Использование мнемоколлажа как инструмент для адаптации школьников в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 1


Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. [1] Что же такое адаптация?

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей.[1]
Когда первоклассник поступает в школу, он попадает в совершенно другие условия существования и новый круг общения. Какие же изменения происходят:

  • В детском садике дошкольники считались самыми старшими детьми в коллективе, а первоклассники в школе - самые младшие ученики.
  • В детском саду у ребенка был более мягкий режим дня, а в школе очень четкий распорядок и строгая дисциплина.
  • У дошкольника ведущей была игровая деятельность, а у школьника – учебно-познавательная.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода, а в некоторых случаях – до года. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

  • индивидуальных особенностей ребенка;
  • уровня готовности к школе;
  • степени развития социальных навыков.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Я, как начинающий учитель, очень обеспокоилась данной проблемой. Мне впервые предстояло стать классным руководителем первого класса, где будут обучаться 38 учеников. И передо мной встала трудная задача: как же сделать так, чтобы адаптация у моих первоклассников прошла максимально безболезненно? Тем более, что класс был сборный, из разных дошкольных учреждений, то есть дети друг для друга были совершенно чужие. Решение данной проблемы я нашла в использовании техники мнемоколлажа.

Что такое мнемоколлаж?

Мнемоколлаж – это один из видов мнемотехники. «Мнемотехника», или «мнемоника», в переводе с греческого – «искусство запоминания». Они происходят от греческого «mnemonikon». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.) Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86 - 82 гг. до н.э. и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. [3]

Мнемоколлажи – это учебное пособие, которое состоит из картинок, букв, геометрических фигур, цифр, кодирующих определенную информацию. Коллажи помогают закрепить различные методы запоминания, развивают фотографическую память, расширяют словарный запас, тренируют воображение и ассоциативную память. Коллаж соединяет между собой, беспорядочно наложенные, картинки, т.е. идет отработка сюжетного метода запоминания. [2]

Этапы работы с мнемоколлажом:
1. Просмотр коллажа и разбор картинок.
2. Составление сюжета.
3. Установление логических связей.
4. Отработка приемов запоминания. [2]
Вот пример использования коллажа для запоминания правила «ЖИ-ШИ».[3]

Как выглядела практическая часть моей работы?

Я назначила время индивидуальной встречи с каждым моим будущим учеником. При встрече объяснила каждому ученику что такое мнемоколлаж и предложила составить свой мнемоколлаж на тему «Знакомьтесь, это я!» Для удобства работы, я выдала каждому ученику пустой шаблон в виде очертания герба.

Несколько примеров мнемоколлажей, которые нарисовали дети:

Таким образом, в первый день учебы все мои первоклашки пришли со своими мнемоколлажами. Традиционно, первый урок был посвящен знакомству. Все 38 учеников выходили по очереди к доске со своим мнемоколлажем и рассказывали о себе.
В процессе знакомства, сразу же выяснилось, что несколько учеников занимаются плаванием, а другие – танцами или вокалом. Иными словами, дети сразу же увидели, что в классе есть единомышленники. Что важно, ни один ученик не отказался от публичного выступления. Эффективность данной техники была стопроцентной. В первый же день дети нашли общие интересы и общие темы для разговоров. Ни о какой полугодовой адаптации к социальной ситуации речи не было.

Хочу сказать, что этот метод можно использовать не только в 1 классе. Например, во 2 классе в мой класс пришел новый ученик. Он очень переживал по поводу того, как он подружится с новыми учениками. Я предложила ему такую же технику мнемоколлжа. И в первый же день учебы новый ученик совершенно безболезненно влился в коллектив.

Это моя авторская разработка, которая успешно прошла проверку на практике. И теперь я могу рекомендовать метод использования мнемоколлажа для адаптации учеников в начальной школе всем своим коллегам.

Список литературы и интернет-ресурса

  1. http://pedsovet.su/ns/6370_adaptacia_pervoklassnikov_k_shkole
  2. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам: пособие для логопеда. – М., 2014.
  3. Розова Ю.Е., Коробченко, Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. - М. Инфра-М, 2016.