Методическая разработка внеклассного мероприятия «Книги поколений. Память о пережитом». 7–9-е классы

Разделы: Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 7, 8, 9


Пояснительная записка

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с подвигами ветеранов в годы Великой Отечественной войны, которые жили, живут в городе Нягань через чтение серии книг «Память о пережитом».

ЗАДАЧИ:

  • Воспитание патриотических чувств у учащихся и уважения к памяти защитников Отечества, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
  • Развитие интереса к изучению исторического прошлого нашей страны, нашего города через судьбы людей.
  • Совершенствование умений и навыков поиска необходимой информации в книгах.
  • Развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.
  • Применить на практике знания английского языка в выполнении заданий.

Актуальность темы: в 2020 году вся страна будет отмечать 75 годовщину Победы в самой кровавой войне 1941-1945 годов.

Практическая значимость:

  1. Данный материал может быть использован как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
  2. Материал представлен на двух языках, русском и английском.
  3. Формирует уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.
  4. Поощряется интерес учащихся к истории своей семьи, написанной во время Великой Отечественной войны, так как многие внуки и правнуки учатся сегодня в нашей школе.

Форма проведения: групповая

  • Оформление:
  • Презентация к проведению внеклассного мероприятия.
  • Книги «Книги поколений. Память о пережитом» трех выпусков.
  • Диск СД. (Количество книг на класс достаточно в школьной библиотеке).
  • Для урока английского языка распечатываются 2 страницы (6-7) для того, чтобы ученики могли ознакомиться с неизвестной лексикой военной тематики.

Ход мероприятия

Презентация

(слайд 1) Учитель: Ребята, приближается 75-я годовщина со Дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Сегодня мы с вами завершаем работу над книгами «Книги поколений. Память о пережитом». Эти сборники посвящены ветеранам Великой Отечественной войны города Нягани. Издание рассчитано на широкий круг читателей, всех, кто интересуется историей нашей страны. Память о пережитом - это впечатление, оставшееся от того, что было в прошлом. Это оставило определенный след в памяти человека. Например, наши бабушки и дедушки хранят память о войне.

(слайд 2) Книга, посвященная ветеранам Великой Отечественной войны, нашим землякам, которые жили и работали в нашем городе. Какие бы грандиозные и мелкие события ни происходили в нашей стране, май 1945 года остается одним из самых ярких и значимых событий в истории ХХ века. Наши ветераны не понаслышке знают военные лихолетья, они испытали на себе всю тяжесть восстановления разрушенной страны. Рассказы живых свидетелей тех страшных для Родины лет, героев, совершивших небывалый подвиг во время войны, становятся жизненными уроками для нас.

(слайд 3) В книге представлены воспоминания ветеранов, личные документы, фотографии и другие свидетельства их славного военного и трудового пути, относящиеся к разным периодам нашей истории. Эта историческая память не должна ослабевать, но должна постоянно оставаться в сознании нового поколения. Память о пережитом делает человека мудрее и опытнее. Эта книга соединяет прошлое и будущее.

(слайд 4) Учитель: Вашим группам было дано задание:

  1. Пойти в школьную библиотеку;
  2.  Взять книги;
  3.  Получить конверт с заданием;
  4.  Ответить на вопросы о ветеранах во время войны;
  5. Приготовить по 3 вопроса двум другим группам о жизни ветеранов после войны в нашем городе;
  6. Определить группу Победителя и Знатока.

(Лидеры групп проходят на жеребьевку)

(слайд 5) Учитель: Проверяем, как вы справились с первым заданием – вопросами.

(слайд 6) Кто из ветеранов:

а) служил

- в воздушном батальоне и осуществлял контроль за самолетами в войне с Японией?

- медсестрой в блокадном Ленинграде?

- стрелком - снайпером на 2-м Дальневосточном фронте в войне с Японией? - в железнодорожном батальоне?

- шофером в 11-м кавалерийском корпусе, а затем в 71-м автобатальоне?

- старшим матросом?

- заместителем помощника начальника штаба 340-й стрелковой дивизии?

- командир разведчиков 2317 гаубичного артиллерийского полка?

- в 75-й гвардейской дивизии минометчиков. В 1947 в бюро пропусков в немецком городе Галле?

- командиром мотоциклетной роты?

б) освобождал

- Варшаву и Берлин в артполку, был разведчиком?

- Харьков, Белую Церковь, Румынию, Молдавию, Венгрию?

- Латвию, Литву, Польшу?

- Выборг?

в) имеет

- медаль "За оборону Кавказа?"

- значок "Отличный разведчик"?

 г)

- был в плену с 15.05.1942- 01.06.1944?

- сварил еду в каске?

- воевал под Сталинградом, затем на 1-м Украинском и 1-м Белорусском?

- осуществлял радиосвязь авиационного полка, в котором летал Кожедуб.

- прошел через Вену, Чехословакию?

- встретил Победу в Финляндии?

- за годы войны поменял три самолета ТУ-4, Ил-4, Б-25?

(7 слайд)Учитель: вы ответили на 22 вопроса и у нас такие результаты (объявляются баллы группам).

(8 слайд) Теперь ваши вопросы друг другу. Время подготовки на каждый вопрос 1 минута. Если какая-то группа не может ответить, то она может воспользоваться двумя подсказками. Если ответа нет, то вопрос переходит другой группе, если и вторая группа не знает ответ, то задающий отвечает сам на свой вопрос.

(9 слайд) По окончанию подсчитываются баллы и объявляется Группа - Победитель и Знаток. Получают сладкий приз и георгиевские ленточки. Если эти задания используются на уроке,  то можно поставить еще и оценки.

(10 слайд) Учитель: Безгранична благодарность спасенных поколений тем, кто сделал это, проявив святую любовь к Родине, небывалое мужество, непобедимость духа. Отрадно, что в новой России не забываются исторические события, сохраняется преемственность поколений, учитываются уроки прошлого. Жители Нягани чтят людей, которым было суждено сражаться, трудиться и победить в самой страшной войне в истории человечества, которые пережили столько испытаний, спасая свою Родину и все человечество.

(11 слайд) Почтим память ветеранов, которых с нами уже нет.

(12 слайд) Ключи:

а)

Басырова Шамсурха Хафизовна;
Бессмертная Фруза Семеновна;
Гаврилов Александр Петрович;
Шамбазов Фарид Хафизович;
Акишев Борис Епифанович;
Гордеев Михаил Петрович;
Нуйкин Семен Петрович;
Первицких Александр Кузьмич;
Шапкин Николай Владимирович;
Шабалин Александр Григорьевич.

б)

Горбушкин Дмитрий Петрович;
Сидоров Алексей Андреевич;
Булатов Иван Андреевич;
Вылегжанин Николай Антонович

в)

Воробьев Дмитрий Андреевич;
Алексеев Василий Феоктистович

г)

Баев Иван петрович;
Валитов Шариф Хасанович;
Валлиулин Гиндулла Набиуллинович;
Лебедев Леонид Алексеевич;
Вечный Николай Иванович;
Ленских Иван Степанович

(13 слайд)

Использованная литература

  1. Павленко Н.В., автор-составитель, заведующая архивным отделом администрации города Нягань, Москва «Интербук – бизнес», 2003, второй выпуск, 195с.
  2. Павленко Н.В., автор-составитель, заведующая архивным отделом администрации города Нягань, Москва «Интербук – бизнес», 2005, третий выпуск, 294с.
  3. CD-диск.