Методическая разработка урока географии "Европейский Юг – Северный Кавказ"

Разделы: География

Класс: 9


Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление).

Цель: сформировать представления учащихся о Северном Кавказе.

Задачи:

  • Учебные: оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района.
  • Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения на основе полученной информации
  • Воспитательные: создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма

Ход урока

I. Организация класса

Народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт,
а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление
и о своём районе, и о других частях страны.
(Слайд 1)

Сегодня мы начинаем изучение ещё одного района Европейской России - определите его.

Кавказ…
Он разнолик и многогранен;
Несет в себе историю веков;
Но также, как и раньше, он прекрасен
Своей природой
Грозной и простой.    

(слайд 2)

Итак, о каком районе сегодня пойдет речь? Северного Кавказа или Европейского Юга.

Напомните, по какому плану мы даем характеристику экономического района

Тема сегодняшнего урока «Состав, ЭГП, природные условия и ресурсы Европейского Юга»   (слайд 3)

Цель урока: (слайд 4)

 Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите сочетание Северный Кавказ?

 (Дети отвечают: море, тепло, горы и т.д.)

Посмотрите, пожалуйста, отрывок из известного фильма «Кавказская пленница».

Проблемный вопрос: Прав ли герой фильма? Под влиянием каких факторов сформировалась теперь уже всероссийская житница, кузница и здравница? (слайд 5)

 В течение урока мы изучим особенности ЭГП района, его природу и постараемся найти ответы на эти вопросы.

II. Изучение нового материала

1. Состав района. «Северный Кавказ»

(слайд 6)

По карте атласа «Европейский Юг» определите запишите в «Рабочий лист» (Приложение 1) субъекты Федерации, входящие в состав района

2. Особенности ЭГП района

Работа с картой атласа «Административно- территориальное деление России».

Ученики делают записи в «Рабочем листе.

Итог: Особенностями ЭГП Северного Кавказа являются: (слайд 7)

  1. Приграничное положение.
  2. Самый южный район России (окраинное положение).
  3. Природные рубежи: Кавказские горы, Каспийское море, Азовское и Чёрное моря.
  4. Транспорт: Транзитное положение.
  5. Богат природными ресурсами.

III. Рефлексия

В чём достоинство географического положения Европейского Юга? В чём – недостатки? (ЭГП Северного Кавказа выгодное. Проведение олимпиады, а вернее строительство необходимых объектов в Сочи, несомненно, укрепило экономику этого района) (слайд 8)

3. Природа Европейского Юга

Работа по группам:

  1. минеральные ресурсы
  2. почвенные ресурсы
  3. водные ресурсы
  4. агроклиматические ресурсы
  5. рекреационные ресурсы

4. Самостоятельная работа учащихся

Самостоятельная работа учащихся с учебником и картами атласа, заполнение таблиц в «Рабочем листе». (Слайды 9-14)

Рефлексия: Оценка природных условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. (ответы проговариваются устно и вывод записывается в «Рабочий лист») (Природные условия Северного Кавказа самые благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности.)

1) Какими ресурсами богат Северный Кавказ? (Минеральными: газ, нефть, руды, источники минеральных вод; Почвенными: чернозёмные, каштановые, пастбища; Климатическими; Рекреационными)

Рефлексия: Вернёмся к проблемному вопросу: Под влиянием каких факторов сформировалась всероссийская «житница, кузница и здравница»?

2) Сделайте предположение, какие отрасли хозяйства могут получить здесь наибольшее развитие? (сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, ТЭК, курортная зона)

Подводя итог нашего урока, необходимо отметить, что Кавказ - это не только богатые недра и плодородные почвы, но и удивительно красивые природные ландшафты. Кавказские горы воспеты многими известными людьми.

Кавказские горы запечатлены на картинах известных художников. Про Кавказ написано немало стихов и песен. Я предлагаю вам полюбоваться природой под звуки песни Владимира Семёновича Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы» Просмотр слад-шоу под звучание песни Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы».

5. Домашнее задание