2

 

 

1

Фонетика
Транскрипция

1

+

+

2

"Олимпиадные задания за 3 класс по русскому языку"

1

 

+

 

Раздел №2 - Морфемика (словообразование)

3

 

 

3

Морфема. Части слова.
Однокоренные слова

1

+

+

4

«Умники и умницы»

1

 

+

5

"Олимпиадные задания за 3 класс по русскому языку"

1

 

+

 

Раздел №3 - Морфология

2

 

 

6

Морфология. Части речи

1

+

+

7

«Олимпиадные задания за 2 класс по русскому языку городского, окружного уровней»

1

 

+

 

Раздел №4 - Лексика

4

 

 

8

Лексика
Классификация слов по значению в тематические группы. Словарные слова

1

+

+

9

Синонимы и антонимы

1

+

+

10

«Умники и умницы»

1

 

 

11

«Олимпиадные задания за 3 класс по русскому языку всероссийского уровня»

1

+

+

Окружающий мир – 11ч.

1

О чём рассказала карта

1

+

+

2

Решение олимпиадных заданий

1

 

+

3

Из чего всё на свете

1

+

+

4

Чудесные превращения воды в природе

1

+

+

5

Решение олимпиадных заданий

1

 

+

6

Воздух . Движение воздуха

1

+

+

7

Тайны недр земли

1

+

+

8

Решение олимпиадных заданий

1

 

+

9

Человек и природные сообщества

1

+

+

10

Путешествие в прошлое

1

+

+

11

Решение олимпиадных заданий

1

 

+

Список рекомендуемой литературы

1. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.

3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.

4. Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.

5. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2010 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

5. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

6. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

7. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

8. Русский медвежонок – 2007. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2008.

9. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm

10. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.